Срок дожития для расчета пенсии в. Срок дожития

В связи с ожидаемым увеличением пенсионного возраста стали активно обсуждаться две цифры, касающиеся демографической статистики. Первая - это средняя продолжительность жизни мужчин, равная 65 годам. Обычно она сомнений не вызывает и даже активно используется в либеральной пропаганде, поскольку заметно меньше, чем в европейских странах. Вторая цифра - это средний возраст дожития мужчин, равный 15 годам. Иными словами, если мужчина дожил до 60 лет, то "в среднем" он умрет в 75 лет. И эта цифра вызывает много вопросов, в первую очередь ввиду заметной разницы (в 10 лет!) со средней продолжительностью жизни. Сомнения возникли и у меня, поэтому я решил проверить. Скачал возрастные пирамиды за 2014 и 2009 год и затем наложил их друг на друга, сдвинув вторую на 5 лет. Таким образом я получил наглядный график смертности за 5 лет по каждой возрастной группе у мужчин с точностью до года. Строго говоря, на эту статистику влияет не только смертность, но и миграция (в обе стороны), но для приблизительной оценки ею можно пренебречь. Эта картинка висит в заголовке, каждый при желании может проверить сам. Смертность показана полупрозрачными отрезками. Например, для 58 лет длина этого отрезка равна 10% от общей длины. Это значит, что вероятность смерти в 58 лет будет 2% (10% делим на 5 лет). Далее я буду для простоты оперировать вероятностями именно для 5-летнего периода. Для конкретного человека это примерно равно вероятности умереть в течении 5 лет вблизи указанного возраста. Например, для детей до 15 лет вероятность смерти по графику из года в год примерно 2%. Это означает, что вероятность дожить до 15 лет - 94% (три пятилетних периода, смертность в каждом по 2%). Дальше бросается в глаза резкий всплеск (примерно до 5%) в 20 лет. Ну это тоже понятно - всякие пьянки-гулянки, первые опыты с наркотой, уличные гонки, паркуры и прочие опасные увлечения, активное альфасамцевание с мордобитиями и поножовщиной и прочие прелести студенческой жизни. Дальше этот процент падает и к 30 годам доходит до умеренного 1%. Дальше до 40 лет по графику вообще нулевая смертность (чего в природе быть не может, скорее это связано с миграционным приростом). Затем уже начинается сказываться возраст, и к 50 годам смертность доходит до 3%. Дальше - больше: 55 лет - 5%, 60 лет - 12%, 65 лет - 15%, 70 лет - 20%, 75 лет - 30%, 80 лет - 40%, 85 лет - 50% и 90 лет - 70%.

В принципе этого уже достаточно для расчетов. Для начала я подсчитал медианную продолжительность жизни для пенсионера, приняв 60 лет за 100%. Получилось примерно 75 лет, до которых доживает 48% пенсионеров. Думаю, разница между медианной и средней величинами тут несущественна, поэтому официальные "15 лет дожития" можно считать подтвержденными.

Тогда откуда взялась такая большая разница со средней продолжительностью жизни? А тут сработал "эффект рычага" - даже небольшие величины, но далекие от среднего значения, способны существенно повлиять на него. Например, возьмем два отрезка: 15-30 лет со средним значением 2,3% (общая смертность 7%, центральная точка 23 года) и 0-15 лет со средним значением 2% (общая смертность 6%, центральная точка 8 лет). Ну и до кучи еще добавим предпенсионный период (50-60 лет, общая смертность 13%, центральная точка 55 лет). Взяв в качестве четвертой точки старое значение в 75 лет, получим:

Новый средний возраст = 0,07*23 + 0,06*8 + 0,13*55 + 0,74*75 = 64,7 года. Бинго!

Конечно, расчеты очень приблизительные, но вывод вполне однозначен - власти нам таки не врут.

7 февраля 2017 Просмотров: 6959

При поверхностном знакомстве с расчетами по будущей пенсии натолкнулся на ряд моментов которые меня позабавили (а может и не позабавили). На форуме была дискуссия по п.2 ст.32 ФЗ-173.

В переводе на русский язык п.2 этой статьи звучит следующим образом:

2. Лицам, указанным в Списке №1 иСписке №2страховая часть трудовой пенсии по старости определяются исходя изожидаемого периода выплаты трудовой пенсии по старости.

Начиная с 1 января 2013 года этот период ежегодно увеличивается на один год, при этом общее количество лет такого увеличения не может превышать 10 лет по Списку №1и 5 лет по Списку №2.

Это означает следующую неприятность. С 2002 по 2010 год правительство увеличивало возраст дожития для всех пенсионеров по полгода за год, а с 2010 по 2013 год за год и успешно довело возраст дожития с 12до 19 лет. Но на этом оно не остановилось и согласно п.2 ст.32 ФЗ-173. продолжило увеличивать возраст дожития с 2013 года, но уже только для досрочников , планируя довести возраст дожития по Списку №2 в 2016 году до 24 лет, а по Списку №1 в 2021 году до 29 лет.

Но что-то у них пошло не так и они остановились на 21 годах (те самые 252 месяца) которые и применяют при расчете пенсии для досрочников за 2002-2014 годы.

Заметим, что согласно ФЗ-173 возраст дожития 29 летпо Списку №1 должен был быть достигнут в 2021 году.

Но правительство не стало тянуть до 2021 года и увеличило возраст дожития до 29 лет и по Списку №1 и по Списку №2 одномоментно и одновременно с 2015 года с принятием ФЗ-400.

Говорят что в ФЗ-400 не такого понятия как возраст дожития. Это не так. Чтобы убедится в этом посмотрим Приложение 2, оно касается фиксированной выплаты для желающих получить хороший коэффициенты для расчета страховой пенсии при отсрочке обращения за назначением пенсии после достижения пенсионного возраста. Приложение 1 для расчетов не подходит, оно для страховой пенсии, там сложная формула и я ее не знаю.

