Трамп публично извинился перед путиным. Почему важно уметь выступать перед публикой

Едва ли найдется человек, который так или иначе, не имел бы в своей жизни опыта публичных выступлений. Страх перед публичным выступлением – явление обычное. Боятся практически все. Изучению проблемы страха перед публичным выступлением посвящена данная работа

Скачать:

Предварительный просмотр:

ТЕЗИСЫ ВЫСТУПЛЕНИЯ.

Едва ли найдется человек, который так или иначе, не имел бы в своей жизни опыта публичных выступлений. Мы учимся в школе, и всем приходилось выступать на уроках с рефератами, докладами, отвечать у доски, или, как минимум, нас просто вызывали с места, чтобы проверить домашнее задание. Наверняка, большинству из нас знакомо это чувство, которое возникало у нас, когда нам сообщали о том, что нас вызывают…

Страх перед публичным выступлением – явление обычное. Боятся практически все. Изучению проблемы страха перед публичным выступлением посвящена данная работа

Цель исследовательской работы: изучить проблему страха школьников перед публичными выступлениями

Задачи:

1. Изучить литературу по теме исследования.

2. Используя метод анкетирования, выявить причины возникновения страха публичных выступлений учащихся школы.

3. Проследить изменения страхов публичных выступлений в связи с возрастом и среди мальчиков и девочек.

4. Проанализировать полученные результаты и дать рекомендации по избавлению от страха публичных выступлений.

Предмет исследования: поведенческие реакции во время публичных выступлений.

Объект исследования: в исследовании приняли участие обучающиеся МАОУ СОШ № 9 с 6 по 11 классы в количестве 94 человек, среди них 50 мальчиков и 44 девочки.

Рабочая гипотеза: предполагается, что наиболее частой особенностью реагирования человека на публичное выступление будет волнение и страх

Практическая значимость работы представлена разработкой рекомендаций для учащихся

по избавлению от данного вида страха.. Данная разработка представлена на сайте

Муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Средней

общеобразовательной школы № 9 Белоглинского района».

Исследование можно разделить на три этапа:

  • Начальный (аналитико-организационный) этап.
  • Практический (накопительный) этап
  • Практико-обобщающий этап.

По данным исследований различных социологических и психологических институтов страх публичных выступлений стоит на втором месте в списке страхов человечества . Поэтому данная тема является актуальной для исследования, поскольку публичные выступления занимают значимую роль в социальной жизни человека.

Поэтому, первое, что должен сделать человек, который хочет стать успешным – это избавиться от страха публичных выступлений .

Чаще всего причиной возникновения страха перед публичным выступлением являются неуверенность в себе и боязнь негативной оценки другими людьми.

Нехватка уверенности в себе может создать много проблем, потому что когда вы сомневаетесь в своих способностях, вы стараетесь избегать всего, что кажется вам слишком трудным.

Люди, отрицающие свои способности и предпочитающие оставаться в тени, почти никогда не добиваются успеха. Они лишены возможности почувствовать признание, удовлетворение и восхищение. Неуверенность - это порочный круг, который в итоге может привести к серьезным психологическим проблемам.

Признание - один из ключевых “витаминов” души. Отсутствие его заставляет нас страдать.

Как же побороть страх перед публичным выступлением? Изучив литературу по данному вопросу, проанализировав рекомендации психологов, были составлены советы по преодолению данного страха.

  • Признайтесь, что нервничаете.

Все, что вам нужно сделать, это признаться вашей аудитории, что вы немного нервничаете. Предупредить о том, что вы взволнованы, можно в форме шутки.

  • Взгляните на аудиторию по-другому.

Ваше доброжелательное настроение передастся и вашей публике.

  • Используйте наглядные пособия

Дополните ваше выступление красочными слайдами или другими наглядными пособиями. Это отвлечёт взгляд публики от вас.

  • Выберите конкретного слушателя

Одна из самых пугающих вещей в публичных выступлениях - это толпа. От одного взгляда на нее по спине бегут мурашки. Чтобы преодолеть это, вам просто нужно выбрать одного человека из вашей аудитории и направить ваше выступление на него. Через некоторое время сосредоточьте внимание на ком-нибудь другом. Если же вам зададут вопрос, сфокусируйтесь на этом человеке и представьте, что вы с ним вдвоём сидите в кафе за чашкой кофе и спокойно беседуете.

  • Выскажите яркое личное мнение

Выступая с презентацией, попробуйте высказать несколько личных мыслей по этому вопросу. Конечно, необходимо заготовить их заранее, но выглядеть они должны, как импровизация. Это придаст оригинальности выступлению. Если вы сможете заинтересовать слушателей, ваша презентация выйдет на новый уровень, вы сами начнете получать удовольствие.

  • Экспериментируйте

Не бойтесь экспериментировать. И помните, что нет неудачных экспериментов, есть разные результаты.

Глава 2 .

Исследовательская работа по изучению страха публичных выступлений обучающихся МАОУ СОШ № 9 проводилась в период с октября 2014 по декабрь 2014 года.

При выполнении исследовательской работы были использованы такие методы, как анкетирование и анализ полученных результатов; графический метод для их иллюстрации. Анкета составлена автором исследования (приложение 1).

Результаты анкетирования обработаны и сведены в таблицы.

Нравится ли вам выступать публично с докладом, презентацией и т.п.?

Данные таблицы 1 «Нравится ли вам выступать публично с докладом, презентацией и т.п.?» свидетельствуют о том, что 40,4 % школьникам нравится выступать публично, в основном это обучающиеся 6-х классов(63,6%) и 10-11 классов(50%), а 38,3% опрошенных дали на этот вопрос отрицательный ответ, таких ответов на 2 меньше предыдущих. Большинство школьников, которым не нравится выступать публично -это обучающиеся 7-х классов(68%).

Нравится ли вам отвечать у доски?(%)

38,3% школьникам нравится отвечать у доски, в основном это обучающиеся 6-х и 10-11-х классов. 31,9 % школьников ответили: «когда как», в основном это обучающиеся 7-х классов. 27 человек, в основном это обучающиеся 9-х классов, ответили, что им не нравится отвечать у доски. 1 юноше (10-11 кл.) нравится отвечать у доски, когда он готов к уроку (приложение 3).

Диаграмма 3. Знаком ли вам страх публичных выступлений?(%)

64,9% всех опрошенных обучающихся знакомы со страхом публичных выступлений, в основном это обучающиеся 6-х классов (90,9%), 8-х классов(66,7%).Только 24 человека не испытывают страха пред публичными выступлениями, в основном это обучающиеся 9-х классов (38,9%).Одна девушка (10-11кл.) испытывает при публичных выступлениях не страх, а волнение (приложение 4) .

Интересен тот факт, что 63,6% шестиклассникам нравится выступать публично и 90,9% из них испытывает страх перед выступлениями.

Диаграмма 4. Почему вы испытываете страх перед публичными выступлениями?(%)

50,5% опрошенных на вопрос: «Почему вы испытываете страх перед публичными выступлениями?» ответили: «на виду у всех волнуюсь, не могу сосредоточиться и всё забываю», в основном это обучающиеся 6-х классов(70,8%). 12 человек испытывают страх, когда плохо готовы к уроку, в основном это девятиклассники. 9 человек не уверены в себе, в основном это семиклассники(16%). 6 человек (по 2 из 6-х,7-х и 9-х классов) считают, что над ними будут смеяться. А 7 школьникам не нравится быть на виду- в основном это старшеклассники.

Диаграмма 5. Что вы чувствуете при публичном выступлении?(%)

66,7% опрошенных школьников немного нервничают при публичном выступлении, в основном это обучающиеся 6-х, 7-х и 10-11-х классов. 19,8 % опрошенных чувствуют сухость во рту, дрожь в коленях и пустоту в голове, в основном это обучающиеся 8-х классов.

