Личный пример родителей в формировании личности ребенка. Роль личного примера родителей в воспитании детей

РЕБЕНОК УЧИТСЯ ТОМУ,

ЧТО ВИДИТ ОН В СВОЕМ ДОМУ.

ПРИМЕР – РОДИТЕЛИ ЕМУ.

Девиз одного отца

Затрагивая тему воспитания детей, необходимо говорить о целом комплексе факторов, которые оказывают влияние на поведение ребенка. В первую очередь следует заметить, что родители играют ключевую роль в формировании мировоззрения ребенка, поведения и его отношения к жизни в целом, являясь для него примером с самого детства. Только появившись на свет, ребенок видит рядом с собой папу и маму, считая их центром вселенной. Он запоминает их голоса, привыкает к их мимике, а позже, став немного взрослее, ребенок начинает подражать родителям, пытаясь быть похожим на отца или мать.

Недаром говорят, что родители – это пример для детей . Если вы хотите, чтобы ваш ребенок вырос достойным человеком, получил необходимые знания и смог правильно их использовать в жизни, станьте для него примером в этом. С малых лет дети должны видеть правильное поведение родителей в семье, добрые, искренние отношения. Именно от родителей ребенок получает ту базу ценностей, которая и остается с ним до конца жизни. Разумеется, не только родители оказывают влияние на мировоззрение ребенка. Это и воспитатели в детском саду, и школа, откуда ребенок черпает много новых знаний, знакомится с новыми людьми, вступает в новый коллектив. И здесь очень важно, чтобы ребенок не пошел по неверному пути, попав в неправильную компанию. Именно поэтому родители должны с самого детства прививать ребенку ключевые понятия того, что есть правильно и неправильно.

Некоторые родители считают, что не стоит проявлять видимой любви к ребенку, иначе он станет избалованным. Однако на самом деле, когда ребенок чувствует настоящую любовь родителей, он растет незакомплексованным. Родительская любовь – это тот фундамент, на котором и строится характер ребенка, его личность. Если ее нет, это ведет к замкнутости, агрессии, депрессивному состоянию. К тому же, чувствуя с детства любовь родителей, ребенок вырастет с твердым ощущением того, что у него в семье тоже должны быть такие теплые отношения.

Психологи утверждают, что самое важное в воспитании ребенка – это глубокий психологический контакт с ним. Это подразумевает в первую очередь общение с ребенком. Диалог – вот что является самым важным в отношении между родителями и детьми, как подчеркивают психологи. Чтобы диалог получился, его необходимо строить на общем видении ситуации, общей направленности. Ребенок не должен жить своей отдельной жизнью, сидя в уголке и играя в игрушки. К сожалению, именно так происходит во многих случаях. Некоторые родители полагают, что, купив ребенку новую игрушку, они могут больше не обращать на него внимания. Этот отнюдь не та забота, о которой идет речь, а просто отмахивание от родительских обязанностей, выраженное материально.

Если вы хотите, чтобы ваш ребенок стал достойной личностью, обратите внимание прежде всего на себя и свое отношение к жизни. Именнородители являются примером для детей . Поступки, манера поведения дома и в обществе, система ценностей – все это ребенок видит в первую очередь дома. Если вы хотите, чтобы ваш ребенок уважал вас и считался с вашим мнением, станьте для него авторитетом. Только начинать нужно с детства, иначе потом может быть уже поздно. Если поведение родителей оставляет желать лучшего, ребенок может со временем ступить на ту же тропу. Не будьте отрицательным примером для ваших детей, и тогда у вас будет повод для гордости и надежная опора в старости.

Е С Л И

Т О

1. Ребенка постоянно критикуют У него не возникает стремление к совершенству
2. Ребенок живет во вражде Он учится агрессивности
3. Ребенка высмеивают Он становится замкнутым
4. Ребенок живет в упреках Его постоянно гложет чувство вины
5. На ребенка давят Он начинает скрытничать и лгать
6. Ребенка контролируют Он вырастает безответственным
7. Ребенку во всем потакают Он становится равнодушным и мстительным
1. Ребенок живет в терпимости Он учится принимать других людей
2. Ребенка подбадривают Он верит в себя
3. Ребенок живет в честности Он учится быть откровенным
4. Ребенка поддерживают Он ценит себя
5. Ребенок живет в понимании и дружелюбии Он стремится находить любовь в этом мире

