Выполнение шарфа в технике батик шибори. Японский узелковый батик - шибори

Узелковый батик - это один из первых способов украшения ткани. Он известен в странах Востока с древних времен. В Индокитае узелковая техника существовала еще до VII века. А в Индии горячий батик широко распространен и по сей день. Рисунок состоит из множества белых и цветных точек. Подобные узоры встречаются на древних фресках и скульптурах. Из таких тканей делают свадебную и праздничную одежду.

В Европе пик известности узелкового украшения приходиться на 70-е года XX века. Узелковый батик использовался в одежде и интерьере: для покрывал, занавесей, а так же широко применялась для украшения одежды в стили хиппи.

Суть метода состоит в том, что перед окрашиванием ткань складывается и перевязывается, по предварительно намеченной схеме. После этого ткань окрашивается. Таким способом можно получить рисунок с растяжкой от светлого к темному оттенку, многоцветный рисунок (при повторении крашения 2-3 раза красками других цветов). Многоразовое крашение делается от светлого тона к темному.

Для узелкового батика вам понадобятся хлопчатобумажные веревки и нитки №10. Веревки используются не только для фиксации ткани, но и для создания узора. Веревки должны быть обязательно изготовлены из натуральных волокон, поскольку искусственные волокна пропускают краски под себя. При узелковом батике используется складывание ткани и фиксация складок при помощи утюга, не лишним будет и использование горошин, бусин, камешков, пуговиц и т.д. Существуют различные способы выполнения узлов при узелковом батике: по долевой нити, по косой нити, обматывание ткани при помощи нити или веревки (широкое или узкое) и др. При помощи узелковой техники на ткани можно получить концентрические круги, маленькие кружочки (затягивая петлю на ткани при помощи нитки и иголки), мраморный узор (комкая ткань в клубок и обматывая веревкой), округлые звездчатые рисунки (при обматывании тканью горошин, бусин, камешков и т.д.).

В комплексе с приемами складывания, обматывания ткани нитями и веревками, используется техника прошивания. для этого нужно выполнить наметку будущего рисунка при помощи простого карандаша, а затем уже прометать ткань нитью №10. Рисунки, которые получаются при применении техники прошивания, очень разнообразны. Можно создать рисунки в виде кривых линий, овалов, зигзагов, квадратов и многих других фигур.

Для окрашивания ткани необходимо развести краситель и процедить его. Затем вылейте его в емкость, в которой вы будете производить окраску ткани, и добавьте туда горячей воды, затем краситель, разведенный водой, необходимо нагреть до температуры 40-45 °С. После этого можно опустить в краску ткань и продолжать кипятить уже на малом огне. При покраске хлопчатобумажной ткани, ее необходимо кипятить в растворе в течение 20-ти минут. После чего вытянуть, и добавить в воду с красителем поваренную солью (2-5 л. воды и 2 ст. ложки соли). Затем еще в течение 30-ти минут кипятить ткань в полученном растворе на малом огне. При окрашивании шелковой или шерстяной ткани проделывают все то же самое, но в раствор добавляют не соль, а 1 ст. ложку уксусной эссенции. После окраски ткань необходимо оставить на некоторое время в растворе, а затем прополоскать в теплой, и после в холодной воде. Перед повторным полосканием уже нужно развязать узлы и снять обметки. А при заключительном полоскании, нужно добавить немного уксуса в воду, в которой вы будете полоскать ткань (1-3 ст. ложки уксуса на 10 л. воды). При узелковом батике может использоваться частичное, многоцветное и многократное окрашивание.

Помимо завязывания узлов, в узелковой технике батика также используется складывание ткани. Эта техника создает геометрические узоры на ткани. Тип узора зависит от того, во сколько раз вы сложите ткань и как ее заплиссируете. Ткань можно складывать как по прямой, так и по диагонали. Варианты сложения ткани и завязывания узлов представлены на рисунках ниже.