Диаграмма 6. По вашему мнению, можно ли развить в себе чувство уверенности?(%)

По мнению 78,7% опрошенных, чувство уверенности в себе можно развивать. Так считают почти все восьмиклассники(93,3%) . 19,1% школьников не знают ответа на этот вопрос. 2,0% (это семиклассники) думают, что чувство уверенности в себе развить нельзя (приложение 10).

Среди высказанных мнений не прослеживаются различия, связанные с полом или с возрастом.

Нельзя в один прекрасный день проснуться и стать уверенным

Что бы избавиться от страха публичных выступлений, психологи рекомендуют следующее .

  1. Откажитесь от мысли, что вы должны всегда быть совершенны.

Большинство людей боятся публичных выступлений из-за страха сделать ошибку перед всеми. Эта тревога еще больше усиливает вероятность ошибок. Но ошибки не должны быть препятствием к успеху. Оставьте ошибку позади и двигайтесь дальше.

2.Представляйте результат, который хотите получить.

Если вы думаете об успехе, больше вероятности, что он к вам придет. Таким образом, вы программируете свой ум и свое тело на тот результат, который вам нужен.

Прекратите беспокоиться о себе и подумайте о докладе. У вас есть что сказать, и все хотят услышать об этом. Говорите на темы, которые вы хорошо знаете. Важно, чтобы тема вам нравилась, тогда публика почувствует ваш энтузиазм и оценит вашу искренность.

4.Отдыхайте и избегайте стрессов.

Перед вашим выступлением ложитесь спать пораньше. Если вы не можете заснуть, выпейте немного теплого молока (да, это действительно помогает) и подумайте о чем-нибудь приятном и расслабляющем. Может помочь спокойная музыка или легкое чтение. Постарайтесь, чтобы на день выступления не попадали другие стрессовые события.

5.Поработайте над своим имиджем.

Займитесь своим внешним видом. Приведите в порядок туфли и подстригитесь.

6.Помните о дыхании.

Тревога вызывает напряжение мускулов грудной клетки и горла, прерывая доступ кислорода к легким. Это приводит к тому, что голос может превратиться в скрип или писк. Глубокое дыхание снабдит ваши легкие и мозг кислородом и, освободив горло и грудную клетку, поможет звучать вашему голосу.

7. Фокусируйте взгляд на дружелюбных лицах.

Во время выступления устанавливайте контакт с вашими слушателями. Найдите дружеское лицо и смотрите на него. Улыбка и одобрение наполнят вас сверхуверенностью.

будете много раз сбиваться с него, главное - не сдавайтесь и идите дальше.

Выводы

1. Публичные выступления - неотъемлемая часть жизни современного человека.

2. Многим людям присущ страх публичных выступлений.

3. Чтобы стать успешным человеком, нужно избавиться от страха публичных выступлений.

4. Результаты анкетирования показали, что:

Из 94 опрошенных школьников 38 ответили, что им нравится выступать публично, а 56 школьникам публичные выступления не нравятся. Большинство ответивших «да» - это обучающиеся 6-х и 10-11-х классов. Это можно объяснить тем, что в подростковом возрасте повышенная интеллектуальная активность стимулируется желанием развить, продемонстрировать окружающим свои способности, получить высокую оценку с их стороны.

38,3% школьникам нравится отвечать у доски, в основном это 6-классники и старшеклассники.

65% всех опрошенных знаком страх публичных выступлений, в основном это обучающиеся 6-х (91%) и 8-х (66,7%)классов.

50,5 % анкетируемых испытывают страх перед публичными выступлениями по причине волнения. Только 6 человек (6,7,9 классы по 2 человека) думают, что в классе будут смеяться над ними и 9 (6,7,9 классы, 3,4 и 2 человека соответственно) человек не уверены в себе.

В этом случае гипотеза о том, что обучающиеся школы испытывают страх публичных вступлений из-за неуверенности в себе, нашла подтверждение только в 9,6% случаев.

При публичном выступлении 61,7 % опрошенных (все школьники, кроме восьмиклассников) чувствуют небольшую нервозность, а 17 % абсолютно спокойны, в основном это старшеклассники.

44,2% школьников не знают, как преодолеть чувство страха перед публичными выступлениями.

Среди 52 высказанных обучающимися советов наиболее часто встречаются такие, как «хорошо подготовиться, стараться быть уверенным в себе», «не бояться и не нервничать».

84,9% опрошенных согласны с тем, что нехватка уверенности в себе мешает при публичных выступлениях.

55,3% обучающихся считают, что они уверены в себе, в основном это семиклассники и старшеклассники(10-11 кл.).

5. Среди 29 высказанных школьниками советов по развитию чувства уверенности трудно выделить наиболее часто встречающиеся. Но суть высказанных мнений можно свести к следующему: «не бояться и быть сильным, не нужно волноваться, нужно сосредоточиться», «быть бодрей, активней, и тогда сможешь развить чувство уверенности». Мнения по воспитанию чувства уверенности совпадают с мнениями по преодолению чувства страха перед публичными выступлениями.

6. Страх публичных выступлений связан с возрастом, он несильно проявляется у обучающихся 6-хи 7-х классов, усиливается к 8-9 классам и уменьшается к 10-11 классам. Это объясняется возрастными психологическими особенностями развития.

7. Среди мальчиков и девочек зависимости по отношению к страху публичных выступлений не выявлено. Это зависит от индивидуально-психологических особенностей развития личности. Слайд 2

Едва ли найдется человек, который так или иначе, не имел бы в своей жизни опыта публичных выступлений По данным исследований различных социологических и психологических институтов страх публичных выступлений стоит на втором месте в списке страхов человечества

Цель исследовательской работы: изучить проблему страха школьников перед публичными выступлениями Задачи: 1. Изучить литературу по теме исследования. 2. Используя метод анкетирования, выявить причины возникновения страха публичных выступлений учащихся школы. 3. Проследить изменения страхов публичных выступлений в связи с возрастом и среди мальчиков и девочек. 4. Проанализировать полученные результаты и дать рекомендации по избавлению от страха публичных выступлений

Рабочая гипотеза: предполагается, что наиболее частой особенностью реагирования человека на публичное выступление будет волнение и страх Предмет исследования: поведенческие реакции во время публичных выступлений. Объект исследования: в исследовании приняли участие обучающиеся МАОУ СОШ № 9 с 6 по 11 классы в количестве 94 человек, среди них 50 мальчиков и 44 девочки.

Исследование можно разделить на три этапа: Начальный (аналитико-организационный) этап. Практический (накопительный) этап Практико-обобщающий этап. Для проведения исследования мной выбраны следующие методы: Методы сбора информации: Анализ источников информации по вопросу исследования. Анкетирование - социологический метод сбора первичной информации посредством обращения с вопросами к определенной группе людей с целью получения информации об изучаемом явлении. Тестирование учащихся 11 класса с использованием методик: «Интервьюирование» (устный опрос) педагогов школы. 4. Сопоставительный анализ результатов тестирования Методы обработки и анализа данных: Составление сводных таблиц статистических данных. Построение диаграмм и графиков по данным тестирования.

Как же побороть страх перед публичным выступлением? Советы по преодолению данного страха. Признайтесь, что нервничаете. Взгляните на аудиторию по-другому. Используйте наглядные пособия Выберите конкретного слушателя Выскажите яркое личное мнение Экспериментируйте

Диаграмма 1. Нравится ли вам выступать публично с докладом, презентацией и т.п.?

Диаграмма 2. Нравится ли вам отвечать у доски?(%)

Диаграмма 3. Знаком ли вам страх публичных выступлений?(%)

Диаграмма 4. Почему вы испытываете страх перед публичными выступлениями?(%)

Диаграмма 5. Что вы чувствуете при публичном выступлении?(%)

Диаграмма 6. По вашему мнению, можно ли развить в себе чувство уверенности?