В настоящее время на территории нашей страны имеется большое количество детских воспитательных и развивающих учреждений различных форм собственности: детские дошкольные учреждения (сады), школы, интернаты, группы продленного дня, центры раннего развития, мини-сады. Однако они никак не уменьшают роль семьи в воспитании малыша.
Семья является одним из главных звеньев в воспитании детей. Большую роль в процессе формирования личности малыша с самого рождения играет личный пример родителей. Положительный пример – важный фактор в воспитании и средство познания малышом жизни. Малыши еще недостаточно различают, что хорошо, а что плохо, поэтому и подражают как хорошим, так и плохим поступкам родителей.
Для ребенка родители – это все! Они закладывают основы самых главных качеств личности своего малыша: доброты, трудолюбия, уважения к окружающим, аккуратности, честности и других качеств. У каждого родителя свои цели воспитания ребенка. Даже в одной семье у родителей не сходятся взгляды на процесс воспитания. Главным принципом воспитания детей является личный пример родителей, потому что именно он закладывает основы нравственности и моральных свойств личности ребенка. Иногда окружающие люди рассуждают, что и в благополучных семьях вырастают неблагополучные дети. Да, так бывает, если учесть, что пример родителей – это только один из многих принципов воспитания детей. Конечно, на ребенка действует еще много других факторов, но мы рассматриваем один из главных – личный пример родителей.

В чем выражается личный пример родителей?:

◦ Поведение родителей – пример для подражания их детей. Дети больше впитывают то, что видят. Если мама использует в своей речи ласкательные слова, то и ребенок будет их использовать. Если родители допускают грубые выражения, то и дети в играх и общении будут использовать ненормативную лексику;

◦ Высказывание личного отношения к окружающим событиям. Если родители увидели курящего человека, то они должны конкретно и точно сказать, что это отрицательно влияет на здоровье. И никаких многозначительных слов. Выразить свое отношение необходимо искренне;

◦ Соответствие слов делу. Если вы требуете от ребенка чего-то, тогда и сами выполняйте это требование. Например, если требуете от ребенка аккуратно складывать свои вещи, то и сами всегда аккуратно складывайте свои вещи.

Если перед ребенком будет выбор – поступить так, как говорят родители или как они поступают, то они выберут второй вариант. Можно сто раз говорить ребенку: «Нельзя врать!», а сами часто при ребенке говорите неправду. В самом худшем варианте уговариваете сказать кому-то (например, папе) не то, что было в действительности. Вы толкаете ребенка к тому, чтобы он соврал.

Ошибки воспитания в семье:

Проблемные дети чаще всего являются результатом неправильного семейного воспитания. Существует несколько групп ошибок, которые допускают многие родители. Их условно можно разделить на группы:

1. Неправильное проявление родителями своих чувств;
2. Некомпетентность родителей;
3. Непонимание важности родительского примера в процессе воспитании малышей.

Рассмотрим подробнее третью группу – непонимание важности родительского примера в процессе воспитании малышей.

Социализация вашего крохи изначально происходит в домашних условиях, в семье. Именно родители демонстрируют своим поведением яркие и типичные примеры моделей поведения в обществе. Поэтому неудивительно, что мальчики могут подражать агрессивному отцу, а девочки – грубой и несдержанной маме. Подавляющее большинство детей становятся асоциальными, поскольку переняли пример с родителей.  
Очень часто многие родители недооценивают роль собственного примера в процессе воспитания малышей, а также требуют от них то, что не делают сами. Воспитываемые таким образом дети начинают капризничать, не подчиняться взрослым, родители для них теряют авторитет.
Большой и не менее серьезной ошибкой в воспитании является отсутствие единых требований у мамы и папы. Неблагоприятный психологический микроклимат дома приводит к появлению у малыша замкнутости, психических нарушений, иногда даже ненависти к самим родителям.

О поступках взрослых...:

Очень часто родители, выражая жалобы на непослушание своего ребенка, пользуются выражением: «Сколько тебе не говори – все без толку». Многие родители думают, что ребенка можно воспитать словами. Разве слово является главным средством воспитания? В воспитании ребенка важна сначала любовь и забота к ребенку, затем – личный пример родителей, и только потом - слова взрослого. Личный пример родителей является самым главным методом воспитания. С первых дней жизни ребенок впитывает то, что видит вокруг себя. Ребенок поступает не так, как его учат, а как поступают родители. Все, что они видят, передают в своих играх. Если понаблюдать за их сюжетно-ролевой игрой «Семья», то можно увидеть копию семейных отношений. Плохим примером для ребенка являются моменты, когда слова родителей расходятся с их делами. Поэтому когда папа говорит, что надо уважать девочек, а сам позволяет грубить маме, будет ли мальчик вести себя достойно с женским полом? Если взрослый позволяет грубости при ребенке, то ребенок будет это копировать. Иногда родители удивляются, откуда у ребенка появляются дурные привычки. Взрослые начинают винить всех, кто окружает их малыша. К сожалению, они не видят того, что малыш эту плохую привычку скопировал у них. Поведение родителей является самым важным фактором воспитания. Важно всегда помнить, что взрослые воспитывают малыша не только в процессе разговора с ним, поучений, приказов. Они активно и незаметно формируют личность малыша каждую минуту его жизни: как родители одеваются, общаются, радуются, грустят. Все жизненные принципы взрослых имеют огромнейшую роль для малыша и его дальнейшей жизни в обществе.