Исходимиз правильного предположения, что государство ничего бесплатно не дает, в нашем примере накопленные страховые баллы можно использовать и за 19 лет возраст дожития и за 9 лет, если выйти на пенсию на 10 лет позже. В последнем случае получается оптимальный вариант - пенсионер начинает получать пенсию через го после смерти.

Сначалаприведено Приложение 2, затем для проверки вычислены коэффициенты для обычных пенсионеров с возрастом дожития 19 лет (выход на пенсию в 60 лет), а затем различные варианты для досрочников.

Из вычисленийследует, возраст дожития для досрочников по Списку №1 и №2 составляет 29 лет, только так получаются коэффициенты указанные в Приложении 2

Так же получается что обычный пенсионер доживет до 79 лет, досрочник по Списку №2 до 84 лет, досрочник по Списку №1 до 79 лет.

Особенно я рад за досрочников по Списку 2 - их как-то особенно выделили и жить им до 84 лет. Досрочники БЕСМЕРТНЫ!

Обычный пенсионер

Возраст дожития

для обычных пенсионеров (выход на пенсию в 60 лет)

Сумма пенсии на один год дожития (для наглядности возьмем 190 единиц)

190 / количество лет дожития

10,0

10,555

105,55

11,176

111,76

11,875

118,75

12,666

126,66

13,57

135,7

14,615

146,15

15,83

158,3

17,27

172,7

19,0

21 , 11

211 , 1

Принимаем сумму пенсии на один год дожития для возраста дожития 19 лет (а это 10 единиц, смотри таблицу) за 100%, получаем простую формулу для других годов дожития

% /10

Например для возраста дожития 16 лет- 11,875 х 100/10=118,75 %

Досрочник по Списку №1

Страховой трудовой стаж без обращения за назначением пенсии
(Не более 10 лет. Если больше, то применяется коэффициент как за 10 лет)

Возраст дожития

по Списку 1(выход на пенсию в 50 лет)

Сумма пенсии на один год дожития (для наглядности возьмем 290 единиц)

290 / количество лет дожития

Коэффициенты для расчета страховой пенсии при отсрочке обращения за назначением пенсии после достижения пенсионного возраста в %

10,0

100,0

10,357

103,57

10,740

107,40

11,153

111,53

11,600

116,00

12,083

120,83

12,608

126,08

13,181

131,81

13,809

138,09

14,500

145,00

15,263

152,63

Принимаем сумму пенсии на один год дожития для возраста дожития 29 лет (а это 10 единиц, смотри таблицу) за 100%, получаем простую формулу для других годов дожития

(Сумма пенсии на один год дожития) х 100 % /10

Например для возраста дожития 27 лет- 10,740 х 100/10=107,40 %

Досрочник по Списку №2, (на самом деле такого в Приложении 2 нет, а должно было быть)

Страховой трудовой стаж без обращения за назначением пенсии
(Не более 10 лет. Если больше, то применяется коэффициент как за 10 лет)

Возраст дожития

по Списку 2 (выход на пенсию в 55 лет)

Сумма пенсии на один год дожития (для наглядности возьмем 240 единиц)

240 / количество лет дожития

Коэффициенты для расчета страховой пенсии при отсрочке обращения за назначением пенсии после достижения пенсионного возраста в %

10,0

100,0

10,434

104,34

10,909

109,09

11,428

114,28

12,000

120,00

12,631

126,31

13,333

133,33

14,117

141,17

15,000

150,00

16,000

160,00

17,142

171,42

Принимаем сумму пенсии на один год дожития для возраста дожития 24 лет (а это 10 единиц, смотри таблицу) за 100%, получаем простую формулу для других годов дожития

(Сумма пенсии на один год дожития) х 100 % /10

Например для возраста дожития 22 года- 10,909 х 100/10=109,09 %

ДосрочникпоФЗ-173 (252 месяцев= 21 год) (Именно так и должно было быть)

Страховой трудовой стаж без обращения за назначением пенсии
(Не более 10 лет. Если больше, то применяется коэффициент как за 10 лет)

Возраст дожития применяемый сейчас в расчетах для досрочников поФЗ-173

(252 месяцев= 21 год)

Сумма пенсии на один год дожития (для наглядности возьмем 210 единиц)

210 / количество лет дожития

Коэффициенты для расчета страховой пенсии при отсрочке обращения за назначением пенсии после достижения пенсионного возраста в %

10,0

100,0

10,500

105,00

11,052

110,52

11,666

116,66

12,352

123,52

13,125

131,25

14,000

140,00

15,000

150,00

Что чувствует человек, когда специалисты из сферы экономики или государственных структур ему говорят: «О, брат, да твой возраст вот-вот превысит коэффициент дожития!» Хорошо, если человек не сразу поймёт, о чём идёт речь, а то ведь может специалисту-собеседнику и кулаком (костылём, бадиком), куда следует, двинуть.

А ведь именно повышением коэффициента дожития россиян в последнее время и занимаются отдельные государственные институты, в круг задач которых социалка входит зачастую исключительно на бумаге. В первую очередь речь о Пенсионном фонде России, который как-то в одночасье решил свернуть свою известную распевную рекламу на центральных каналах отечественного ТВ.


Итак, если кто-то вдруг не в курсе, то коэффициент дожития или возраст дожития (он же срок дожития) – это тот временной интервал, по истечении которого человек ДОЛЖЕН, согласно выводам специалистов Пенсионного фонда РФ, УМЕРЕТЬ, чтобы у представителей ПФР не болела голова по поводу того, из каких средств ему выплачивать пенсию. Да-да – вышел срок дожития – будь любезен предстать перед судом Господним, ибо на твоём пенсионном счёте уже нет денег...