Рекомендации по формированию уверенности и преодолению страха публичных выступлений. 1. Откажитесь от мысли, что вы должны всегда быть совершенны. 2. Представляйте результат, который хотите получить. 3. Подумайте о содержании, составьте план. 4. Старайтесь всегда готовиться к выступлению. 5. Поработайте над своим имиджем. 6. Помните о дыхании. 7. Фокусируйте взгляд на дружелюбных лицах. 8. Больше практикуйтесь!!!

1. Гипотеза о том, что обучающиеся школы испытывают страх публичных вступлений из-за неуверенности в себе, нашла подтверждение только в 9,6% случаев. 2. Страх публичных выступлений связан с возрастом, он несильно проявляется у обучающихся 6-х и 7-х классов, усиливается к 8-9 классам и уменьшается к 10-11 классам. Это объясняется возрастными психологическими особенностями развития.

Выводы 1. Публичные выступления - неотъемлемая часть жизни современного человека. 2. Многим людям присущ страх публичных выступлений. 3. Чтобы стать успешным человеком, нужно избавиться от страха публичных выступлений.

Спасибо за внимание!

Как часто случается с вами, что перед тем как выйти перед аудиторией, у вас все холодеет внутри, ладони мгновенно становятся потными, а выйдя перед всеми, вы не можете выдавить из себя ни единого слова? Вы стоите и думаете: «говори что-нибудь, хоть что-нибудь», но не можете произнести ни звука, как бы вы ни старались. Ноги становятся «ватными» и лицо начинает «гореть» как будто температура воздуха резко повышается до запредельных отметок. В итоге вы благополучно краснеете и, вымолвив что-то невнятное возвращаетесь на свое место, дав себе зарок никогда больше не выступать перед публикой.

Если описанное выше происходит с вами хотя бы иногда – то эта статья предназначена для вас. Прочитав ее, вы узнаете как улучшить свои навыки публичных выступлений, как научиться связанно излагать свои мысли, как контролировать аудиторию.

Для начала разберемся с понятиями. Что такое публичное выступление? Логично будет сказать что это – выступление перед публикой. Публикой, или аудиторией считается группа людей от 4 человек и больше. Условно, я разделяю аудитории на несколько категорий:

  • маленькая – до 10 человек;
  • малая – от 10 до 30 человек;
  • средняя – от 30 до 60-70 человек;
  • крупная – от 70 до 150 человек;
  • очень крупная – от 150 человек и более.

Рассматривать выступление на крупных площадках и стадионах мы рассматривать не будем.

Итак, как же повысить навык публичных выступлений?

Для начала немного теории. Публичное выступление – это 90% зрительного контакта, и лишь 10% - аудиального. Фактически, это означает следующее: «не столь важно ЧТО вы говорите, важно КАК вы это говорите». Главное в публичном выступлении – это подача, энергия, экспрессия и контакт с аудиторией.

Без растекания мыслью по древу, дам простые конкретные рекомендации.

Первое - составьте план выступления. Поверьте, у любого опытного оратора всегда есть план выступления. Ни один опытный оратор не начнет выступление если не знает темы выступления и того о чем он будет говорить (хотя бы примерно). Что такое план? Не стоит заготавливать черновики с полным и подробнейшим содержанием своей речи, и уж тем более, не стоит пользоваться такими записями при выступлении. Это только отвлечет вас от речи и отнимет время на то, чтобы разобраться в своих записях. К тому же, если вы потеряете нить повествования – вам придется копошиться в записях, а это вызывает исключительно негативные эмоции среди слушателей. Вместо записей используйте лишь план выступления. Дома в спокойной и тихой обстановке продумайте структуру своего выступления, примерно представьте себе о чем вы будете говорить и запишите пункты своего выступления. Например, если вы готовите отчет о достижениях компании за год, то это может выглядеть следующим образом.

Что является главной причиной страха при публичном выступлении перед большой аудиторией? Как научиться произносить пламенные речи и перестать бояться выступать публично?

Здравствуйте, друзья! На связи Александр Бережнов и я рад видеть вас на страницах нашего блога!

Знаю, что уже заинтриговал вас таким заголовком и все это действительно будет в статье.

А как это относиться к публичным выступлениям ? – спросите вы.

Уверяю вас, все эти фишки имеют прямое отношение к преодолению страха публичных выступлений! Проверено моей 7-летней практикой.

Публичные выступления – интереснейшая тема! Заметьте, что статья называется не «Как научиться выступать публично за час (день, неделю)?», так как в действительности это невозможно, все это кропотливый и постепенный процесс. Кто в теме – подтвердит мои слова.

Если вы читали предыдущие статьи, то наверняка заметили, что все они имеют практическую направленность. Здесь я и мои друзья делимся своим опытом и обобщаем накопленные знания. Они получены в результате упорной и регулярной работы. И это не просто слова.

1. Мой опыт публичных выступлений

В 2010 году в городе Ставрополе мы с единомышленниками создали клуб «Харизматичный оратор» , в котором регулярно проводили занятия, приглашали интересных гостей (политиков, бизнесменов, актеров, телеведущих), выходили в «поля» и тренировались выступать публично, преодолевая свои страхи и комплексы.

Сегодня наш клуб перешел в новый формат и с коллегами мы также проводим тренинги по публичным выступлениям в молодежных учреждениях города Ставрополя и Ставропольского края. Все это делается на безвозмездной основе. Таким образом, каждый желающий может улучшить свои навыки ораторского мастерства.

Однако если вы живёте далеко от Ставрополя, но близко к Москве и всё-таки хотите пройти соответствующее обучение, могу порекомендовать курсы ораторского мастерства от проекта «Я сказал!». Именно обучение в группе делает подобные курсы максимально эффективными, ведь ораторским искусством нельзя овладеть, занимаясь самообразованием.

Тема публичных выступлений мне очень близка. Со второго класса я стал выступать на сцене, занимался вокалом и хоровым пением, сольно выступал в городе Ставрополе и за его пределами в качестве исполнителя классических и патриотических песен.

Поэтому сегодня я не только не боюсь выступать, но и очень люблю это делать, обучаю этим навыкам других. Сам не раз выступал перед несколькими тысячами людей на городских и краевых мероприятиях, проводил массовые акции в качестве ведущего, был спикером на круглых столах различного уровня, проводил презентации проектов в разных городах, давал интервью на телевидении и радио.

Многие мои знакомые и друзья говорят:

«Его «хлебом не корми»» дай только выступить!»

Действительно, публичные выступления – это моя страсть! Я занимаюсь этим осознанно и регулярно уже 7 лет.

Страх выступлений перед публикой считается наиболее распространенным проявлением социофобии. Он особенно хорошо знаком политикам, преподавателям, юристам и менеджерам. Поэтапную инструкцию о том, как эффективно побороть страх перед выступлением, мы опубликовали в этой статье. В конце вы найдёте список книг, которые помогут вам отточить мастерство публичной речи.

Вы узнаете:

  • Как подготовиться к публичному выступлению.
  • Как выбрать тему и цель публичного выступления.
  • Каких ошибок следует избегать в публичном выступлении.
  • Как избавиться от страха публичных выступлений.

Страх выступлений перед публикой - это норма или фобия

Психологи называют патологическую боязнь выступлений перед публикой глоссофобией или пейрафобией .

Есть четкое разделение страха выступлений перед публикой и естественного волнения, испытываемого любым человеком перед предстоящим общением с большой аудиторией знакомых и незнакомых людей. Волнение, как нормальная реакция организма, возникает у студента перед устным экзаменом или у танцора и певца перед сольным концертом. При этом, выступая перед знакомыми (друзьями, коллегами, одногруппниками), они не испытывают страха, тревоги или напряжения.

Психологи отмечают положительные стороны умеренного количества тревоги и волнения. Человек, предвкушая ответственное событие, становится более внимательным, собранным, энергичным. Это благоприятно сказывается на его выступлении, делая его качественным. Монолог человека, абсолютно не испытывающего волнения, чаще всего провальный.