Дети полностью отражают поступки взрослых:

Чтобы окружающие изменили отношение к тебе, необходимо изменить свои личные эмоции. Также дело обстоит и в семье. Дети познают окружающий мир через семью. Если родители всегда находятся в хорошем настроении, не унывают, уверены в себе, то и ребенок будет воспринимать мир положительно, сами будут хорошо относиться к людям. Если родители часто находятся в плохом настроении, тревожны, не уверенны в себе, то и ребенок будет отрицательно воспринимать окружающий мир, будет ожидать от окружающих людей неприятности.

Очень важно родителям следить за своей мимикой, чувствами, состоянием. Если родители тревожны, всего боятся, то и дети будут переживать такие чувства. В таких ситуациях необходимо начинать с себя. Успокойтесь, перестаньте тревожиться по любому поводу, контролируйте свои интонации, голос, мимику.
Чтобы ребенок почувствовал любовь родителей, говорите с ним ласково, направляйте на него доброжелательный взгляд. Очень важно поддерживать дома доброжелательную психологическую атмосферу, обращайте внимание на цвета, окружающие звуки. Разговаривайте с членами семьи мягким голосом, отслеживайте просмотр телевизионных передач, контролируйте игры, в которые играет ребенок. Существует мудрая пословица: «Все, что ищешь – ищи в себе».   Поэтому если вы заметили у ребенка какие-либо нарушения в поведении, проанализируйте свои поступки, увлечения, личностные особенности. При воспитании ребенка начинайте с себя. Дети следят за поведением взрослых, поэтому родители должны контролировать свои поступки. Когда взрослые совершают правильные поступки, детям не надо говорить о них, они впитывают все хорошее без дополнительной информации.

Дорогие родители, в воспитании ребенка начинайте с себя, со своих положительных поступков, тогда у ребенка будут формироваться положительные черты характера!

Как родители влияют на детей?:

1. 70 - 80% своих качеств дети получают от родителей по наследству, остальное - в процессе воспитания;
2. Не всегда родители являются примером для своих детей. Например, в благополучной семье не всегда вырастают послушные дети. Также не обязательно в неблагополучной семье должны быть проблемные дети;
3. В воспитании важно отношение родителей к ребенку. Отношение родителей к ребенку бывает разных видов: слепая любовь, нормальное отношение, отсутствие внимания к ребенку, безразличное отношение к малышу, отсутствие родительских чувств к своему ребенку.

Внимание! Бывают случаи::

Некоторые дети не поддаются положительному влиянию своих родителей;
- Некоторые дети из неблагополучных семей не похожи на своих родителей;
- В семье из нескольких детей есть ребенок, который не похож на своих родителей.

Почему не всегда дети подражают своим родителям?:

◦ Ребенок наследует свои качества от предков, от обоих родителей, которые у него сложно переплетаются, поэтому в результате мы получаем ребенка, который часто не похож на них как внутренними, так и внешними качествами;
◦ Если ребенок рождается с геном самостоятельности, то он с детства его реализует: не слушается взрослых, не верит людям, самостоятельно исследует окружающий мир;
◦ Если ребенок родился без гена самостоятельности, то он послушный, бесконфликтный, хорошо учится. В данном случае родители считают своего ребенка похожим на себя.

Отношение родителей как пример для детей:

Если родители плохо относятся к своему ребенку, то со временем ребенок будет проявлять к ним негативное отношение. Когда между родителями складываются плохие отношения, то дети со временем будут относиться к ним плохо. Особенно это ярко может проявляться у самостоятельных детей. Но даже зависимые дети могут со временем проявлять к таким родителям плохие отношения. В данном случае родители демонстрируют плохой пример для детей. Однако когда ребенок становится взрослым, он может повторять судьбу своих родителей, несмотря на то, что сам он родителей осуждает. Но бывают случаи, когда дети отстраняются от родителей еще в детстве и строят свою жизнь не так, как их родители. Родители всегда являются примером для подражания своим детям, потому что ребенок лучше знает своих родителей, чем других людей.
Задачами родительского воспитания является развитие положительных и подавление отрицательных качеств ребенка.     

Об авторитете взрослых...:

Степень влияния родителей на своих малышей во многом зависит от авторитета взрослого. Чем выше авторитет взрослого, тем сильнее влияние на поступки малыша. Авторитет родителя является очень важным условием воспитания. Если взрослые не являются авторитетом для ребенка, то он не слушает их, капризничает, грубит. Дети должны видеть в родителях своих лучших друзей. Авторитет взрослых падает, когда они в общении с окружающими лгут или чрезмерно проявляют слепую любовь к ребенку, удовлетворяют все их желания, а также унижают или подавляют личность ребенка.