В 2015 году возраст дожития составлял 19 лет, а 2016 его приподняли ещё на полгода. Как этот возраст понимать? А понимать очень просто: если выход на пенсию «по старости» для женщины составляет 55 лет, а мужчины – 60, то все «накопленные» на пенсионном счёте средства будут выплачиваться, исходя из того, что пенсионерка доживёт до 74,5 лет (55 + 19,5), а пенсионер до 79,5 лет (60+19,5).

К примеру, у человека к моменту выхода на пенсию накоплена сумма в размере 1,5 млн рублей. Этот миллион и будут делить на 234 месяца (19,5 лет), чтобы получить сумму ежемесячных пенсионных выплат. В данном случае пенсия составит 6410 рублей. Это без учёта возможных индексаций, доплат и т.п. Что называется, «голая» пенсия.

Если человек (и это настоящий кошмарный сон Пенсионного фонда) вдруг вздумает жить сверх того самого срока дожития, который обозначили для него «пенсионные» чиновники, то Фонд скрипит зубами. Скрипит, потому что в России по закону пенсионные выплаты осуществляются пожизненно (с момента выхода человека на пенсию), и так как пенсионер все средства как бы «проел», то Фонду нужно лезть на другие счета и брать оттуда. Ай-ай-ай! Бедный-бедный Пенсионный фонд... – Ну по крайней мере именно так говорят о себе любимых матёрые его сотрудники...

Но ведь ни для кого не секрет, что меньшинство россиян, выходящих на пенсию, «выживает» в течение всего срока дожития. Большинство умирает, не прожив и половины от срока, установленного ПФР. Статистика (а её на неделе озвучил председатель правительства России Дмитрий Медведев) говорит о том, что средний возраст в России на сегодняшний день составляет 71,4 года. Если усреднять и мужской, и женский возраст дожития, то он равен 77 годам. Простая арифметика говорит, что из средств Фонда (фактически из своих же средств) в среднем россияне недополучают пенсию за 5-6 лет. Попросту умирают, не дожив до достижения того пресловутого возраста дожития, о котором речь. Нет, безусловно, кто-то проживёт и больше, но таких людей (и это тоже статистика) менее 10% от общего числа вышедших на пенсию.

Получается, что человеку, чтобы взять от ПФР всё и ещё чуть больше, придётся «пережить» тот срок дожития, который россиянам устанавливают гуманнейшие из гуманных чиновники Фонда. Но в том и счастье для таких чиновников – 90% пенсионеров не достигают этой планки, фактически даря деньги Фонду. И отследить судьбу этих средств чаще всего не представляется возможным, ибо ПФР по своей закрытости даст фору любой организации, включая даже спецслужбы... Причём фонд для информационного освещения упомянутой стороны его деятельности в равной степени закрыт как для самих пенсионеров, так и для журналистов, в должностные обязанности которых входит информирование населения в том числе и на пенсионные темы.

И вот на фоне того, что средства за 5-6 «недожитых» миллионами пенсионеров лет фактически оседают в фонде, появляются новые заявления о том, что у Пенсионного фонда, видите ли, огромные убытки, что его накопляемость критически слаба, и что средств не хватает уже сейчас. Накануне в газете вышел материал, в котором специалист Всемирного банка, фактически вторя отдельным представителям госаппарата, заявил, что, дескать, хочешь - не хочешь, а пенсионный возраст в РФ повышать придётся. Мол, мера эта непопулярная, но (это цитата) "продолжительность жизни в России за последние годы резко выросла, в том числе у мужчин – почти до 66 лет..." Мол, долго жить стали, ироды... Кстати, Всемирный банк около года проводит мониторинг состояния пенсионной системы в России по заказу Центробанка.

Итак, специалист ВБ заявляет, что продолжительность жизни россиян, видите ли, «резко выросла». Мужчины – аж до 66!.. А то, что от 66 до окончания срока дожития мужчин, определённого ПФР, остаётся ещё более 13 лет - как бы прокомментировали сей факт в ЦБ и ВБ?

Короче: где деньги, Зин!.. Куда они уходят? Есть ли хоть какая-то прозрачность в их динамике. Или прозрачность на уровне битумного потока?..

А потому не пора ли вместо очередных попыток оправдать готовящееся повышение пенсионного возраста перетряхнуть (пока через «я») аппарат того самого Фонда, который сам устанавливает непонятные планки «дожития» и, надо полагать, радуется тому, что до этих планок основной массе пенсионеров дожить всё равно не реально.

Срочная пенсия – это ежемесячные выплаты в срок, назначаемый пенсионером. Период получения не может быть менее 10 лет. На данный вид имеют право претендовать те пенсионеры, чья пенсия формулировалась за счет участия в программах государственного софинансирования. При этом участие в программе может принимать как физическое лицо, так и компания-работодатель. Также на срочные выплаты вправе претендовать лица, чья пенсионная часть формировалась, в том числе, за счет перечислений из материнского капитала. Дальнейшие планы пенсионного фонда Период дожития для расчета пенсии в 2018 году может не затронуть ту или иную группу пенсионеров Российской Федерации. Пенсионная реформа, направленная на увеличение размеров средних ежемесячных выплат будет проводиться планомерно. Окончательное завершение проводимых реформ ожидается в 2022 году.

Что такое срок дожития?