Небольшое естественное волнение никак не связано с необъяснимым и неукротимым страхом во время выступления или до него, характерным для глоссофобии. Человек, склонный к глоссофобии, испытывает страх выступлений перед публикой независимо от количества слушателей и степени знакомства с людьми. Такая боязнь носит не избирательный, а постоянный характер при любом пребывании на публике.

Дистресс и фобические расстройства могут быть вызваны различными факторами, но неспецифическая биологическая реакция по существу всегда одинакова. Предстоящая неблагоприятная для человека ситуация, в нашем случае - , вызывает рост эмоционального напряжения. Благодаря высокому уровню активности субкортикальной системы изменяется работа внутренних органов, активизируются: кора головного мозга, двигательные центры, железы внутренней секреции, симпатическая автономная система.

Страх выступлений перед публикой выражается:

  • в увеличении и напряжении мышц;
  • в изменении мимики и жестикуляции;
  • в изменении тона и тембра голоса;
  • в вегетативных проявлениях: чрезмерном потоотделении, учащенном сердцебиении, скачках артериального давления;
  • в появлении головной боли, неприятных, давящих ощущений в области сердца.

Приступы глоссофобии:

  • сухость во рту;
  • дрожание голоса;
  • утрата способности говорить;
  • непроизвольное мочеиспускание.

Подобная фобия может даже вызывать обмороки различной продолжительности, особенно у людей с повышенной нервной возбудимостью. Потеря сознания может начинаться с головокружения, слабости, тошноты, бледности лица и губ, похолодания конечностей, учащения пульса.

Симптомы и сила их проявления строго индивидуальны. Их формируют множество факторов: характер человека, его реакция на тревогу, состояние организма, настроение, утомление, деятельность и т.д.

Глоссофобия чаще всего формируется по причине:

  • Генетической предрасположенности.
  • Социальных факторов.

Генетическая наследственность - причина индивидуальной склонности к определенным видам страха, боязни общества, врожденного повышенного уровня тревожности. Являясь составляющей единицей общества, человек находится в постоянном напряжении из-за боязни быть непонятым, недооцененным, социально изолированным и т.п. Наследственные психологические характеристики ложатся в основу темперамента человека, его генетической акцентуации и степени тревожности. Родители и потомки имеют схожие психологические характеристики, выражающиеся в похожих страхах, способе их восприятия, одинаковой силе реакции и степени зацикливания.

Материал по теме из электронного журнала:

Появление страха выступлений перед публикой и развитие его до уровня паники и фобии может быть вызвано:

  • чрезмерно строгим воспитанием;
  • неверным поведением родителей, запугиванием, запретами, угрозами в детском возрасте;
  • излишней восприимчивостью к критическим замечаниям со стороны окружающих, наличием внутренней «цензуры», что является причиной ананкастической робости и покорности;
  • негативным отношением к собственному «Я», низкой самооценкой, порождаемой давлением взрослых на психику ребенка;
  • отрицательным детским опытом неудачного публичного выступления, подвергшегося критике;
  • искажением силы факторов стресса, их усилением.

Плохая подготовка и отсутствие необходимых знаний могут стать причиной страха выступлений перед публикой или боязни быть непонятым аудиторией. Для многих ораторов причиной появления сложностей во время публичного выступления является отсутствие должного опыта. Еще одна причина страха выступлений перед публикой кроется в стремлении к совершенству. Перфекционисты, которые стремятся к идеалам и склонны прислушиваться к общественному мнению, довольно часто страдают глоссофобией.

5 психологических этапов избавления от страха выступления перед публикой

Избавление от глоссофобии с привлечением профессиональной помощи актуально только для тех людей, чьи страхи доходят до невроза навязчивых состояний. Только психотерапевт может четко выявить эту границу. Всем остальным ораторам, лекторам и публичным людям доступно самостоятельно победить страх выступлений перед публикой.

Преодолеть страх перед публичным выступлением можно, пройдя четыре этапа:

  • осознать проблему;
  • проанализировать причины появления;
  • выработать идеи решения;
  • проверить идеи на практике.

Существуют различные методы, направленные на снижение уровня тревожности, повышение самооценки, избавление от глоссофобии. Рассмотрим некоторые из них подробнее.

Этап 1. Избавляемся от неизвестных.

Для начала нужно тщательно проанализировать публику. Определить численность аудитории, средний возраст, социальный статус, выявить доминирующие жизненные позиции и интересы. Оратор должен понять, чего ждет от него публика, какую реакцию можно от нее ожидать. Чем больше информации принесет данный анализ, тем менее страшна неизвестность. Информированность дает возможность прогнозирования определенного результата.

Этап 2. Укрощаем «чудовище».

Нервозность, порождаемая акцентированием внимания на отрицательных чертах публики, повышает страх выступлений перед публикой. Представляя себе скептические ухмылки, неодобрительные жесты или критичный шепот оратор усиливает негативное настроение. Заострив свое внимание на положительных моментах, можно легко изменить свое восприятие аудитории. Нужно наделить публику положительными чертами, мысленно фиксировать одобрительные жесты, заинтересованные взгляды и т. п. Побороть страх выступлений перед публикой можно, визуально представляя свой успех.

Этап 3. Не допускаем провала выступления.

Если страх выступлений перед публикой вызван боязнью неудачи или провала, то избавиться от него поможет тщательная подготовка. Человек, уверенный в своих знаниях и компетентности в освещаемой им теме, значительно меньше волнуется.

Можно отрепетировать свое публичное выступление перед зеркалом или близкими людьми. Отлично помогает прослушивание записи своего выступления на диктофоне. Особого внимания требует невербальная часть: мимика, жесты, внешний вид. Предварительная тщательная подготовка помогает своевременно выявить и устранить большинство возможных ошибок.

Этап 4. Признаем возможность на ошибку.

Не нужно искусственно завышать значимость других людей. Оценивайте критику логично, учитывая то, что в каждом человеке полно своих недостатков: сарказма, цинизма, скептицизма, недоброжелательности и т.п. Осознайте то, что критика не всегда бывает справедливой и любой человек может ошибаться. Это успокоит вас и наполнит уверенностью.

Психологами разработаны специальные тренинги, которые помогают сформировать объективную самооценку, развить и увеличить чувство собственного достоинства. Отличного результата можно добиться с помощью повторения аффирмаций о собственной ценности и уникальности.

Этап 5. Фиксируемся на позитиве.

Не стоит зацикливать свое внимание на ожидаемом результате, лучше сконцентрировать его на самом процессе публичного выступления. Старайтесь мысленно представлять ваше успешное выступление на публике, признание и востребованность. Негативный опыт трансформируйте в позитив.

Побороть страх выступлений перед публикой можно комплексом мер:

  • физическими упражнениями на разные группы мышц;
  • правильным дыханием;
  • активизацией работы левого полушария головного мозга, к примеру: математическими вычислениями;
  • пением приятной мелодии;
  • изменением положения тела, принятие более открытой позы;
  • регулярными медитациями;
  • использованием различных техник самовнушения.

Не забывайте о фантастической силе улыбки. Непритворная улыбка способна снять дискомфорт и напряжение, а также обмануть подсознание, ведь одновременно бояться и радоваться невозможно. Получив в ответ от слушателей искренние улыбки, вы поймете, что ваш страх выступлений пропал. Не отказывайтесь от общения с людьми, уверенность в своих ораторских способностях накапливается вместе с опытом.

Мнение эксперта

Ваша задача – растопить лед и сделать людей своими

Александр Яныхбаш,

бизнес-тренер, компания «Ораторика Групп», г. Москва

В маркетинге есть понятия «холодные клиенты», « ». Публичные выступления всегда сопровождаются присутствием «холодных слушателей». Аудиторию нужно воспринимать как единое целое. Она способна достойно оценить шутку или негативно отреагировать на неуважительное отношение выступающего оратора. Реакция публики чаще всего продиктована психологическим эффектом: положительно воспринимается все, что принадлежит к ее группе, и скептически оцениваются чужаки. Задача оратора - стать своим для публики. Не стоит навязчиво добиваться расположения, дарить всем комплименты и выполнять капризы. Единства с аудиторией можно добиться и другими способами.