Практикум для родителей:

Вот несколько простых упражнений, которые помогут родителям оценить свое поведение и проанализировать, какое влияние оно может оказывать на процесс воспитание малыша.

Упражнение «Домашние разговоры»

Вспомните, о чем вы разговариваете с детьми дома? Какое отношение вы передаете в разговоре о людях и событиях? Проанализируйте. Сделайте вывод. У детей формируется отношение к окружающему в зависимости от услышанного в непринужденной обстановке.

Уважаемые родители! Если вы совершили нехороший поступок при ребенке, не бойтесь признаться в этом, объясните малышу, что заставило вас так поступить. Ваша честность, открытость только укрепит семейные отношения и будут прекрасным примером для детей.

Упражнение «Требования к ребенку»

Родителям необходимо заполнить таблицу из трех колонок: в первой записать требования, которые Вы предъявляете к ребенку; во второй – какие требования вы предъявляете к ребенку, а сами их не выполняете; в третьей – какие требования к ребенку вы выполняете и поэтому можете требовать их выполнение от ребенка. Эта таблица выглядит таким образом:

Теперь пришло время проанализировать таблицу и понять, над какими пунктами нужно поработать самим взрослым, чтобы требования к малышу были грамотными и обоснованными, а воспитание - продуктивным и эффективным.

Дорогие родители, прежде чем воспитывать ребенка, начните с себя, со своих положительных поступков, доброжелательных отношений к окружающими. Только в таком случае у вашего ребенка будут формироваться положительные черты характера! Будьте авторитетом и настоящим другом для своего ребенка!


«Родители - пример для детей»

Важным средством воспитания является пример родителей, потому что ребенок подражает всему, что видит вокруг себя. Если взрослые между собой резки, грубы, если они не сдержанны в обращении с ребенком, дети это легко перенимают. Это обязывает родителей следить за своим поведением. Родителям следует также помнить, что дети до трехлетнего возраста еще очень плохо понимают шутки и юмор. Поэтому такие приемы, как шутливое запугивание, поддразнивание ребенка, недопустимы. Шутливые утверждения, вроде: «я не люблю тебя», «ты не мой сын» или «у нас нехорошая мама» вызывают у ребенка слезы.

Самое главное - это собственный пример родителей. Нужно учить детей прекрасному, хорошему и самим родителям идти по этому пути. Ни в коем случае не лицемерить, не обманывать, не лгать, уважать родителей и друг друга, иначе и дети вырастут такими.

Известно, что дети не родятся ни добрыми, ни злыми, ни грубыми, ни вежливыми . Эти качества формируются в процессе их развития, целиком определяются теми условиями, в которых они живут. Если дети видят, что родители относятся к людям с уважением, особенно к пожилым, если отец и мать воспитывают и детей в духе уважения к старшим , обычно из них вырастают вежливые и чуткие люди.
Пример поведения старших обладает для детей огромной притягательной силой. Если родители, скажем, не почитают дедушку и бабушку, то трудно надеяться, что и дети будут почитать своих родителей.

Сильнейшее влияние на детей оказывают поступки не только родителей, но и старших братьев и сестер. Если старшие братья и сестры непочтительны к родителям, бабушке и дедушке, то обычно и младшие усваивают по отношению к ним грубый, дерзкий тон.

Маленькие детишки подражают старшим братьям и сестрам и в худшем, и в хорошем. Старший брат или сестра грубо отвечает бабушке, ругается, и младшие начинают язык бабушке показывать и ругаться. Старшая сестренка капризничает, плачет из-за всякого пустяка, и младшие капризничают, рев по всей квартире идет. Старшие любят читать, обертывать книжки в бумагу, берегут их, и младшие начинают книжками интересоваться, не рвут их, не пачкают, делают вид, что книжку читают.

Незыблемым условием, от которого в значительной мере зависит воспитание у детей уважения к взрослым, является бережное отношение отца к матери. В семье, где отец считается с матерью, чутко относится к ее мнению, проявляет различные признаки внимания к ней, там и дети растут вежливые, воспитанные. И, наоборот, если отец с матерью груб, не считается с ней, оскорбляет ее достоинство, это нередко порождает грубость, распущенность и в поведении детей.
Для того, чтобы дети уважали взрослых, нужно, чтобы и взрослые уважали детей. На родительскую ласку, даже если она сочетается с разумной требовательностью, дети отвечают обычно самым сердечным отношением к отцу и матери. Для формирования доверия к взрослым очень существенно, чтобы обещания, которые даются ребятам, безусловно, выполнялись. Нередко, желая отвязаться от настойчивых просьб ребенка что-то купить или сделать, дают обещание, а потом забывают. Нет нужды подробно говорить о том, что такие родители скоро выходят из доверия, и навряд ли их уважают. Но скверно и другое - удовлетворять без разбора любые ребячьи требования. Уважать потребности детей - вовсе не значит потакать их капризам.