Шибори (сибори, японский батик) - это работа с тканью перед окрашиванием. От японского глагола «сибору» - скручивать, сжимать, сдавливать. В Японии эта техника насчитывает многовековую историю и нашла отклик по всему миру: в Африке, Китае, Европе, Индии, Индонезии и многих других.

Изначально для работы древние японцы использовали колышки. На них натягивали ткань, плотно обматывали нитью, после чего окрашивали.

Шибори в древней Японии

В древней Японии, техника шибори украшала императорские одеяния и костюмы его подданных. Позже одежда, выполненная в этой технике, стала доступна и другим слоям населения, но изготавливали её из хлопка и конопли, а шелк так и остался привилегией высшего сословия.

Шибори – это окрашивание

Говоря о шибори, нужно подчеркнуть, что здесь речь пойдет об окрашивании. При окрашивании, в отличие от росписи по эскизу, конечный результат часто остается загадкой до последнего момента. При окрашивании можно получить рисунок, напоминающий скорее орнамент, чем четко выраженные формы как при росписи.

Виды шибори

Шибори имеет огромное количество разновидностей и сейчас мы поговорим о том как сделать работу в технике шибори.

Узелковая техника

Эта техника получила широкое распространение и о ней мы поговорим в отдельной статье, посвященной узелковому батику.

Стеганая техника (Нуй сибори)

Принцип этой техники: проложить наметочные швы (вперед иголку), а после стянуть эти швы до образования плотных складок. Швы могут пересекаться и образовывать сложные узоры, а материал может быть прошит в одно-два сложения или же заложен в одинаковые складки. Кроме того, стежки влияют на узор - чем они короче и плотнее (например, машинная строчка), тем ровнее и четче будет неокрашенная линия на готовой работе.

После прокладывания стежков и стягивания, начинается работа с красителем. Заготовку погружают в краску, но она не проникает на те участки, где проходят швы и образовались плотные складки.

Виды узоров в стеганой технике шибори

Так, параллельно проложенные стежки дают рисунок, напоминающий кору дерева (мокумэ сибори).

Использование шаблонов также помогает создавать узоры. Например, при помощи полукруглых шаблонов можно создать рисунок «японский жаворонок» (курамацу сибори). Этот орнамент состоит из кругов, расположенных в шахматном порядке, либо из волнистых линий, которые получаются при сдвигании полукруга на одной стороне сложенной ткани.

Узор ори нуй сибори образуют наметочные стежки, проложенные на небольшом расстоянии от сгиба при двойном сложении.

Узор маки нуй сибори образуется по такому же принципу, как и предыдущий, но шов используется петельный (через край).

Все стеганые техники могут сочетаться с узелковой. Примеры этой техники вы можете увидеть на следующих фото:







Араси сибори

В этой технике материя оборачивается вокруг цилиндрической трубки. Она может быть обернута произвольно с неравномерными складками, и основным принципом здесь будет импровизация. После чего жгутом или нитками она фиксируется, а затем окрашивается. Жгут или нитки также могут быть обмотаны в любом направлении.

Араси сибори с диагональными полосками

Также можно создавать узор с диагональными полосками. Для этого узкие полоски примерно 20 см шириной наматываются на трубку по спирали без нахлеста, а жгут наматывают горизонтально с одинаковым интервалом в противоположном направлении.

Между направлением долевой нити отреза материала и жгутом образуется острый угол, из-за чего и получаются диагональные полоски. Ширина складок будет равна расстоянию между витками. После того как жгут намотан на высоту 10 см полотно стягивают вниз, как бы прессуя, чтобы зафиксировать складки. При необходимости жгут подтягивают чтобы натяжение не ослабевало. Жгут наматывают таким образом по всей длине.








Араси сибори с горизонтальными полосками

Горизонтальные полоски можно создать таким же образом, главное отличие будет в способе наматывания жгута. Для горизонтальных полосок направление долевой либо уточной нити должно быть параллельно трубке, а жгут будет проходить перпендикулярно. Отрез может быть даже сшит по длинной стороне. Батик шибори араси может сочетаться со стеганой техникой.