Внимание

Содержание

  • 1 Увеличат ли срок дожития в 2018 году?
    • 1.1 Возможно ли уменьшить срок начислений?
  • 2 Повлияет ли изменение срока дожития на пенсию?
  • 3 Как избежать уменьшения суммы ежемесячных выплат?
    • 3.1 Право на единовременные выплаты имеют следующие категории
    • 3.2 Влияние увеличенного периода дожития на срочные выплаты
  • 4 Дальнейшие планы пенсионного фонда

Период дожития для расчета пенсии в 2018 году – это срок в течение которого гражданин Российской федерации будет получать ежемесячные пенсионные средства. Данный временной отрезок определяется Правительством России, исходя из полученных данных о среднем сроке продолжительности жизни в России после выхода на заслуженный отдых.

Какой брать период дожития для расчета пенсии в 2018 году?

Закон об увеличении ожидаемого периода выплат в 2018 году Согласно закону, разработанному Министерством труда и социальной защиты, «Об ожидаемом периоде выплат накопительной пенсии на 2018 год», срок дожития будет увеличен на полгода и составит 246 месяцев, вместо 240, установленных в 2017 году. Реальный ожидаемый срок, согласно подсчетам на основании разработанной Методики на 2018 год составил 261 месяц.

Данное повышение объясняется необходимостью продолжения доведения нормативного значения до реальных значений, который превышает на данный момент максимально допустимое значение на 21 месяц. В результате увеличения времени начисления пособие уменьшится на величину около 20 рублей у вновь назначаемых выплат пенсионерам, по сообщению Минтруда.

Ожидаемый период выплаты накопительной пенсии

Подобная выплата не производится лицам, которым ранее начислялась накопительная пенсия.

  • Срочная - выплачивается ежемесячно в течение срока, установленного застрахованным лицом (не менее 10 лет). Получение данного вида начислений предоставляется лицам, сбережения которых формируется за счет:
    • Участия в Программе софинансирования накоплений (лично, работодателем и (или) взносов государства).
    • Перевод всех или части средств полученного материнского капитала.

    В случае смерти застрахованного лица, остаток средств имеет право получить правопреемник (материнский капитал - только отец или дети по достижении совершеннолетия).

Сообщество «за права пенсионеров»

Она используется сотрудниками, занимающимися обязательным пенсионным страхованием и предусматривает методику расчета сроков начислений для граждан, которым начисляется страховая пенсия по старости. Так же данная методика применяется при изменении размера начислений, либо ее назначении позднее приобретения права на нее.

При назначении накопительной пенсии ожидаемый период выплаты рассчитывается по формуле: Т = (Si x ei + Sj x ej / Si + Sj) x 12, где:

  • Т - количество месяцев начисления;
  • Si - численность мужчин пенсионного возраста;
  • Sj - численность женщин пенсионного возраста;
  • ei - предполагаемая продолжительность жизни мужчин пенсионного возраста;
  • ej - предполагаемая продолжительность жизни женщин пенсионного возраста.

Численность мужчин и женщин, а также продолжительность жизни определяется по статистическим данным.

Ожидаемый период выплаты пенсионных накоплений

Инфо

При этом, начиная с 2016 года, предлагается устанавливать продолжительность ожидаемого периода выплаты пенсии исходя из статистической продолжительности.» Напрашиваются вопросы — О какой статистической продолжительности идет речь? Планируется с 2016 года устанавливать реальные, а не придуманные сроки дожития? Хорошо бы… В заключении покажем в цифрах — как срок дожития — Т влияет на размеры пенсий. Для примера возьмем гражданина, выходящего на пенсию в 2013 году (Б = 3610 рублей 31 коп).

Пусть его пенсионный капитал, заработанный за трудовую жизнь, составляет 1 200 000 рублей. Рассчитаем размеры его пенсии по формуле, приведенной в начале статьи.

Результаты расчетов для разных сроков дожития показаны в таблице и на графике.

«возраст дожития» в россии в 2017 году увеличится с 19,5 до 20 лет

  • Накопительная - выплачивается ежемесячно до конца жизни получателя.

Как определяется размер накопительной пенсии? В соответствии со статьей 7 Федерального закона №424-ФЗ от 28.12.2013 года « О накопительных пенсиях» ее размер зависит от суммы средств, накопленных на специальной части личного счета гражданина или на пенсионном счете, на день назначения пособия. Размер данного вида пенсионного обеспечения формируется путем деления суммы средств, накопленных на счете застрахованного лица на количество месяцев всего времени отчислений (с 1 января 2016 года назначается федеральным законом на основании официальных статистических данных о продолжительности жизни).

Срок дожития опять увеличили…

Насколько реальны эти сроки дожития для Российских пенсионеров и насколько они соответствуют действительности? Обратимся к цифрам. По оценкам европейских специалистов, проводивших сравнительный анализ продолжительности жизни пенсионеров в разных странах, срок жизни у мужчин после выхода на пенсию в нашей стране составляет около 6 лет, а женщин – 11 лет.

Так как по данным Госкомстата у нас ежегодно выходит на пенсию около 800 тысяч мужчин и 1 200 тысяч женщин – всего около двух миллионов человек, то используя эти цифры легко подсчитать средний срок дожития для российских пенсионеров (безотносительно к полу) по формуле так называемого «взвешенного» среднего: Т дожития = 6* (800 000 /2 000 000) + 11* (1 200 000 / 2 000 000) = 9 лет (!). Есть и другие оценки, основанные исключительно на цифрах отечественного Госкомстата – см.
статью «Сколько живут пенсионеры».

Пенсия период дожития

Формирование накопительной части обусловлено отчислениями, внесенными работодателем в Пенсионный фонд, а также из дополнительных страховых средств, произведенных гражданином и государственных перечислений по программе государственной поддержке и пенсионному софинансированию. Повлияет ли изменение срока дожития на пенсию? Срок дожития для расчета пенсии в 2018 году может быть применен для определения общей суммы накопительной части пенсии.