Малыш часто совершает те или иные поступки только потому, что «так сказала мама» или «так сказал папа». Он еще не помышляет о том, чтобы у него спросили его собственное мнение. Другое дело школьники. К 11 -12 годам у ребенка уже складываются свои взгляды по некоторым вопросам, и он болезненно переживает, когда с ним не считаются. Малышу можно сказать: «Надень калоши, а то ноги промочишь». Обращаясь к малышу в форме распоряжения, мы его не обидим.

Другое дело - подросток. Он, например, считает, что на улице совсем не мокро и что калоши вовсе не нужны. У него есть уже свое мнение, почему же его не выслушать, не посчитаться с ним или не объяснить ему, что он не прав?

Если ребенок воспитывается таким образом, что с ним не считаются, то обычно и он усваивает такой же стиль неуважения к другим.

Дети не только должны быть свидетелями благородных поступков других, но и сами приучаться к культурному поведению.
Некоторые родители, плохо понимая, как происходит процесс формирования ребенка, иногда невольно поощряют грубости маленьких детей.

Обидевшись на дедушку, трехлетний Алеша сказал; «Дед балян»,- и все присутствующие рассмеялись. Ребенок почувствовал одобрение и, к общему удовольствию, повторил грубость еще несколько раз. Или такой случай. Алеша поднял с пола туфлю и запустил в бабушку, отдыхавшую на диване. «Ты что делаешь, оголец?» - смеясь, сказала бабушка, и мальчик тоже расхохотался. Сейчас малышу все прощается. Более того, такие «забавы» вызывают умиление. А пройдет год-два, и родители за то же самое начнут наказывать ребенка, и он будет страдать, плакать: ему трудно будет понять, почему раньше это поощрялось, а теперь пресекается.
Требовать от ребят почтительного отношения к взрослым -обязательно. Приучать к этому детей необходимо. Но и уважать ребят, даже самых маленьких - одно из исходных положений воспитания. Воспитание детей - большое и ответственное дело. Нужны знания, терпение, настойчивость.

Педагог-психолог

Статья для родителей "Личный пример для детей".

Автор: Скрипникова Валентина Михайловна.
Данный материал будет полезен для родителей, которые занимаются воспитанием своих детей с раннего возраста, а также няням, бабушкам которые занимаются воспитанием детей.
Главная цель воспитания детей в семье :
- составляет всестороннее развитие личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство.
Задачей родителей в пору детства :
- является не только развивать формирующиеся процессы восприятия, внимания, памяти и речи, но и формировать с самого раннего возраста правильное мировоззрение и культуру поведения в обществе-социуме.
Воспитывая детей, нынешние
родители воспитывают
будущую историю нынешней
страны, а значит, и историю
мира.
А. С. Макаренко


Семья - образец для формирования межличностных отношений ребенка, а папа и мама - образцы для подражания.
Родители, порой осуществляют воспитание ребенка вслепую, интуитивно. Все это не приносит желаемых результатов. Как объяснить родителям, что ребенка надо не только накормить и красиво одеть, но и общаться с ним, научить его думать, размышлять.
Родителям не нужно забывать, что ребенок - это зеркало семьи, если вы хотите вырастить достойного человека, то не забывайте, что в первую очередь вы сами должны вести себя достойно. Очень часто дети обращают особое внимание именно на неправильные поступки, как родителей, так и окружающих. Фраза «Ребенок- зеркало души».
Малыш часто совершает те или иные поступки только потому, что «так сказала мама» или «так сказал папа». Он еще не помышляет о том, чтобы у него спросили его собственное мнение.
Это ведь действительно так, ведь он копирует полностью все и жесты, мимику, поведение, слова, эмоцию. Какими они небыли бы. И все это происходит на подсознательном уровне.
Очень важно использовать свой личный пример для воспитания своего ребенка, обязательно следя за своими действиями, словами, поступками.
Если вдруг вы сделали, что-то не так, обязательно нужно сделать не замедлительно сделать что-то положительное, например, прочитайте какой-то стишок, спойте шуточную песенку, а сделать это не обходимо, чтобы отвлечь ребенка.


Очень часто родители снова и снова отправляют своих детей в детском саду прощаться с воспитателем, хотя сами, уходя никогда не прощаются с воспитателем. Если кто-то из них сам будет регулярно прощаться с воспитателем, то у детей сформируется автоматически делать это без всяких просьб.
Для ваших маленьких детей очень важно будет услышать ваше мнение о его сверстниках, подружках, друзьях, старайтесь, чтобы ваше мнение было позитивным.
Поведение родителей – пример для подражания их детей. Дети больше впитывают то, что видят. Если мама использует в своей речи ласкательные слова, то и ребенок будет их использовать. Если родители допускают грубые выражения, то и дети в играх и общении будут использовать ненормативную лексику; если родители неизменно вежливы и добры по отношению к детям и друг к другу, в любой момент готовы прийти на помощь своим близким, то дети, как правило, учатся вести себя точно так же.