Складывание и закрепление зажимами (Итадзимэ сибори)

Изначально окрашиваемое сукно или шелк складывали в несколько слоев определенным образом. Например, по форме квадрата, треугольника либо прямоугольника. Затем зажимали между двумя деревянными брусками со специальными зарубками для закрепляющей нитки, а затем окрашивали.

Формы досок определяли узор, а сила сжатия влияла на степень проникновения краски.

В наши дни вместо деревянных досок используют шаблоны и зажимы для бумаги.






Гофрирование и обвязывания (Тэсудзи сибори)

Это еще одна японская техника шибори, особый способ окрашивания. Складки закладывают так, чтобы получить гармошку. Затем ее обматывают шнуром или ниткой, сохраняя интервал между витками и натяжение. После обматывания заготовку окрашивают.






Одноцветное и многоцветное окрашивание

Искусство шибори это окрашивание особым методом, который чаще всего предполагает погружение в раствор красителя. При таком способе окрашивание может быть одноцветным или многоцветным.

Конечно, способ завязывания влияет на то, каким образом будет производиться многоцветное окрашивание. Так, например, в технике узелкового батика можно покрасить в разные цвета каждый узелок, а в технике араси и тэсудзи сибори окрашивание будет более равномерным, так как окрашиваемые участки не изолированы друг от друга.

Что касается цветовой гаммы, то ее лучше подбирать гармоничную, так как техника шибори предполагает, что краски могут смешиваться. Также нужно учитывать, что большое количество цветов может привести к образованию «грязных» цветовых пятен.

Экспериментальные приемы шибори

Работая в технике шибори, можно использовать не только известные приемы, но и экспериментировать. Очень интересные результаты можно получить используя полипропиленовую сетку, которую обычно применяют для упаковки фруктов или овощей.

Для получения мраморного эффекта внутрь сетки кладут отрез шелка, плотно его затягивают, а затем окрашивают. Главное следить, чтобы сетка действительно стягивала шелк, иначе окрашивание будет сплошным.

Где шибори используется

Сегодня стиль шибори широко используется в производстве одежды. Ведущие дизайнеры часто применяют в своих коллекциях либо ткани, окрашенные в технике шибори, либо принт, напоминающий характерный для этой техники узор. Часто японский батик используется в интерьере для настенных панно, штор, скатертей и салфеток. Также можно встретить примеры лоскутного шитья, где активно используется эта техника.

Она прекрасно подходит и для начинающих, т.к. сделать шибори своими руками совсем не сложно. Для этого не нужно уметь рисовать, достаточно лишь несколько раз потренироваться и можно получить превосходный результат.

Содержимое

Все кто начинают заниматься батиком или хоть раз увидели расписанную скатерть или картину в стиле «батик», задают один и тот же вопрос: «как это сделать»?

Разнообразие техник батика

Техник существует несколько, и каждая техника отличается своей сложностью, эффектом полученного изображения, используемыми материалами и приемами.

Горячий

Самой древней считается горячая техника батика. Нужно заметить, что горячий батик - это еще и самая сложная техника рисования по ткани. Но и полученный эффект будет соответственным: интересным, ярким и запоминающимся. Именно поэтому мастера говорят, что если горячий батик понравился, от него потом очень трудно отказаться.

Горячим такой батик назвали не просто так. Вся суть в том, что работа выполняется с воском, парафином, стеарином, расплавленными на огне и поэтому очень горячими. Можно использовать смесь этих компонентов. Материал наносится на ткань до того как успеет остыть, при помощи специальной кисточки из твердой щетины. Обычная кисть не подойдет, так как попросту расплавится.

Существует и специальное приспособление - чантинг. Вот как оно выглядит:

На области, покрытые воском, краска не накладывается. Освоив технику, можно достичь потрясающих эффектов «лепки» цветов, заключающихся в сочетании прокрашенных и непрокрашенных мест полотна. Помимо этого, с помощью техники горячего батика создаются красивые эффекты «кракелюр» или «кракле».

После завершения работы воск с ткани удаляется горячим утюгом и старыми газетами.