  • Используйте интонацию, делайте паузы.

Воспринимайте свой голос как один из надежных инструментов, с помощью которого можно создать настроение, передать свои эмоции, привлечь внимание. Для того чтобы публика заинтересовалась выступлением, нужно менять интонации, вводить паузы в повествование и избегать монотонности. Благодаря замедлению или ускорению темпа речи создаются акценты, дается возможность аудитории понять услышанную информацию. Не усложняйте свою речь сложными сочетаниями, излагайте публике суть, как будто общаетесь со своими знакомыми.

Упражнение. Возьмите любое стихотворение и прочтите его вслух. Затем выделите карандашом метафоры и прилагательные. Представьте себя начинающим актером и снова прочтите стихотворение, выделяя интонацией подчеркнутые слова. Попытайтесь заинтересовать слушателя и выразить намного больше, чем автор стихотворения. Упражнение помогает выявлять важные моменты текста и верно расставлять акценты.

  • Смотрите на аудиторию. Постарайтесь незаметно пробежать взглядом и осмотреть всю аудиторию за минуту-полторы. Быстрее не нужно, людей может удивить бесконтрольное движение вашей головы.
  • Не стесняйтесь жестикулировать. Позы человека бывают открытыми и закрытыми. Принимая закрытую позу, человек как бы защищает себя: скрещивает на груди руки, подпирает или почесывает подбородок, нос и т.п. Открытая поза оставляет уязвимыми лицо, пах, горло, живот, ладони и т.д. выступая публично, старайтесь комбинировать закрытые и открытые позы и жесты. Аргументируя свою точку зрения, или выделяя эмоциональный подъем, используйте открытые позы. И помните, что вступительная и заключительная части публичного выступления - это эмоциональные точки, требующие открытой позы и жестов.
  • Перемещайтесь на сцене по треугольнику. Сделать публичное выступление более динамичным поможет небольшое движение оратора по сцене. Не стоит двигаться только влево и вправо, это выглядит суетливо. Попробуйте передвигаться как по треугольнику: вправо, по диагонали вперед и по диагонали назад. Все перемещения и жесты должны подчеркивать ваши мысли, к примеру, двигаясь назад, применяйте закрытые жесты и паузы. Новую мысль сопровождайте движением вперед, а закачивайте предложение передвижением вглубь сцены. Все движения должны быть естественными и непринужденными. Не пытайтесь мысленно вычерчивать треугольник, и ходить по нему, опуская глаза в пол.
  • Выходите в зал. Помните, когда преподаватель подходит к нетерпеливому ученику и ведет урок, стоя с ним рядом, то на некоторое время этот непоседа превращается в самого прилежного и внимательного слушателя. Такой прием выступления «из зала» часто применяют и звезды. Работая на сцене, они приближаются к углам сцены, чтобы услышать особый отклик слушателей. Подготавливая публичное выступление, особенно в широком зале, продумайте свои передвижения по залу. Это поможет наладить контакт со всей аудиторией.
  • Меняйте декорации. Разнообразить и усилить динамику выступления можно путем переключения внимания аудитории с текста на слайдовую презентацию. Демонстрируйте видеозаписи и обсуждайте их со зрителями. Стив Джобс, немало выступавший перед большими аудиториями людей, часто добавлял к своим презентациям записи выступлений других ораторов. Это вносило разнообразие в его речь и не давало скучать аудитории.
  • Задавайте вопросы слушателям. Воспользоваться случаем и задать вопрос слушателям можно в любой момент. Мои тренинги и мастер-классы часто начинаются с риторических вопросов. Так я пытаюсь объяснить слушателям, о чем пойдет речь и почему это будет интересно каждому: «Кто не чувствует дрожи в коленях, когда выходит к большой аудитории? Кто ни разу не забывал нужные слова в самый ненужный момент? Как уверенно отвечать на сложные вопросы и не ударить лицом в грязь?» Слушатели мысленно отвечают мне: «Знакомая ситуация, повторять не хотелось бы». Получается своеобразный анонс моего выступления, я говорю, что речь пойдет о том, как избежать негативных моментов.

Старайтесь не задавать вопросы с непредсказуемыми ответами. На выпускном балу в Санкт-Петербурге представитель школьной администрации, представляя публике министра образования, использовал технику троекратного согласия. Сначала он поинтересовался, все ли выпускники сдали ЕГЭ, потом спросил, довольны ли они, и напоследок задал вопрос: «Значит, вам нравится министр образования?» Оглушительное «нет» прозвучало незамедлительно. Вряд ли чиновник рассчитывал на этот ответ.

Чтобы сконцентрировать внимание публики, можно задать вопрос в середине своего выступления. Самое простое: «Всем все понятно? Продолжаем!» притягивает внимание слушателей и возвращает их к теме. Подойдут и диагностические вопросы, подчеркивающие вовлеченность людей в беседу. К примеру, «Пожалуйста, поднимите руку те, у кого…». Следите, чтобы вопросы были напрямую связаны с темой выступления, это не даст им повиснуть в воздухе. В конце своей речи поинтересуйтесь, нет ли у ваших слушателей комментариев или встречных вопросов.

Как побороть страх перед выступлением на публике, зная правила и требования

Публичные выступления имеют свои психологические особенности, заключающиеся в общении оратора и аудитории и вытекающие из их диалога. Такое объективно-субъективное взаимодействие сторон коммуникации можно рассматривать как совместную деятельность или сотрудничество.

К характерным особенностям речи оратора относится:

  • Обратная связь с аудиторией . Во время публичного выступления оратор имеет возможность наблюдать за реакцией людей на его речь, переменой их настроения. Понять настроение и заинтересованность публики помогают отдельные слова, мимика, задаваемые вопросы. Это позволяет своевременно внести коррективы в свое выступление. Обратная связь служит преобразованию монолога в диалог, установлению коммуникативной связи с публикой.
  • Устная форма общения . К особенностям устной публичной речи относится возможность налаживания диалога между оратором и слушателями. Такое общение направлено на конкретного собеседника и строится в зависимости от его заинтересованности. Устное общение должно быть настроено на более легкое понимание и восприятие. Это очень эффективный метод публичного выступления, так как позволяет усвоить до 90 % информации.
  • Взаимосвязь устной речи и литературы . Готовясь к публичному выступлению, многие ораторы обдумывают свою речь, привлекая материалы научной, художественной или публицистической литературы. Уже в аудитории слушателям представляется заготовленный текст в виде интересной и яркой речи, доступной для понимания любого человека. Только живое выступление позволяет оратору, наблюдая за реакцией окружающих, корректировать предложения, переводя книжный текст в разговорный стиль.
  • Использование средств общения . Ораторская деятельность приветствует использование различных дополнительных приемов воздействия и средств общения. Речь идет о вербальных и невербальных средствах: мимике, жестах, интонации. Важна этика общения и культура речи.

Умение выступать перед публикой в различных речевых жанрах основано на умении составлять тексты разного стиля. Для каждого жанра характерны свои приемы и правила воздействия на аудиторию.

6 золотых правил публичных выступлений

  • Тщательно продуманное и подготовленное начало речи - залог формирования положительного имиджа оратора.
  • Наличие драматических элементов важно для любого речевого жанра. Они помогают заинтересовать слушателей, добавляют красок в жизненные истории, описания происшествий и т.п.
  • Монотонная речь способна испортить самое лучшее выступление. Обязательное условие успешности публичной речи - это ее эмоциональность. Слушатели должны не только почувствовать отношение оратора к теме беседы, но и разделить с ним переживания. Спокойный, монотонный монолог не сможет вызвать эмоционального отклика у публики.
  • Мысли, которые изложены кратко, достигают своей цели быстрее. Слушатели лучше воспринимают краткую четкую речь, более ей доверяют. Время публичного выступления обычно четко регламентировано. Нужно научиться излагать свои мысли кратко, чтобы успевать в отведенное время. Помните, что краткость - сестра таланта.
  • Публичное выступление, выстроенное в разговорном стиле, легче доносит слушателям информацию, привлекает их внимание к теме. Иностранные и непонятные слова, научные термины лучше заменить простыми фразами. Речь должна напоминать беседу между людьми.
  • Окончание выступления должно быть также тщательно подготовлено. Заключение составляется из ярких, понятных фраз и произносится правильно выбранной интонацией голоса и тона.