На накопительную часть имеют право претендовать все граждане Российской Федерации, родившиеся позже 1967 года и обладающие накоплениями на государственном, а также на негосударственном расчетном счете. Если на данный момент такие денежные средства получает всего порядка 50 тысяч человек по всей России, то в будущем, начиная с 2022 года ожидается массовое назначение накопительной части гражданам РФ.

Пенсия срок дожития

Такой максимум определяется приложением к постановлению №531: Дата, на которую устанавливается ОПВ Ожидаемый срок выплаты, в месяцах С 1 января 2016 234 С 1 января 2017 240 С 1 января 2018 246 С 1 января 2019 252 С 1 января 2020 258 Период дожития для расчета пенсии в 2018 году Период дожития - установленный правительством и рассчитанный по статистическим данным средний срок жизни гражданина после выхода на заслуженный отдых (время, в течение которого планируется начисление пенсии). Данное понятие используется для определения размера назначаемого пособия, таким образом, чем больше срок дожития, тем меньше ее размер.
Исходя из данных Росстата за 2016 год, численность мужчин пенсионного возраста составила 864 661, женщин - 1 222 988 человека, а предполагаемая продолжительность жизни - 16,08 и 25,79 года соответственно.

Пенсия период дожития

Так называемый срок дожития – Т, официально именуемый ожидаемым периодом выплаты трудовой пенсии по старости, является важнейшим параметром, напрямую определяющим размер пенсии всем без исключения категориям граждан. Размер месячной пенсии (точнее страховой части трудовой пенсии по старости) для тех, кто родился до 1967 года и не имеет накопительной части, определяется формулой: Пенсия = ПК / Т + Б, где ПК – пенсионный капитал «заработанный» гражданином за весь период его трудовой деятельности; Т – количество месяцев ожидаемого периода выплаты трудовой пенсии по старости – срок дожития, применяемый для расчета размера пенсии; Б — фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии по старости.


Понятно, что чем больший срок дожития будет установлен, тем меньшим будет размер месячной пенсии.

Пенсия время дожития

Мало того – в стратегии развития пенсионной системы Российской Федерации до 2030 года — в разделе III (глава «Совершенствование системы формирования пенсионных прав в распределительной составляющей пенсионной системы») говорится следующее – цитата: «…предлагается привести в соответствие показатели ожидаемого периода выплаты трудовой пенсии по старости с фактической (статистической) продолжительностью жизни соответствующих возрастов. Предусматривается постепенное увеличение ожидаемого периода выплаты трудовой пенсии по старости, применяемого для расчета страховой части трудовой пенсии по старости, с 19 лет (228 месяцев) в 2013 году до 21 года (252 месяца) в 2015 году, исходя из увеличения средней продолжительности жизни получателя трудовой пенсии по старости.

Так в современной статистике называется возрастной период, в который человек вступает в момент выхода на пенсию. Думаю, не было бы большой разницы, назовись это "В последний путь". Период дожития (срок дожития) устанавливается нормативно, эту норму учитывают в расчетах будущих пенсий.

Совсем не то в Советском Союзе было - живи сколько хочешь, пока страна работает, пенсия тебе обеспечена. И уходили люди не на пенсию даже, а на заслуженный отдых . Что замечательно. Появляется ощущение временно́го простора, возникают новые жизненные планы и ощущается готовность много чего еще в этой жизни сделать.

Совсем иначе у тех, кому на пенсию еще не скоро, а спустя какое-то время, когда завершится период окончательного ухода от солидарной модели пенсионного обеспечения и реализации проекта персонифицированной накопительной. Они будут уходить... доживать.

Возраст дожития - это для персонифицированной накопительной модели пенсионного обеспечения есть ключевой фактор, влияющий на размер будущей пенсии, но не на бюджет пенсионного фонда. В солидарной же модели эти категории вообще отсутствуют, за ненадобностью.

Ключевым фактором при солидарной модели пенсионного обеспечения являются показатели занятости трудоспособного населения и как его количество соотносится с количеством пенсионеров. Влияние на бюджет пенсионного фонда здесь да - значительно. В отличие от персонифицированной накопительной модели, при которой бюджету всё равно сколько трудоспособного народу в данный период работает - сколько сам себе каждый накопит, соответственно и получит. Ну, если только страховщик [которому вы через пенсионный фонд доверили распоряжаться вашими накоплениями] к тому времени не растеряет эти деньги по дороге, на неудачных инвестициях, в погоне за процентами, - так бывает.

В свете изложенного, надеюсь, становится понятным, что все разговоры о том, будто мотивом к реформе есть приближение к "демографическй яме" - враки.

Нет, не то враки, что ямы не существует. Существует, как привет из "святых 90-х". А то враки, что родившемуся, извините, "в яме" поколению якобы предстоит обеспечивать пенсией бэби-бумеров брежневской "эпохи застоя", а это дескать станет невозможно из-за такой вот нехорошей диспропорции.

Ничего подобного!

Потому что демографические диспропорции оказывают влияние только в условиях солидарной модели. В нашем же случае, когда последние советские бэби-бумеры подойдут к своему, извините, возрасту дожития, солидарная модель пенсионного обеспечения уже растворится в истории, а её остатки в виде страховой части потребностей пенсионного бюджета, связанных с обязательствами перед последними доживающими "солидарщиками", будут уже столь незначительны, что государству (а социальному государству в особенности) и жаловаться-то стыдно на нехватку народа трудоспособного возраста этот бюджет обеспечить.

Еще раз, кратко. Когда нам врут, что пенсионная реформа необходима, потому что впереди - демографическая яма и её не обойти, то правда есть только то, что демографическая яма таки имеет место. Про неизбежность же отодвигания планки пенсионного возраста - густое жирное враньё, замешанное на подмене понятий.

Тут как про крестик и трусы. Либо пенсии по солидарной модели и тогда демографическая яма таки фактор, либо, уж если перешли на персонифицированную накопительную - не кивайте на ямы, ибо каждый сам кузнец своей пенсии.