Холодный

Более простой способ - холодный батик.

Такая техника изобретается гораздо позже, с развитием химической промышленности, и значительно упрощает работу тех, кто занимается батиком, но не любит работать с горячим воском, вытравливать его с готового шедевра и прочие заковырки.

При холодном батике вместо воска используют разные резервы и контуры, созданные специально для батика. Сегодня они продаются в большинстве художественных магазинах и специализированных интернет-магазинах.

Значительно облегчает работу по этой технике то, что здесь нет необходимости нагревать материал, удалять воск после завершения работы, снова наносить его.

Сегодня мастера могут изготовить специальный состав, не позволяющий краске вытекать за границы изображения (резерв), самостоятельно, в домашних условиях.

В магазинах продаются всевозможные контуры и резервы, самых разных цветов, вплоть до бесцветного (смывающегося). Это, кстати, очень удобно, достаточно одной стирки, и след от карандаша смоется вместе с резервом, оставив чистую, белую полоску, которая сама по себе хорошо ограничивает и выделяет цветовые пятна.

Батик по холодной технике можно наносить с помощью специальной стеклянной трубки. Даже есть определенный резервирующий состав, такие выпускает, например, фирма «Хобби».

Узелковый

Начинающие мастера могут остановиться именно на этой технике батика.

Суть ее состоит в следующем: на ткани, при помощи нити, беспорядочно или, соблюдая определенный рисунок, завязываются узлы.

Некоторые мастера формируют неожиданные рисунки с помощью того, что нашлось под рукой - пуговицы, камешки, шарики. Всего того, что не боится высокой температуры, так как впоследствии, прикрепленный к ткани предмет, нужно будет кипятить в красящем растворе.

Очень красиво в технике узелкового батика будут смотреться скатерти, салфетки, футболки или платья.

Роспись по-сырому

Роспись по-сырому является разновидностью свободной росписи. Такие работы отличаются красивыми эффектами плавного перехода от одной краски к другой, что создает некую «воздушность» рисунка.

Существует несколько видов такой техники:

  • Натянутая и увлажненная ткань посыпается сухим красителем. Чем его будет меньше, тем нежнее и незаметнее будут цветовые переходы.
  • Кисть с краской ведется прямо по увлажненному полотну, формируя рисунок самостоятельно и не прибегая к помощи готовых шаблонов.

Японский узелковый батик - шибори

ШИБОРИ - слово японское, оно происходит от глагола Shiboru, который обозначает связывать, прессовать. Это понятие обозначается английским словом, так как ему нет аналога, оно обозначает множество различных методов, способствующих защите запланированных участков ткани от окрашивания с помощью завязывания узелков, прошивания и стягивания нитями, складывания по типу оригами, плиссирования, скручивания, плетения и т. д. Известно около 15 видов техник «шибори» и некоторые из них настолько трудоёмки, что овладеть ими очень сложно.

«Прошивной батик» или «стёжка-стягивание» (по японски ори-нуи или маки-нуи шибори). С помощью этой техники можно получить очень разнообразные по структуре и живописные геометрические рисунки на ткани.

Для урока необходимо иметь:

  1. Кусочек ткани (белая или светлоокрашенная бязь) размером около 30-40 см по стороне квадрата. Можно взять ткань от старого постельного белья (она мягкая и хорошо впитывает красители и краски).
  2. Простой, мягкий карандаш.
  3. Прочные нитки для прошивания (лучше хб № 30-10).
  4. Красители. В данном уроке можно любые(порошковые анилиновые, жидкие анилиновые, «Гамма» под запаривание или "Гамма" акриловая, проционовые или любые универсальные акриловые краски серии «хобби», например «Jacquard»).
  5. Кальцинированная сода (необходима только для «Гаммы» под запаривание или проционовых красителей).
  6. Швейная игла.
  7. Шприц для инъекций без иглы.