Сильнейшее влияние на детей оказывают поступки не только родителей, но и старших братьев и сестер. Если старшие братья и сестры непочтительны к родителям, бабушке и дедушке, то обычно и младшие усваивают по отношению к ним грубый, дерзкий тон.
Если папа в транспорте будет уступать место пожилым людям и женщинам с детьми, вероятнее всего, его дети будут делать это по мере взросления. Процесс получения ребенком новых знаний о мире не должен ограничиваться только детским садом. Иногда в детском саду родители произносят такую фразу: «Мы вам ребенка в сад отдали – воспитывайте, а у нас работа, заботы и другие важные дела».
Расплатой за такие произнесенные не обдуманно слова является непоправимо потерянная духовная связь с детьми и следующее за этим недоумение: «Как же так, в детском саду плохо воспитывают наших детей!».
Да, детский сад является одним из сильных факторов развития детей.
Одним из многих, но никак не единственным фактором. Папам и мамам об этом забывать нельзя.
Хорошо налаженный контакт родителей и воспитателей помогает более эффективно доносить до ребенка новую информацию.
Всем известно, что приучить ребенка соблюдать чистоту и порядок в своей комнате невозможно, если вся остальная квартира постоянно находится в состоянии бардака. А какое право имеют родители запрещать детям курить, если сами постоянно дымят?


С давних времен существуют много разных пословиц и поговорок, показывающих влияние поведения родителей на детей.
" Яблоко от яблони далеко не падает", "Какой дуб, таков и клин", "Каковы корешки, такие и ветки" и "Какое семя, такое и племя". Почему-то все окружающие так именно и думают, но не всегда получается так. Положительное влияние примера и авторитета родителей усиливается, если нет расхождений в словах и поступках родителей, если требования, предъявляемые к детям, едины, постоянны и последовательны. Только дружные и согласованные действия дают необходимый педагогический эффект.
В заключении хочется вспомнить такие слова:
«Кажется, что стать хорошим очень трудно, но в действительности это легко, если с детства положено доброе начало. И тогда, когда ты взрослеешь, тебе не трудно, потому что добро уже внутри тебя, ты им живешь. Оно - твое достояние, которое ты сохранишь, если будешь внимателен на всю свою жизнь».

В постановлениях, документах общеобразовательной школы особенно подчеркивается значение нравственного воспитания в становлении нового человека, указывая на необходимость формировать высокую воспитанность и культуру поведения детей и подростков.

Решение этой задачи необходимо начинать с первых дней жизни ребенка, формируя в нем нравственные чувства и привычки, моральное сознание и нравственное поведение – все, что является основой воспитанности.

Воспитанность человека – в его духовности и гармонии нравственных чувств, душевной тонкости и способности к самоконтролю, а также в его ответственности и чувстве долга перед обществом, проявляющихся в труде, общении с людьми, культуре поведения.

Все родители хотят видеть своего ребенка хорошо воспитанным. Но воспитанность не формируется сама по себе, как полагают иные родители. Само определение «воспитанность» говорит о том, что это результат долгой и упорной шлифовки человека, результат его воспитания в самом широком смысле слова. К сожалению, некоторые родители считают, что культура поведения и общения, вежливость, сдержанность – это удел взрослых и потому говорят: «Все придет с возрастом, а пока что с него спросить, ведь ребенок!»

Не считают нужным знакомить его с элементарными нормами приличия. Им кажется естественным, что ребенок, встретившись в дверях со взрослым, отталкивает его и старается проскочить вперед, не умеет вести себя за столом, в транспорте. Все эти и подобные им признаки невоспитанности почему-то не тревожат некоторых родителей. Действительно, как бы ни был ребенок развит, смышлен и внешне привлекателен, но если он вмешивается в разговор взрослых, не умеет вежливо обратиться с вопросом, не знает, как приветствовать старших, не в меру многоречив, то такой ребенок производит неприятное впечатление. О нем говорят: «невоспитан». А как часто приходится краснеть за поведение детей повзрослевших, но так и не научившись вести себя как требуют того обстоятельства. Причина?

Не знают элементарных законов общежития: не умеют отличить непринужденность от развязанности; не знакомы с существующим этикетом человеческих отношений…

Уже в дошкольном возрасте следует вырабатывать такие навыки и привычки, которые бы положили начало дальнейшему совершенствованию личности, общему развитию и воспитанности. В этой связи нельзя забывать и о природе взрослых, ибо формы поведения маленький ребенок начинает усваивать, подражая близким людям. Не зря говорят: дети – зеркало родителей. Их привычки, жесты, способы общения ребенок начинает перенимать тогда, когда он еще не способен оценивать насколько они красивы и нравственны. Вот почему так важно взрослым обращать придирчивый взгляд на самих себя: чему учит ребенка наш пример.

