Спортивный стиль в одежде. Из истории моды: трансформации спортивного стиля Обувь в спортивном стиле

(sport style) – свободный стиль одежды, главными характеристиками которого являются удобство, практичность, функциональность, свобода движения. Стилю свойственны свободные силуэты и прямые геометрические линии кроя.

Спортивный стиль и спортивная одежда: различия

Спортивная одежда предназначена исключительно для занятий спортом, а гардероб в спортивном стиле можно использовать для повседневного ношения, за исключением деловых и торжественных событий. К спортивной одежде относится униформа для различных видов спорта и фитнеса, спортивное белье, с протекторами и уплотнителями, обувь для занятий танцами и пр. Вещи в спортивном стиле имеют отдельные детали кроя, силуэта и отделки, свойственные спортивной одежде.

«О, спорт! Ты - мир!»

Пьер де Кубертен

Характеристики спортивного стиля

Одежда

  • Однотонные или принтованные и топы простого кроя, футболки-тенниски, худи, толстовки, олимпийки, прямого кроя. Верх в спортивном стиле отличается разнообразием типов горловины: воротники, капюшоны, бейки, ворот гольф.


  • , широкие шорты или велосипедки, -карго, теннисные , трикотажные и хлопковые свободного кроя, . Для спортивного стиля брюки характерны в большей степени, чем юбка. Они не имеют стрелок и часто дополнены накладным карманами. Юбки и платья обычно имеют длину мини или миди, а также типичный для стиля декор – карманы с клапанами, кокетки, декоративную прострочку. По бокам юбок этого стиля иногда располагаются односторонние складки.

  • Куртки свободного кроя, пуховики, ветровки, анораки. Куртки часто имеют карманы на молнии или кнопках, на спине может располагаться односторонняя складка-гольф. Анораки выполняются в разных вариантах: полупальто с капюшоном и двойной застежкой; непромокаемые куртки без застежек, надеваемые через голову; легкие летние куртки с карманом-кенгуру и капюшоном, с застежкой или без.


Крой: прямой, трапеция, полуприлегающий. Обычно вещи имеют свободный силуэт, но отдельные предметы могут быть обтягивающими (водолазки, велосипедки, леггинсы и пр.). Жакеты и в спортивном стиле не бывают приталенными. Талия может подчеркиваться поясом или шнурком на кулиске, в том числе и на платьях. Обычно в комплекте спортивного стиля сочетаются узкие и свободные вещи (водолазка и широкие брюки, просторная майка и леггинсы), чтобы образ не был похож на тренировочный.

Ткани: хлопок, шерсть, обычная или жатая плащевка, трикотаж, трикотаж с лайкрой, смесовые или синтетические материалы.

Цвета: спортивный стиль не имеет предпочтений в цветовой палитре, но его особенностью является допустимость контрастных цветовых сочетаний (в том числе использование неоновых цветов).

Принты: графические, печатные, Color Blocking, полоска, аппликации, логотипы.

Типы рукавов: рубашечный, цельнокроеный. Спортивному стилю характерны манжеты — на резинке или застежках (липучке, молнии, кнопках).

Декор: накладные детали (в том числе карманы, часто с клапанами), пояса, складки, шлицы, хлястики, кокетки, прострочка (двойная, декоративная, контрастная, зигзагообразная), канты, манжеты на рукавах и брюках, вставки из сетки, лампасы (в том числе неоновые), металлическая фурнитура, заклепки, застежки-молнии и крючки.

Аксессуары

Обувь: кроссовки lifestyle, кеды, ботинки на плоской подошве, теннисные туфли, . Главными характеристиками обуви являются удобная колодка, натуральная кожа или текстиль. Зимней обувью являются утепленные кроссовки и ботинки на утолщенной рифленой подошве.

Головные уборы: вязаные и трикотажные шапки и шарфы, кепки, повязки для волос, банданы.


Тип фигуры: традиционно спортивный стиль подчеркивает подтянутость, атлетичность фигуры. Поэтому наиболее хорошо такая одежда подходит стройным людям. В том числе спортивный стиль подчеркивает достоинства и скрывает недостатки девушек с «мальчишеским» типом фигуры – узкими бедрами и невыраженной талией.