В этом мастер-классе я использовала красители «Гамма» под запаривание. Но, проделав опыт окрашивания хб ткани, предварительно пропитанной раствором соды, убедилась, что закрепление прошло замечательно и запаривать паром нет необходимости. Поэтому рассказываю все свои шаги, относительно «Гаммы».

Предварительно приготовим раствор кальцинированной соды в горячей или тёплой воде из расчёта четверть стакана соды на 1 литр воды. Размешиваем раствор до исчезновения в нём порошка.

Берём приготовленный кусочек ткани и произвольно на нём рисуем простым карандашом три разных геометрических линии.

По первой линии прокладываем самый простейший стежок «вперёд иглой», предварительно завязав на конце нитки узелок (и далее на всех стежках).

По второй линии прокладываем стежок «вперёд иглой», но ткань складываем по карандашной линии вдвое и отступаем от края 2-4 мм.

По третьей линии прокладываем так называемый стежок «через край», также сложив ткань вдвое.

Получили вот такую «картину»

Все три прошитых строчки аккуратно стягиваем до предела, как можно плотнее. Вдеваем конец нитки в иглу и, придерживая пальцами туго стянутую ткань, каждую строчку закрепляем «узелком» во избежание распускания.

Получится вот такая "кукла"))).

Погружаем ткань в заранее приготовленный раствор кальцинированной соды и выдерживаем 20-30 минут.

Отжимаем излишки раствора и раскладываем на полиэтилен.

Поливаем из шприца красителем тёмного цвета. В моём случае фиолетовой «Гаммой».

Основная работа проделана. Помещаем окрашенный свёрток в полиэтиленовый пакет и оставляем на сутки. Если поместить пакет в тёплое место (в слабо прогреваемую духовку 40-50 градусов Цельсия с открытой дверцей или на батарею), то достаточно подержать 5-6 часов.

Вынимаем ткань из полиэтиленового пакета и промываем вначале в холодной, затем в тёплой воде. Аккуратно распускаем строчки, простригнув в нескольких местах нитки вспарывателем или тонкими ножницами, выдёргиваем их. Окончательно стираем туалетным мылом или шампунем.

После высыхания наш образец проглаживаем утюгом. Работа закончена.

Вот такие красивые узоры мы сегодня научились окрашивать. Они могут быть дополнительным украшением и отделкой к основному рисунку, но могут быть самостоятельным узором. Из таких геометрических строк можно формировать очень сложные композиции.орнаментов.

PS: Если для окрашивания применять краски на основе акрила, то предварительно замачивать в растворе соды не нужно. Достаточно окрасить сухую ткань красителем, положить на полиэтилен, спустя 2 часа, подсушить феном и закрепить утюгом, соблюдая инструкцию к краске. Стирать изделие после закрепления утюгом.

Применяя порошковые красители, производить окрашивание строго по приложенной инструкции.

А может быть и так:

Itajime Для начала, сложите ткань гармошкой.

Сложите ее снова в другом направлении - опять же, как гармошку. Поместите его между двумя кусками дерева или любого объекта плоской формы , и привязать его вместе с нитками или резинками.

Араши Она начинается с обматывания ткани вокруг пластиковой трубы ПВХ по диагонали. После того, как ткань обернута, связать кусок шпагата в двойной узел в основании трубы.

Оберните бечевку вокруг ткани. Через 6-7 обертывания вокруг трубы, сдвиньте ткань вниз. Дайте Шпагат сильно затянуть.

Продолжить обертывание и сдавливание...

Кумо Shibori

Сделайте то же самое с противоположной стороны, в шахматном порядке.

Можно д обавить дополнительные резинки, чтобы сделать большой паучок.

Будьте изобретательны - используйте хомут, скрепки и зажимы, необычной формы деревянные предметы, консервные банки, крышки и т.д. Нет правильного или неправильного способа Shibori!

Краску развести в соответствии с инструкцией

Намочить ткань в истой воде. отжать и погрузить в емкость с краской. Все делать очень аккуратно - не дергать, не смещать.

Приблизительно после 5 минут, достать ткань из красителя. Заглянуть во внутрь.