А если кузнец из тебя был неважный - получи свой минимум в виде страховой пенсии и благодари Бога, государство и народ, что о тебе позаботились, хоть даже если ты всю жизнь бил баклуши или, по своей жадности, предпочитал зарабатывать нелегально.

Принципиальный отказ от солидарной модели в пользу персонифицированной накопительной произошел давно и почти незаметно (даже скандалы с провалами первых негосударственных пенсионых фондов, в которых деньги вкладчиков накрылись медным тазом, прошли без громкой огласки в СМИ), а по смыслу он родственен чубайсовской приватизации - "да, незаконной, да, хоть за копейки, хоть задаром, лишь бы гвоздь в крышку гроба коммуннизма " (как-то так звучало, да?).

Обратного хода не будет, это уже понятно. Бизнес всех убедил, что это хорошо. И все почему-то поняли так, что хорошо будет всем. А не только бизнесу.

Теперь поподробнее, о разнице и в чем она состоит.

Пенсионный фонд, сформированный по персонифицированной накопительной модели - это инвестиционный ресурс . Это интересно бизнесу. А где интерес бизнеса, там о гуманизме речи нет. Гуманитарные идеалы всегда в конфликте с экономическими интересами, - об этом и о том, как сей конфликт преодолеть, изложено мною в другом очерке (см. "Экономика козлищ ").

Пенсионный фонд, сформированный по солидарной модели, не позволяет распорядиться деньгами как инвестиционным ресурсом , в силу их быстротекучести: поступая от работающего поколения, они тут же выплачиваются неработающему поколению. Бизнесу наблюдать как утекает столько лавэ - невыносимо: эти деньги не делают новые деньги, в то время как, по всем канонам бизнеса, ликвидные активы должны работать, принося экономические выгоды.

Т.е., как обычно, бизнес желает эти средства задержать и "крутить" для своей пользы. Что при солидарной модели объективно невозможно.

Разницу я обычно объясняю метафорически:

Солидарный принцип пенсионного обеспечения , он как река - с одной стороны, непрерывно наполняется, и с другой - питает всё живое.

На самом деле, для пенсионера, как будущего так и настоящего, разницы нет никакой - на выходе он и при солидарной модели получает больше, потому как зарплата у текущего поколения работающих - выше против той, которую получали в свое время нынешние пенсионеры. Следовательно, и страховые отчисления в ПФ выше, и пенсии соответственно.

Хотя разница, да - есть, и не в пользу персонифицированной накопительной модели. Потому что в солидарной дельта всегда адекватна современному уровню доходов, а в персонифицированной - лишь в границах того, сколько твои деньги заработали когда участвовали в инвестиционных проектах. Разумеется, за вычетом доли, полагающейся держателю фонда.

Теперь о том, что мы имеем на практике.

В настоящее время система пенсионного обеспечения в нашей стране переживает переходный период. На входе она работает как персонифицированная накопительная, - перечисленные работодателем страховые взносы в пенсионный фонд теперь не формируют общий фонд на едином счете, а зачисляются на именные лицевые счета застрахованных лиц (согласно сведениям от работодателя). А на выходе она представляет собой ту же солидарную модель, - деньги не используются как инвестиционный ресурс, не зарабатывают будущим пенсионерам проценты, чтобы к выходу на пенсию их накопления приросли (а иначе зачем вкладывать сегодяшние деньги, если завтра эта сумма станет неадекватной рыночному состоянию и они ничего стоить уже не будут), - они идут на выплату пенсий сегодяшнему поколению пенсионеров.

Так и живем: вкладываем персонально, а выплаты осуществляем солидарно. И называем это "смешанной системой".

И вот тут у наших реформаторов большая проблема-то и возникла. По мере перехода от солидарной модели к накопительной, закономерно происходит и перетекание фонда в накопительный сектор за счет снижения солидарного, состоящего из страховой части. Иначе говоря, из всех текущих поступлений в Пенсионный фонд всё большая часть отвлекается в накопительный сектор, а эти деньги тратить на текущие пенсионные выплаты не положено, их положено вкладывать - отдавать бизнесу в рост.

И, поскольку, с одной стороны, пенсионеры не так быстро вымирают, как то было бы экономически целесообразно, а с другой стороны, сегодняшнее работающее поколение почти целиком вошло в накопительную модель, то в течение ближайших 5 - 10 лет, по мере приближения к своему возрасту дожития последних, кто родился до 1967 года (т.е. всех, кого накопительные заморочки не интересуют, т.к. по выходу на пенсию будут получать по старинке - из солидарного котла), солидарный фонд... ну, нельзя сказать, что исчерпается в ноль, но уже активно будет к нулю стремиться.

Вот про этот дисбаланс и говорил Медведев, лукаво сваливая реформаторские просчеты правительства на "демографическую яму".

Дмитрий Медведев, 14 июня 2018: "Но демографическая ситуация такова, что доля работающих людей становится всё меньше, пенсионеров, соответственно, всё больше. С каждым годом этот дисбаланс будет только расти – и, следовательно, нагрузка на тех, кто работает ".

Так и хочется поправить главу Правительства: Это у вас, Дмитрий Анатольевич, дисбаланс кассовый, а никакой не демографический. И он таки да - будет нарастать.

Создание новых рабочих мест, о чем так много говорят блогеры, тут не поможет. Все новые рабочие места, как только их займут, - а их, с большой вероятностью, займут родившиеся не до 1967 года, а люди помоложе, - дадут пенсионному фонду приток тех же персонифицированных взносов, львиная доля которых поступит в накопительную часть. Которую на текущие выплаты низзя! Можно и нужно только на инвестиционые цели, т.е. бизнесу на прокрут, в качестве столь желанных для бизнеса длинных денег. В страховую часть попадет самый мизер, он не спасет русскую демократию.