«Шестилетний Антон, увидев соседей по подъезду, приветливо улыбается им и четко произносит: «Здравствуйте». По его лицу видно, что это ему доставляет удовольствие. Так он поступает по примеру папы и мамы. К тому же он знает, что означает это приветствие, ему объяснил папа:

Сказать «Здравствуйте»- значит пожелать здоровья. Это, как ты понимаешь, хорошее пожелание, значит и произносить его надо доброжелательно, вежливо. Встретившись возле подъезда со взрослыми Антон старается пропустить их вперед себя. Так он поступает тоже по примеру папы.

К сожалению, дети видят и другие примеры. Как-то довелось быть свидетелем такой сценки. В автобус вошел молодой папа с сыном. Мальчику на вид не больше шести. Они сели на свободные места для пассажиров с детьми, и папа, положив руку на спину мальчика, тут же задремал. По примеру отца и сын тоже зажмурил глаза. Однако из-под щелочек глаз продолжал наблюдать за дорожными событиями.

Вот на ближайшей остановке вошла женщина и остановилась рядом. Мальчуган попытался было освободиться из-под папиной руки, чтобы встать, но рука властно прижала сына к сиденью:

Сиди!- приказал он, не открывая глаз.

Так я чтобы уступить…

А я сказал – сиди!- повторил отец.

Мальчик покорно сел, и, посмотрев в бесстрастное лицо дремлющего папы, громко сказал:

А в детском саду Ирина Петровна говорит, чтобы мальчики…

Ты помолчать можешь?!- прервал его отец.

А вот и остановка, которая заставила молодого папу и сына подняться…

Направляясь к выходу он наклонился к сыну и хохотнул:

У нас женщины имеют одинаковые права с мужчинами. Так-то вот!

Умение вести себя хорошо следует рассматривать в тесной взаимозависимости с развитием нравственной основы личности, с формированием нравственных понятий: нельзя научить ребенка поступать правильно без моральной оценки собственных поступков. Но нравственное развитие происходит правильно лишь тогда, когда взрослые принимают во внимание возрастные возможности детей, когда их требования не отступают от развития ребенка.

Уже в раннем детстве ребенок способен усваивать простейшие правила общения с окружающими. Так, в два-три года малыш способен проявить элементарные чувства отзывчивости, доброжелательности, уважения ко всем членам семьи, к сверстникам.

В три – четыре года ребенку доступны некоторые несложные формы организованного поведения не мешать окружающим криком и шумом, в общественных местах не кричать, не разговаривать громко, не толкать прохожих. Дети этого возраста уже могут дружно играть со сверстником, а по необходимости уступать ему, делиться игрушками, проявлять о нем заботу.

Шестилетки: дети способны оценивать свои и чужие поступки, поэтому особенно важно формировать в них восприимчивость к положительным примерам и отрицательное отношение к плохим. У них появляются оценочные суждения о собственном поведении: «Я вел себя хорошо» или «своим поступком я огорчил бабушку!»

Малыш испытывает стыд за то, что плохо себя вел, обидел товарища или подвел маму, не выполнив своего обещания и т.д. У него развиваются коллективистические навыки, он тянется к совместной деятельности с детьми, умеет уважать общий замысел игры и подчиняться ее правилам. Задача взрослых – уделять особое внимание дальнейшему воспитанию уважения, приветливости, сдержанности по отношению к близким и окружающим.

Важно добиться, чтобы вежливость детей основывалась на искренности, доброжелательности, уважении к окружающим, иначе она перестает быть признаком нравственного воспитания. Нельзя считать ребенка вежливым только потому, что он говорит «спасибо» при выходе из-за стола, а обращаясь к взрослому произносит обязательное «пожалуйста». Этого мало. Попробуйте уронить какой-нибудь предмет – носовой платок, записную книжку, карандаш – и посмотреть, как прореагирует ваш ребенок, поднимет и подаст вам или «не заметит». Как это сделает – с готовностью или лишь отметит вслух: «Это уронили». А может быть, услужит с расчетом на похвалу?

Иногда терпимо относимся к допустимой ребенком бесцеремонности, ненавязчивости. Как, например, можно расценивать такие проявления?

…. Кто бы ни пришел в дом, бежит к двери, бросает своё занятие. Выжидательно смотрит в руки пришедшему и после небольшой паузы спрашивает:

«А что вы мне принесли?»