Подвиды спортивного стиля

  • Спорт-шик (спорт-глэм)

Направление спорт-шик существует с 2004 года. После появления на стиль быстро распространился среди звезд: в штанах с лампасами и трикотажных топах на публике появлялись Мадонна и Дженнифер Лопес. Главной особенностью стиля является сочетание и спорта. Гардероб преимущественно предназначен для вечеринок и ночных клубов. Одежда в стиле спорт-шик отличается прямым, трапециевидным, полуприлегающим и прилегающим типами кроя; цельнокроеными, реглан или рубашечными рукавами; наличием на вещах карманов, застежек-молний, декоративной прострочки. Для спорт-глэма характерны такие ткани, как трикотаж, лаке, синтетические и смесовые материалы, в частности натуральные с добавлением лайкры. Цвета стиля преимущественно яркие. Основными считаются черный, серый, розовый и металлик. Также спорт-шику свойственны комбинированные предметы: комбинезон, платье-пальто, платье-жилет, платье-рубашка, блузон и т. п.

Главные отличия спорт-шика состоят в допустимости обуви на каблуках, металлизированных материалов, стразов, клепок и пайеток, а также в большем количестве обтягивающих вещей и ярком макияже.

В сезоне весна-лето 2013 образы в стиле спорт-шик представил Ashish: меланжевые спортивные брюки было предложено сочетать с металлизированным топом с пайетками. Образы в стиле спорт-глэм также появились у Antonio Berardi, Chalayan, Ohne Titel, Richard Chai Love и . В сезоне осень-зима 2013-2014 спорт-шик в некоторых комплектах продемонстрировали , BEssARION, .

  • Спорт-casual

Спорт-кэжуал в чистом виде появился уже в XXI веке, но его прототипом во многом можно считать стиль . Главной особенностью sport-casual является сочетание элементов спортивного стиля с . Предпочтительны прямые модели, возможно, слегка потертые. Общими со спортивным стилем являются многие детали одежды: дутые , свитеры, водолазки, футболки-поло, свободные брюки и пр., а также удобная обувь на плоской подошве.

Отличия от спортивного стиля:

Главными отличиями являются: использование при создании комплекта джинсов, а также допустимость аксессуаров в стиле – разнообразных шарфиков, ремней, шляп, серег, браслетов и пр. В спорт-casual преимущественно используются натуральные материалы – хлопок, шерсть, деним.

В сезоне весна-лето 2013 образы в стиле спорт-casual предложили Reserved. Одним из вариантов стал комплект из яркой спортивной куртки кораллового цвета, топа с длинными рукавами и простой черной юбки в пол. Также комплекты спорт-casual появились у DKNY и . Сочетание спорт-casual и этно предложил голландский бренд Maison Scotch.

  • Сафари

Источники гардероба в спортивном стиле

Основой гардероба в спортивном стиле является одежда для профессионального и любительского спорта, спецодежда, экипировка для охоты и туризма и пр. Большую часть предметов спортивный стиль позаимствовал из униформы для различных видов спорта:

  • из аэробики — лосины, короткие шорты и топы,
  • из баскетбола — длинные майки-безрукавки, широкие шорты и высокие кроссовки,
  • из бодибилдинга — футболки размера XXL,
  • из футбола - гетры и футболки,
  • из тенниса - теннисные , футболки-тенниски, шорты, плиссированные мини-юбки и юбки-шорты,
  • из американского бейсбола – бейсболки,
  • из гольфа – брюки-гольф,
  • из конного спорта – укороченный спереди пиджак, брюки-галифе и рейтузы,
  • из велосипедного спорта – обтягивающие шорты из лайкры, брюки длиной ¾,
  • из лыжного спорта – вязаные шапочки и свитера с узорами.

История спортивного стиля

Первая половина XIX века

Спорт в современном понимании появился в Англии в первой половине XIX века. Массовое увлечение воскресным спортом породило увеличение спроса на готовую одежду. Польский историк костюма Анджей Банах считает, что основной причиной появления одежды, подобной спортивной, стали прогулки в горы. Для них мужчины покупали готовые костюмы, так как использовать на природе дорогую, пошитую на заказ одежду, было непрактично. Готовые костюмы того времени редко садились по фигуре – пиджак часто свободно висел на плечах. Этот нюанс и положил начало одежде спортивного стиля. Мужчины в то время подбирали к костюму оригинальные детали: длинные шарфы, свитера, сапоги на шуровке и пр.