Другое дело, если новых рабочих мест будет создано двадцать пять миллионов. Их, кстати, нам было обещано к 2020 году создать.

Мы поставили задачу к 2020 году создать и модернизировать 25 миллионов рабочих мест. Это очень амбициозная и трудная задача, но мы можем её решить .

И с тех пор этот тезис многократно повторен. Стало быть, "работа адовая" таки "будет сделана и делается уже"?

Хорошо бы статистику сюда (кто хочет, ищите , я не буду), сколько новых рабочих мест за прошедшие с тех пор годы создано. Они, конечно, создаются, ведь новые производства открываются непрерывно. Любопытно узнать, сколько осталось их создать до 2020 года. Решает ли эту задачу правительство, или махнуло рукой, положившись на дело рук утопающих пенсов.

А тут ведь мало того, что страховая часть, по мере перехода, будет снижаться, ткск, естественным путем. Бизнес продавливает так же и снижение её доли в общем объеме страховых платежей, которая и так составляет каких-то 6%.
Их омбудсмен уже высказался.

"Да, пенсионная реформа назрела давно. Но прежде чем увеличивать пенсионный возраст, нужно было разобраться с накопительной частью пенсии, которая была частично разворована негосударственными пенсионными фондами, частично заморожена", - заявил журналистам Титов.

"Реформа должна коснуться снижения страховых платежей для тех людей, которые накапливают для себя - и не должны за счет своих взносов финансировать пенсию "за того парня" . А за старшее поколение, работавшее в основном при СССР, и не успевшее накопить в новой России, должно честно взять на себя ответственность государство" , - полагает омбудсмен.

Спросить бы этого проповедника социального эгоизма: а почему не должны? Вообще-то хорошим тоном считается, когда молодые люди осознают свой долг перед старшим поколением.

Что до перебрасывания ответственности на государство, то этот тезис просто лжив. Борюсик со своим бизнес-выводком первыми уцепились "не пущать ФНБ" на дофинансирование пенсионного фонда, и будут держаться аж до крови под ногтями. Этот фонд они тоже намерены осваивать. И осваивают уже.


Данные за 2015 год

Кто не в курсе. Фонд национального благосостояния (подушка безопасности) в 2013 году, по инициативе Президента , был "распечатан" для вложений на внутренние проекты страны, преимущественно инфраструктурные.

Вот тогда очередь-то и выстроилась. Осталось вытеснить из нее Пенсионный Фонд. Законодательно его оттуда не выдавить, т.к. Фонд национального благосостояния изначально предназначен для покрытия дефицита федерального бюджета и бюджета Пенсионного Фонда. В Бюджетном Кодексе на то указано отчетливо.


Статья 96.10. Фонд национального благосостояния

  1. Фонд национального благосостояния представляет собой часть средств федерального бюджета, подлежащих обособленному учету и управлению в целях обеспечения софинансирования добровольных пенсионных накоплений граждан Российской Федерации, а также обеспечения сбалансированности (покрытия дефицита) федерального бюджета и бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации .
  2. Федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период устанавливается объем средств Фонда национального благосостояния, направляемых на цели, указанные в пункте 1 настоящей статьи.
  3. Фонд национального благосостояния формируется за счет:
    дополнительных нефтегазовых доходов федерального бюджета
    в соответствии с порядком, установленным Правительством Российской Федерации;
    доходов от управления средствами Фонда национального благосостояния .

Чтобы было понятно: второй источник формирования доходов ФНБ - доходы от управления средствами Фонда, это, в т.ч. и проценты по длинным кредитам бизнесу, выданным на реализацию разных проектов внутри страны. Т.е. кредитов бизнесу планируется выдавать много. Ничего не имею против. Но.

Но бизнесу, оказывается, мало. Получив, наконец, право на длиные и дешевые кредиты из ФНБ, бизнес решил, что Пенсионный фонд от этого сладкого нефтегазового корытца надо оттеснить. А как оттеснить, если в Бюджете ПФ из-за нарастающего кассового дисбаланса дефицит. Нарастание кассового дисбаланса объективно, его устранить можно только с отказом от перехода на персонально накопительную модель, а это уже святое, на святое покушаться нельзя. Стало быть, надо сделать всё, чтобы не было дефицита. Не будет в бюджете пенсионного фонда дефицита - не потребуется его покрывать, а, значит, бизнесу достанется больше.

Вот и делается для этого всё, что делается. Все, кому скоро на пенсию, пусть поработают еще. Для своего же блага. Мы им ничего не должны, дескать.

В итоге получается, что бизнес накладывает лапу и на средства пенсионного фонда, и на средства Фонда национального благосостояния.

А поколение еще работающих, из числа рожденных до 1967 года, помоги себе само - иди-ко, еще лет пяток поработай, тебе никто ничего не должен.

Господа, знаете, как это называется? Социальный апартеид.

Дискриминация по признаку социального статуса налицо: имущественные права одних слоев общества расширяются за счет ущемления пенсионных прав других слоев общества.

И пусть сколько угодно нам рассказывают о том, как хороши длинные деньги, инвестиции в долгосрочные проекты, как это способствует устойчивому экономическому росту, улучшению пресловутого инвестиционного климата и далее по списку либеральных мантр, никому эти макароны на ушах не нужны. Бурная экономическая жизнь страны это здорово, но у каждого человека есть и своя личная жизнь, со своими радостями, горестями и планами на будущее. Извольте уважать.

К радостям и выгодам бизнеса еще вернемся. Хочу рассказать подробнее о возрасте дожития .