Затем тянет гостя в комнату, стараясь всецело завладеть его вниманием:»Поиграйте со мной», «Хотите, я расскажу стихотворение?». Как вы поступаете в подобных случаях? Объясняете ли ребенку, как надо вести себя, говорите ли, что ласка к посторонним неуместна. «Так можно вести себя с близкими людьми -мамой, папой, бабушкой. А с посторонними лучше быть приветливым, вежливым, гостеприимным». Попутно раскрываете ли, что необходимо быть сдержанным: не проявлять любопытства, задавая гостю вопросы: «кто он? Откуда пришел? Зачем пришел? Когда уйдет? и т.п.; не завязывать разговоров, если гость не расположен их поддерживать.

Стараетесь ли воспитывать в ребенке чуткость? Это моральное качество проявляется в заботе о людях, умении сопереживать, помочь, утешить. Способен ли на это ваш сын, дочь? Например, проявлять сочувствие, если в доме неприятности или кто-то болеет? Учите ли вы ребенка проявлять чуткость к близким людям – папе, маме, бабушке, дедушке, не огорчать их своим поведением, предлагать им свою помощь, замечать их настроение и физическое состояние, справляться об их самочувствии, считаться с их делами, не нарушать их отдых?

Уже старшему дошкольнику должно быть присуще элементарное чувство такта.

… Лена, возвратившись из школы и увидев, что папа ужинает, отодвинута от него тарелку и положила перед ним книгу: «Я тебе сейчас почитаю!» А когда отец возразил, сказав, что он выслушает несколько позже, дочь надувшись отошла в сторону: «Не буду играть с тобой!»

В подобных случаях ребенку объясняют, что так вести себя не полагается: «Папа пришел с работы, он устал, должен отдохнуть и поесть. А ты мешаешь ему… тот, кто любит своего папу, так не поступает».

Немаловажно, чтобы родители при всей их родственной близости с ребенком умели сохранять некоторую дистанцию.

А.С.Макаренко говорил, что между взрослым и ребенком нужна не только близость, но и некоторое расстояние. Нельзя, чтобы ребенок допуская панибратство в отношении с родителями; иначе признаки воспитателя и воспитуемого стираются, и ребенку трудно определить границы дозволенного. Учите ли быть ребенка предупредительными? Добиваясь от детей предупредительности, мы хотим, чтобы она проявлялась у них из добрых побуждений: оказать внимание, помочь близким или окружающим людям.

Вы пришли с работы. Как встретит вас ребенок – поспешит ли освободить ваши руки от ноши, подаст ли домашнюю обувь? А когда станете готовиться к ужину, то предложит ли помочь накрыть на стол? Или первым сядет и будет ждать, когда ему подадут? Воспитываете ли вы в ребенке скромность? Эта нравственная черта характеризует подлинную воспитанность. Скромный человек не старается казаться оригинальным, не выпячивает свое «я», ведет себя просто, естественно, с достоинством.

Скромности сопутствует уважение и чуткость к людям и в то же время высокая требовательность к самому себе. Учите ли детей не хвастать своими успехами, например, удачно выполненным заданием, красивым платьем или игрушкой? Не рассуждать о том, о чем он мало смыслит? Не захваливаете ли ребенка, создавая в нем чувство исключительности?

Как часто произносите: «Ты такой же, как все», «Не только ты умеешь, но и другие тоже!»

К сожалению, часто можно наблюдать, как иные родители восторгаются своим ребенком: и развит не по годам, и остроумен, и рисует лучше, чем другие, и стихов много знает, и костюм у него наряднее, чем у сверстников. Стараются выдвинуть его в вожаки в детских затеях, наставляя: «Не уступай другим, пусть тебе уступают. Не будь разиней!» Побуждают на людях декламировать или петь, заранее отрекомендовав своего ребенка как необыкновенно талантливого (в его присутствии!)

Из отдельных случайных поступков складывается черта характера – преувеличенное самомнение, стремление ставить свое «Я» на первый план.

А отсюда и соответствующее поведение, характерное для эгоиста. Со скромностью это несовместимо. Последнее время многие родители хотят, чтобы их ребенок вел себя раскованно (заметьте раскованно, а не непринужденно).

Но, увы, они не всегда могут определить границы, где кончается раскованность и начинается развязанность. Одна мать, которая старалась, чтобы ребенок вел себя раскованно и потому не стеснялся посторонних, наставляя его: «Не обращай ни на кого внимания, веди себя так, будто на тебя никто не смотрит».

Позже, когда сын стал школьником, она пожаловалась: «Сын ни капельки не считается с нами, делает то, что хочет. Так надерзил мне при посторонних, что мы с отцом от стыда готовы были сквозь землю провалиться! Сделали ему замечание, а он в ответ: «А что я особенного сказал! Подумаешь!

Конкретные представления о том, как следует вести себя, растущий человек усваивает вместе с накапливанием нравственных привычек, развитием морального сознания и поведения. Что в этой связи рекомендует «Программа воспитания и обучения» на каждой возрастной ступени? Об этом полезно знать вам родителям, чтобы ориентироваться в семейной педагогике.