После окрашивания оставить узелки кани на ночь в пакете. Затем хорошую промыть в воде, а затем тщательно освободить от резинки и шпагат.

Как только все части развернули, стирать их в стиральной машине в холодной воде без моющих средств.

по материалам


В древности для окрашивания ткани использовался натуральный краситель индиго, который получали из растений, произрастающих в тропических и умеренных широтах. К концу 17 века такой краситель стоил очень дорого.

В 1856 году Уильям Перкинсон изобрел первые красители на основе каменноугольной смолы, и это событие стало предвестником производства синтетического красителя индиго. Буквально спустя несколько лет он уже вошел в обиход. Процесс окрашивания ткани при этом практически не изменился. В современных условиях используются анилиновые красители. Диапазон оттенков индиго весьма широк: от бледно-голубых до насыщенного бирюзового.

Вам понадобится:

  • краситель
  • емкость для окрашивания
  • перчатки
  • камушки или крупные бусины
  • резинки или веревка
  • деревянная или пластиковая трубка
  • ткань или одежда для окрашивания
Добиться разных рисунков и узоров на ткани можно, по‑разному складывая материал и используя дополнительные приспособления (резинки, бусины, камушки, прищепки и т. д.). Существует много техник окрашивания в стиле шибори, но некоторые из них настолько сложны, что освоить их самостоятельно очень трудно. Мы рассмотрим три простых техники, с которыми сможет справиться даже новичок.

Техника Араши шибори



Араши начинается с обматывания ткани вокруг деревянной или пластиковой трубы.
Чтобы добиться такого эффекта, как вы видите на фото, нужно сложить ткань в несколько раз, обернуть ее вокруг деревянной трубы (можно использовать обычную скалку), сосборить материал и крепко зафиксировать резинками или веревкой.



Можно просто туго скрутить материал, не используя трубу, и зафиксировать его резинками. Например, эта футболка была окрашена таким способом.



Туго скрутили футболку, наметили примерные места расположения резинок (именно в этих местах потом останутся красивые белые полосы) и зафиксировали.


Техника Кумо шибори



Техника Кумо шибори заключается в том, что ткань обматывают вокруг круглого предмета - гальки, камушка или бусины. Затем ткань фиксируют резинками или веревками, после чего опускают в краситель.



Можно делать симметричный рисунок или абстрактные картины. Все зависит только от вашей фантазии, не существует правильных или неправильных узоров в технике шибори.



Обратите внимание: предметы не обязательно должны быть идеально круглой формы. Можно использовать неидеальные формы, от этого рисунок будет только инетереснее.


Техника Итаджими шибори: эффект плиссе



Техника Итаджими шибори заключается в следующем: ткань укладывают гармошкой (лучше хорошенько приутюжить все складки), а затем фиксируют резинкой или веревкой. В некоторых случаях ткань укладывают между двумя деревянными брусками или другими плоскими предметами и уже потом закрепляют резинками.




Процесс окрашивания

После того, как ткань и все вещи подготовлены, можно приступать непосредственно к окрашиванию.

Шаг 1

В первую очередь разведите краситель согласно инструкции.

Шаг 2

Затем намочите подготовленные вещи и ткань в обычной воде, после чего опустите в емкость с красителем.


Шаг 3

Постоянно помешивайте ткань в красителе, не допускайте, чтобы материал лежал на дне: там могли остаться нерастворившиеся частички красителя, они могут сделать окрашивание неравномерным.

Шаг 4

Удалите ткань из красителя, дайте ей полежать некоторое время (примерно 20−30 минут). Когда вы извлечете материал, он будет зеленоватого оттенка. Ткань будет синеть постепенно, окисляясь на воздухе. Если вы хотите добиться более темных оттенков индиго, дайте материалу полежать 20−30 минут, а затем опустите в краситель второй раз.

Шаг 5

Снимите все резинки, извлеките камушки и бусины.

Шаг 6

Осталось прополоскать ткань в воде, развесить и дать ей высохнуть.


Фото: Pinterest.com
Материал подготовила Анна Соболева