Говоря попросту, возраст (он же период) дожития это временной интервал, продолжительность которого социологи находят оптимальной для распределения по этому, отмеренному правительством сроку, твоих пенсионных накоплений так, чтобы твоя ежемесячная пенсия признавалась достаточной для твоего жизнеобеспечения в течение всего [отмеренного тебе правительством] срока. Что будет дальше...

Оперативная информация по 2018 году.

По данным отчета Минздрава, продолжительность жизни по итогам 2017 года в России выросла до 72,7 лет. Мужчины: 67,51, женщины: 77,64.

Справка. В настоящее время возраст (период) дожития для мужчин после 60 лет составляет 15,96 лет, а для женщин после 55 лет - 25,62 года. Т.е. при расчете размера пенсии женщинам исходят из того, что они могут дожить примерно до 80 лет, а мужчинам - до 76. Выходит, что вполне себе доживаем. Но, не всё так просто.

Что будет дальше... Ну, вот, несмотря на то, что срок дожития благополучно укладывается в продолжительность жизни, Правительство считают необходимым этот срок сократить. Вступай в свой срок дожития позже и твоего личного пенсионного фонда гарантированно хватит на дожитие. А случится остаток, так на то есть наследники. Ну, а случится жить дольше, то... сам виноват.

Отсчет возраста дожития для мужчин начинается от 60 лет, т.е. при средней продолжительности жизни мужчин 67,51 года, ему правительством отмерено (60 + 15,96) примерно 76 лет. Запас 9,5 лет (76 - 67,51). Казалось бы, что за нужда повышать пенсионный возраст.

Ведь если возраст выхода на пенсию повысить до 65 лет, как предлагается, то накопительная персонифицированная модель для мужчины вообще теряет смысл. Право же, какая пенсия в 65 лет, при средней-то продолжительности жизни 67,5 года.

Да, да, я слышала: правительство не сейчас это делать предлагает, а к 2034 году только, когда и средняя продолжительность жизни станет выше. Хмм... А если не станет?

Можно спорить, конечно. Но вот, чего к 2034 году не успеем точно, так это нарастить её аж на 13,5 лет сверх сегодняшних 67,51, т.е. добиться показателя средней продолжительности жизни мужчин 81 год. Это значит ежегодно наращивать почти по целому году (и даже чуть более). Готовы?

Дай Бог, конечно. Говорят, нас ждут фантастические прорывы в супертехнологиях и повышении качества жизни. Но только кто эти прорывы будет осуществлять - досиживающие до пенсии старперы? Безработная молодежь?...

А что женщины. А с женщинами прям беда - живучи, стервы. Если к 55 прибавить отмеренный ей правительством возраст дожития (25,62), то получится 80, т.е. что пенсионных накоплений ей точно хватит до достижения средних 77,64 плюс еще почти три года.
Такой ресурс пропадает! Безобразие. На ней пахать можно, а она на дачке прохлаждается, цветочки выращивает и радуется жизни, с внуками в ладушки играет.
Не положено!
А что положено?
А положено как с любым другим долгосрочным материальным активом - эксплуатировать, пока не выработаешь свой ресурс, весь до капли.
Домой - только лежать. На дожитие, сказано же.
Забудьте про "заслуженный отдых", нет больше такого понятия.

Если кто забыл: Президент в Послании Федеральному собранию поставил стране задачу довести к концу следующего десятилетия показатель средней продолжительности жизни до 80 лет и выше. Приготовимся, что именно этим нам будут объяснять необходимость сдвига планки выхода на пенсию. Такие вот простенькие клещи: хочешь дольше жить - работай дольше. Формула небезупречна, но логика присутствует и её достаточно, чтобы заблокировать возражения.

Тут если возражать, то только на языке экономикс, - дескать длительная эксплуатация трудового ресурса приводит только к его окончательному износу, а вовсе не к восстановлению первоначального потенциала, а посему продолжительность жизни при таких условиях будет скорее падать, чем расти. Впрочем, людоедам на каком языке ни объясняй, но если они хотят тебя съесть, им доводы не нужны - с едой не разговаривают.

Понятно, что сокращением возраста дожития правительство намеревается решить вопрос повышения размера пенсий. Ведь если пенсионные накопления человека разделить на меньшее количество лет, то, глядишь - размер пенсии вроде как вырос. Ну да: если пирог того же размера разделить уже не на двенадцать порционных кусков, а, например, на восемь, то порции будут крупнее. Пирога же не прибавится и на грамм. Нет, ну если тебе повезло и тебя, старпера, таки взяли на работу, то да - пирог, вдобавок ко всему, еще и увеличится. Голикова обещает аж тыщу в месяц накинуть. Каждому.

То есть, за прибавку к пенсии 12,0 тысяч рублей в год ты должен будешь отработать энное количество дополнительных лет, не получая никакой пенсии.

Почему-то очень захотелось попросить мне этой сделки не предлагать.

Хорошо, что мне уже и не надо.

Актуальность этого статистического кульбита будет прочувствована и должным образом оценена к году этак 2030 - 2035, когда к возрасту дожития... (простите, как вам лучше - к возрасту выхода на пенсию?), подойдут первые клиенты с собственными пенсионными накоплениями и их надо будет распределить на всю их оставшуюся жизнь. Этого отрезка времени должно быть меньше, чтобы порции вышли размером на одну тысячу руб./мес. больше.

Так решается вопрос увеличения социального обеспечения пенсионеров, исключительно за счет самих пенсионеров.

Здесь уместно поставить вопрос. Статья 39 Конституции (а равно и Статья 7), до сих пор гарантировавшая социальные выплаты от имени государства, тоже будет изменена или государственные гарантии приказано будет понимать как-то иначе?

Не будем гадать над ответом, я просто задалась вопросом; пусть он остается открытым.

Продолжение следует...

Грачева Р.Е. (glavbushka)