Для написания правильного публичного выступления и удачной его интерпретации нужно выполнить 12 последовательных действий. Такая техника гарантирует достижение высоких результатов в ораторском искусстве.

Алгоритм подготовки публичного выступления

  • Определить цель выступления.
  • Создать свой образ.
  • Определить роль для публичного выступления (добро, кумир, покровитель, хозяин, зло).
  • Составить речь.
  • Проверить соответствие текста морально-этическим требованиям и правилам написания публичных выступлений.
  • Выстроить речь по правилам аудиального, визуального и кинетического восприятия.
  • Подготовить место выступления, если это необходимо.
  • Настроиться на успешный результат выступления.
  • Выступить.
  • Прислушаться к возможным критическим замечаниям.
  • Проследить реакцию публики, проанализировать произведенное впечатление.

Подготовка - лучшее средство от страха выступлений перед публикой

Дейл Карнеги, научивший миллионы людей преодолевать страх выступлений перед публикой, посвятил свою книгу рекомендациям и правилам подготовки речи. Он утверждает, что «нужно знать, что хочешь сказать, и что хотят услышать слушатели. Только основываясь на этом знании, можно правильно донести информацию и убедить поверить себе».

С точки зрения подготовки публичные выступления бывают нескольких видов:

  • Импровизация. Такие выступления не требуют подготовки. Их успешность зависит от глубины знаний материала и темы. Выступающий оратор тезисно освещает тему, легко и аргументировано дает ответ на любой вопрос зала. Это высочайшее мастерство ораторского искусства, основанное на знаниях и опыте. В качестве яркого примера можно привести Троцкого, Ленина, Мечникова.
  • Речь по конспекту. Для подготовки такого выступления составляется краткий конспект, а затем прорабатывается подробно каждый его пункт. Продумываются возможные вопросы, прописываются на них ответы.
  • Подготовка полного текста. Это наиболее частый вариант выступления политиков. Заранее составленный текст не оставляет места импровизации, поэтому ответы на задаваемые вопросы не всегда совпадают.
  • Выступление без использования подсказок. Полностью готовится текст выступления, заучивается наизусть и повторяется на репетициях. Такой вид публичного выступления не предусматривает ответов на дополнительные вопросы.

Признаком высокого профессионализма оратора является его способность подстраивать свое выступление под настроение публики и другие меняющиеся обстоятельства.

Готовясь к публичному выступлению, помните совет Дейла Карнеги: «Записывайте чужие и, конечно, свои мысли на клочках бумаги – так их легко собрать и классифицировать».

Если тема доклада известна, то порядок подготовки следующий:

  • Составить перечень фактов, имеющих отношение к теме доклада.
  • Выявить из перечня основные, интересные и информативные факты. Остальные - вычеркнуть.
  • Вернуться к теме доклада, проанализировать, чего не хватает для полноценного раскрытия темы.

Тезисы должны обязательно подкреплять факты, цифры, статистика, примеры и т.п. Прекрасно, если каждый тезис будет подтвержден несколькими пунктами.

Составляя конспект речи, внимательно относитесь к манере изложения и языку. Не следует сокращать предложения, лучше воспринимаются краткие, но полные формы. Составляйте конспект не из вопросов, а конкретных утверждений, чтобы иметь возможность пользоваться ими во время публичного выступления.

Каждый лектор по-своему использует подготовленный заранее материал выступления. К примеру, известный Чарли Чаплин не любил стоять перед микрофоном, всегда заранее полностью готовил текст речи, держал его перед глазами и никогда от него не отклонялся. И.И. Мечников, признанный величайшим мастером ораторского искусства, тщательно готовился ко всем своим выступлениям, но никаких записей при этом не делал. Его лекции всегда были построены на импровизации.

Известный химик С.Н. Реформатский, готовясь к публичным слушаньям, придерживался своих правил. Прописав полностью лекцию, он зачитывал ее домашним, вносил коррективы. Записи всегда были под рукой на кафедре, но он в них уже не заглядывал. Знаменитому историку В.О. Ключевскому интересно рассказывать помогал заранее заготовленный краткий план выступления. Физиологу И.М. Сеченову необходимо было проговорить текст лекции шепотом, чтобы запомнить ее и четко донести основные мысли. В.И. Ленин записывал тезисы на небольших бумажках и на них строил выступление перед публикой.

Страх выступлений перед публикой отсутствует лишь у некоторых людей. Однако многократное выступление с одной темой с каждым разом повышает уверенность в себе. Оратор начинает свободнее владеть материалом, вносит дополнения и интересные факты. Готовясь к выступлению, старайтесь меньше читать текст, проговаривая и рассказывая его. Соблюдая простые правила, легко добиться успеха в ораторском искусстве. Нужно помнить, что даже опытным ораторам необходима репетиция своей речи, не следует пренебрегать этим подготовительным этапом.

Обсуждайте тему выступления с семьей, друзьями, коллегами. Репетируйте, вносите коррективы, делайте свою речь максимально интересной.

Чем чаще вы будете повторять текст, тем лучше для вас. Нужно использовать любую возможность, чтобы еще и еще раз про себя произнести текст, а дома дополнить его жестами, расставить акценты на важных местах и произнести в полный голос.

Дейл Карнеги рекомендует устраивать дома с семьей и друзьями своеобразные игры и произносить речи на самые разные темы. К примеру, выбрать тему, в которой сильны, и постараться за три минуты ярко донести информацию до слушателей.

Что качается рекомендаций по работе с зеркалом, то мнения профессионалов здесь противоречивы. Начинающим ораторам такой способ может только навредить, ведь он мешает сосредоточиться на самом главном - теме и смысле выступления. Известный психолог О. Эрнст находит такой способ неэффективным и даже вредным.

Как перебороть страх перед выступлением на публике с помощью правильного выбора темы и целей

Страха выступлений перед публикой можно избежать, если заранее продумать, о чем и как говорить, обозначить цель и определить тему разговора со слушателями. То, о чем идет речь во время выступления, - и есть его тема. Обычно оратору задается тема его выступления перед публикой, но нередко нужно ее определить самостоятельно. В этом случае следует понимать, какая тема сможет заинтересовать слушателей:

  • увлекательная, интересная, уместная и соответствующая обстановке (серьезные вещи не обсуждаются на банкете, а рабочее совещание не превращают в выступление клоуна);
  • соответствующая компетенции и познаниям выступающего;
  • не слишком сложная;
  • не слишком широкая, но и не слишком узкая;
  • учитывающая специфику целевой аудитории.

Победить в себе страх выступлений перед публикой поможет предварительная подготовка и определение важности и увлекательности выбираемой темы. Для этого необходимо:

  • изучить целевую аудиторию, что наиболее ее волнует: здоровье, деньги, жизнь, хобби и т.д.;
  • определить групповой интерес: приверженцам здорового образа жизни будут интересны новые способы закаливания организма, а парням-новобранцам уместнее дать напутствия и рассказать свои воспоминания;
  • определить, насколько нова и злободневна тема;
  • избегать банальных и избитых тем, к примеру, «Вклад организации в развитие района»;
  • добавить теме конфликта, к примеру, «Война «звезд» - пятилетний конфликт» - о спорных ситуациях между «звездами» эстрады;
  • продумать наглядность темы;
  • учитывать регламент выступления. Тема должна быть полностью раскрыта. Лучше выбрать один яркий, интересный и запоминающийся эпизод из жизни писателя, чем монотонно повествовать обо всем его творческом пути.

Любое выступление перед публикой должно иметь четкую цель. Именно она помогает оратору связать в единое целое все раскрываемые аспекты.

Цели могут быть:

  • Общие.

Акцентированы на вызов у слушателей ответной реакции - побуждение к действию, внушение уверенности в победе, воодушевление, убеждение или разубеждение и т.п.

  • Конкретные.

Акцентированы на содержание речи - вызов эмоций, развлечение, утоление жажды знаний, вызов готовности к действиям и т. д.

Правильное публичное выступление должно быть хорошо выстроено, логично, иметь четкую цель и понятную тему. Никто не станет внимательно слушать спутанную, нелогичную, неинформативную, бесполезную речь, не имеющую темы. Тема выступления и его цель должны быть четко взаимосвязаны.

3 примера известных ораторов, которым удалось победить страх перед выступлением

  • Пример Кони.

Ярким примером правильно подготовленного публичного выступления является речь одного из основателей российской адвокатуры А.Ф. Кони на судебном процессе в защиту инвалида-горбуна, обвиняемого в нанесении тяжкого телесного повреждения своему соседу. Сосед подзащитного А.Ф. Кони постоянно в течение нескольких лет оскорблял инвалида, обзывая его уродцем. Подсудимый никогда не отвечал обидчику, но в очередной раз просто не выдержал, взял камень, бросил в соседа и разбил ему голову. А.Ф. Кони подготовил весьма оригинальное выступление перед судом и публикой. Встав, он, как обычно принято, обратился к присяжным: «Господа присяжные заседатели!». Все ждали продолжения, но оратор на время замолчал. После небольшой паузы он повторно произнес свою реплику и снова взял паузу. Потом еще раз. Присяжные заседатели недоумевали и нервно шептались. После четвертого обращения А.Ф. Кони услышал: «Вы издеваетесь?». Он ответил: «Я всего четыре раза вежливо обратился к вам, а вы все разнервничались. Подумайте, что чувствовал мой подзащитный, которого оскорбляли ежедневно в течение многих лет?» Инвалиду вынесли оправдательный приговор. Цель публичного выступления А.Ф. Кони была достигнута.

  • Случай в Лондоне.

В историю вошел один из открытых судебных процессов, проходивших в Лондоне в 1777 году. Разбиралось дело врача, сделавшего, несмотря на запрет Католической церкви, кесарево сечение женщине, которая не могла самостоятельно родить десятого ребенка и просто умирала. Адвокат, представляющий интересы врача, поставил целью своего выступления акцентировать внимание общественности на том, что в такие случаи церкви не стоит вмешиваться. Он прекрасно понимал, что его слушатели будут из разных сословий и с разным уровнем образованности. Чтобы донести свои мысли до каждого, он решил говорить о том, что понятно абсолютно всем: любой ребенок должен иметь мать. Обращаясь к судьям и присутствующей публике, он сказал: «Мой подзащитный допустил нарушение запрета церкви. Но я уверен, ни Богу, ни церкви не было бы лучше от смерти этой женщины, ведь девять ее детей мгновенно бы осиротели». Речь адвоката была краткой, но настолько емкой, что сразу достигла цели.

  • Павел Власов.

Грамотно продуманное и тщательно выстроенное выступление перед публикой может послужить толчком к изменению общественного мировоззрения и повлечь за собой результаты, которых оратор не мог и предположить. Политзаключенный Павел Власов (роман А.М. Горького «Мать») отказывается от побега, подготовленного его соратниками, чтобы произнести речь в суде. Он мучительно продумал каждую фразу. Павлу не важен был приговор, у него была цель - донести до присутствующих то, во что он свято верил. Анализируя его выступление, можно понять основные принципы ораторского искусства. Понимая, что говорить он будет в суде, Павел решил начать свою речь так: «Человек партии, я признаю только суд моей партии…». Эта фраза подняла его над обстоятельствами и той властью, которая его судила. Он словно вырос, зал стих. Павел разделил свою речь на несколько частей, каждую из которых пропитал главной темой: «Мы – революционеры…», «Мы – рабочие…», «Мы – социалисты…». Это настолько усиливало эмоциональный напор, что каждому удалось почувствовать необычайную, притягивающую силу его веры.

10 ошибок начинающего оратора

Проверьте, нет ли в вашем выступлении:

  • неуместной мимики;
  • различия интонации и содержания речи;
  • употребления оправданий;
  • извинений перед присутствующими;
  • неправильного подбора слов;
  • скучной монотонной речи;
  • всезнающего вида оратора, высокомерия;
  • лишних движений, суеты;
  • полного отсутствия чувства юмора;
  • неправильно расставленных пауз в предложениях.

Книги, которые помогут победить страх выступлений перед публикой

Начинающему оратору, испытывающему страх выступлений перед публикой, поможет лучше узнать секреты мастерства изучение работ этих авторов.

  • Дейл Карнеги. «Как выработать уверенность в себе и влиять на людей, выступая публично»

Книга дополнила выпущенные в свет работы по ораторскому искусству. Дейл Карнеги посвятил свою работу разбору приемов, правил, упражнений, помогающих повысить профессиональный уровень оратора и победить страх выступлений перед публикой. Книга известного американского писателя будет полезной и опытному оратору, и новичку.

  • Игорь Родченко. «Хозяин слова. Мастерство публичного выступления»

Игорь Родченко - заведующий кафедрой сценической речи и риторики в Санкт-Петербургском университете. Специализируется на речевых коммуникациях, является директором тренинговой речевой компании, проводит тренинги публичного выступления. Его книга посвящена рассмотрению главных вопросов психологии публичных выступлений, взаимодействию участников общения, секретам влияния на аудиторию.

  • Иванова Светлана. «Специфика публичной речи»

Иванова доступно характеризует специфику публичной речи, рассматривает общение публики и оратора, стратегии, приемы, речевые технологии и т. п. Книга поможет научиться правильно говорить, уверенно держаться и не испытывать страха выступлений перед публикой.

Информация об экспертах

Александр Яныхбаш, компания «Ораторика Групп», г. Москва, - бизнес-тренер. Выпускник Государственного академического университета гуманитарных наук (специальность «психология»). Автор и ведущий мастер-классов и тренингов, посвященных публичным выступлениям и созданию слайдовых презентаций; является автором книги «101 совет по тайм-менеджменту». Сфера деятельности: занимается организацией и проведением тренингов по развитию навыков коммуникации, включая навыки публичных выступлений, ведение деловых переговоров и т.д., управление проектами и формирование лидерской стратегии. Штатная численность сотрудников - 45. Основными клиентами являются: Сбербанк России, «Рольф», Apple, компании «Вымпелком», Adobe, Graphisoft, Autodesk, Castorama, Ipsen, Merck, Qiwi, Tele2. Проведено более 200 тренингов для свыше 3,5 тыс. слушателей.

Поздравив после заявлений Белого дома о том, что это не планируется, президента России Владимира Путина с победой на выборах, его американский коллега Дональд Трамп тем самым публично извинился перед российским лидером. Одновременно хозяин Белого дома поставил на место британского премьера Терезу Мэй и своих внутренних критиков, поскольку не обсуждал в ходе телефонного разговора с Путиным ни фиктивное "дело Скрипаля", ни столь же высосанное из пальца "вмешательство России в американские выборы".

В результате поздравление президента, отсутствие которого объективные и не связанные дипломатическим этикетом наблюдатели закономерно расценили как хамство, прозвучало особенно весомо и стало свидетельством того, что Трамп не капитулировал перед своим окружением, которое, как выясняется, было против президентского звонка в Москву.

Белый дом и Госдеп комментируют

Как подтвердила пресс-секретарь Белого дома Сара Сандерс, среди тем, которые обсуждали Трамп и Путин, не было как "дела Скрипаля", так и "вмешательства России" в американские выборы, хотя они, примирительно отметила представитель Белого дома, всё ещё важны для США. Отвечая на вопрос, как в администрации Трампа оценивают прозрачность и честность президентских выборов в России, Сандерс указала, что США воздерживаются от того, чтобы диктовать другим, как им жить, и что "президент ещё раз подтвердил, что важно поддерживать диалог с Россией".

Пресс-секретарь Белого дома Сара Сандерс исключила Россию из числа стран, в дела которых США намерены по любому поводу совать нос. Фото: www.globallookpress.com

На самом деле, конечно, именно этим — вмешательством во внутренние дела других стран — американцы всё время обычно и занимаются. Но весьма показательно, что Россию Сандерс исключила из числа тех, в дела которых Вашингтон намерен постоянно совать нос. Как же вовремя Путин открыл всему миру и прежде всего США, какое "чудо-оружие" имеется у России.

В ответ на вопрос, когда и где состоится личная встреча президентов двух стран, пресс-секретарь Белого дома заявила:

На данный момент у нас нет конкретных планов. Но мы хотим продолжать диалог с Россией, продолжать обсуждать общие интересы: Иран, Северную Корею... гонку вооружений".

Глава пресс-службы Госдепа США Хезер Науэрт высказалась о поздравлении Трампа в том же ключе, что и Сандерс: "Это часть работы и просто реальность. Это не означает, что мы согласны с ними во всём. Это не значит, что мы ладим абсолютно по каждому вопросу".

Как сообщается в официальном заявлении Белого дома, Трамп поздравил Путина с переизбранием в президенты, обсудил с российским лидером вопросы двусторонних отношений, договорился продолжать диалог о взаимных приоритетах и проблемах в сфере безопасности. Трамп подчеркнул важность денуклеаризации Корейского полуострова. Двое лидеров подтвердили необходимость продолжать общие усилия в сфере стратегической стабильности. Президент США также заявил, что он и Путин могут встретиться в не столь отдалённом будущем, чтобы обсудить гонку вооружений, Украину и Сирию.

Трамп доволен

Весьма показательно, что Трамп очень доволен своим разговором с Путиным.

Я говорил по телефону с президентом Путиным и поздравил его с победой. Мы, возможно, встретимся в не столь отдалённом будущем, чтобы мы смогли обсудить гонку вооружений, которая выходит из-под контроля, Украину, Сирию, Северную Корею и другие вещи. У нас был очень хороший разговор",

— сказал Трамп журналистам.

Он дал понять, что США не собираются разрывать отношений с Россией, прежде всего в интересах глобальной стабильности.

В Москве тоже довольны

В официальном заявлении Кремля в связи с поздравлением американского президента отмечается, что оба лидера обсудили важность совместной работы в таких сферах, как борьба с международным терроризмом, ядерное сдерживание и экономика, кризисы в Сирии и на Украине, выразили удовлетворение определённым снижением напряжённости вокруг Корейского полуострова.

Президенты двух стран условились "о развитии дальнейших двусторонних контактов, в том числе с учётом изменений в руководстве Госдепартамента США", уделив внимание "проработке вопроса о проведении возможной встречи на высшем уровне", указали в Кремле.

Там также подчеркнули, что "в целом разговор носил конструктивный, деловой характер и был ориентирован на преодоление накопившихся проблем в российско-американских отношениях".

Таким образом, задержка с поздравлением Трампом Путина, столь обнадёжившая врагов России, обернулась против них и ещё больше оттенила позитивное содержание состоявшегося между двумя президентами телефонного разговора. В Кремле, кстати, именно на это и рассчитывали, призывая не считать "недружественным шагом" задержку с поздравлением. Пресс-секретарь российского президента Дмитрий Песков призывал во вторник "не сгущать" краски, намекая, что всё ещё впереди, так как "утро вечера мудренее", и что "президент Путин остаётся открыт для нормализации там, где это нам интересно и необходимо" в отношениях "с нашими американскими партнёрами".

Реакция в США

Понятно, что такое развитие событий стало ушатом холодной воды для внутриполитических критиков Трампа, которые полагали, что уже в значительной мере "стреножили" упрямого, своевольного, не желающего подчиняться "Глубинному государству" и глобалистам американского президента. Рупором этих кругов в очередной раз выступил больной на голову сенатор-республиканец Джон Маккейн, заявивший, что "американский президент не возглавляет Свободный мир, поздравляя диктаторов с победой на бутафорских выборах". Этот деятель утверждал, что

Трамп оскорбил каждого гражданина России, которому было отказано в праве голосовать на свободных и справедливых выборах, чтобы определить будущее своей страны, в том числе бесчисленных российских патриотов, которые так рисковали, чтобы протестовать и сопротивляться режиму Путина".

Главный враг России и Трампа сенатор Джон Маккейн: "Американский президент не возглавляет Свободный мир, поздравляя диктаторов с победой на бутафорских выборах". Фото: www.globallookpress.com

Этого обезумевшего "ястреба" поддержал ряд конгрессменов, заявивших о "неподобающем" характере поздравления Трампа Путина в связи с "вмешательством России в американские выборы" и отсутствием "демократического электорального процесса" в этой стране.

Многие американские СМИ также критикуют Трампа, подчёркивая, что его окружение было против того, чтобы тот поздравлял Путина.

Так, очень хорошо информированная газета "Вашингтон пост" сообщает, что команда помощников и советников президента по национальной безопасности советовала ему не поздравлять Путина с победой на выборах, Трамп также проигнорировал совет обсудить с президентом России "дело Скрипаля", если такой звонок всё же состоится. Газета подтверждает, что президент начал телефонный звонок именно с поздравлений.

Подводим итоги

Президент США Дональд Трамп восстал против своего окружения, не испугавшись последствий этого, и заодно продемонстрировал, кто является пока хозяином Белого дома.

Понятно, что Трамп один не может противостоять коллективной воле истеблишмента, но благодаря занимаемой должности может тормозить или даже попытаться обернуть вспять антироссийский раж расколотой американской элиты, стремящейся помириться на почве общей враждебности к России, которую президент совершенно не разделяет.

Характер поздравления Трампа Путина свидетельствует о его заинтересованности искать компромиссы с Россией в решении важнейших мировых проблем. Кроме того, отсутствие в телефонном разговоре упоминаний о пресловутом вмешательстве Москвы в американские выборы может указывать на намерение Трампа попытаться поставить в этой бесконечно тянущейся, благодаря усилиям его противников, истории жирную точку. Похоже, что он созрел для того, чтобы уволить копающего под него спецпрокурора Роберта Мюллера, несмотря на возможные негативные последствия данного шага для его президентства.

Ну и, наконец, после того, как Трамп и Путин с презрением прошли в своём телефонном разговоре мимо "дела Скрипаля", которое является очевидной провокацией британских спецслужб, можно констатировать практически полную изоляцию премьер-министра Британии Терезы Мэй. США, Франция, Германия, Испания, Китай, Япония, большинство других стран мира поздравили Путина. Это крах политики Мэй. "Царьград" предупреждал, что всё, за что она берётся, заканчивается провалом.

Создавшуюся ситуацию прекрасно подметил на пресс-конференции в Токио после переговоров с японским коллегой Таро Коно глава МИД России Сергей Лавров, активно работающий даже в день своего рождения: "Я думаю, все всё прекрасно понимают, но из чувства ложно понятой солидарности вынуждены выдавливать из себя какие-то слова, которые можно хоть как-то интерпретировать в поддержку позиции Лондона. То, что мы сейчас наблюдаем, — это лихорадочное метание по всему миру, уговоры партнёров солидаризироваться с Британией в этом вопросе без предъявления каких-либо фактов".

Однако даже с лидером страны, являющейся главным союзником Британии, этот номер не прошёл. Так Мэй сама себя высекла, а Трамп в очередной раз подтвердил, что его стремление "поладить с Россией" — это очень серьёзно. Вопрос лишь в том, дадут ли ему это сделать.