Начало ХХ века – 1930-е годы

Популярность спорта во многом сказалась на дизайне женской одежды, упростив ее. В начале ХХ века дамы начали играть в гольф, крокет и теннис, ездить на коньках, лошадях и в открытых автомобилях. Для катания на велосипедах женщины стали надевать юбки длиной до колен. Позднее появились теннисные платья с плиссированной юбкой, костюмы для игры в крокет, гольф и кегли. Дамы также переняли у мужчин кожаные куртки и блузоны. Гимназистки прогрессивно настроенных женских учебных заведений стали играть в хоккей в джемперах машинной вязки. С развитием автомобилизма стала появляться специальная теплая одежда для женщин: специальные шапочки и плотно застегивающиеся и накидки. Распространению спортивного стиля среди женщин во многом способствовала , которая занималась охотой, ездила верхом, а также рыбачила со спиннингом. С 1926 по 1931 год она создавала наряды для активного образа жизни: куртки, спортивные плащи, дамские английские костюмы мужского покроя.

С появлением летного дела важным параметром стал вес одежды. В 1929 году газеты описывали легчайший костюм виконтессы де Сибур, которая совершила кругосветное путешествие на своем самолете. Одновременно с появлением лыжного костюма возникла одежда «апре-ски» – вещи, которые надевали в помещении после занятий спортом, во время еды или отдыха возле камина. К ним относились удобные брюки и , вышитые вязаные кофты, шали и теплые . К 30-м годам ХХ века сформировался прямой прототип современного спортивного костюма.


1960-е годы

В 60-е годы, на волне популярности стиля преппи, появились майки, футболки и поло. Горловина теперь оформлялась множеством способов: появились отложные воротники, стойки, капюшоны и пр. Спортивный стиль окончательно сформировался в конце 60-х годов в коллекциях и .

1970-е годы

В 70-е годы ХХ века стали популярны аэробика, фитнес, здоровый образ жизни. Постепенно спортивные элементы стали появляться на повседневной одежде: брюках, юбках, пиджаках, блузках. Кроме того, на одежду того периода оказали воздействия такие течения, как феминизм и «сексуальная революция».

1980-е годы

В это десятилетие большое внимание уделялось красоте тела. Мужчины занимались культуризмом, женщины – шейпингом и аэробикой. Одежду для спортзала стали носить и в повседневной жизни. Спортивный стиль 80-х подразумевал яркие цвета (красный, синий, голубой, оранжевый, фуксия, желтый) и эластичные ткани. Популярной стала одежда, обтягивающая фигуру: лосины, шорты из лайкры, рейтузы, боди. Также популярными стали спортивные штаны и куртки, толстовки, свитшоты, футболки-поло, майки-борцовки, шорты, куртки-ветровки. С 1984 года в качестве повседневной обуви стали использоваться фирменные кроссовки. Женщины носили пластиковые украшения, яркие повязки для волос, широкие ремни и пояса. Наиболее распространенными прическами были химическая завивка и колосок. Макияж не отличался естественностью: модными считались подводка для глаз и помада красного, коричневого или ярко-розового цвета.


В СССР, в связи с популярностью спорта, спортивный костюм считался практически культом, который могли позволить себе только привилегированные представители спортивной касты.Спортивные костюмы, кроссовки и бейсболки считались роскошью. После перестройки спортивный стиль стал общедоступным. Многие стали носить поддельные костюмы известных спортивных марок. Со временем штаны с лампасами стали символом «дворовой братвы». Торговая марка Adidas до сих пор наиболее распространена именно в России. Предположительно, это связано с тем, что товары бренда импортировались в СССР с 1979 года и являлись дефицитом, а также с большим количеством китайских подделок Adidas.

1990-е годы

90-е годы стали расцветом «маркетинговой моды» , и . Они популяризовали американскую моду во всем мире – сочетание комфорта и элегантности, подчеркивающие подтянутую спортивную фигуру.

В 1992 году американский дизайнер Томми Хилфигер разработал костюм для рэппера Snoop Dogg, в котором он появился на Saturday Night Live. Одежда Tommy Hilfiger стала пользоваться популярностью среди американских актеров и музыкальных исполнителей. Толстовки и теплые куртки размера XXL имели большой успех в среде рэпперов США. Хитами Хилфигера стали свободная классическая «оксфорд», рубашка спортивного кроя «регби» из нескольких цветовых блоков, двусторонний галстук из ткани разных цветов.

В США в 1996 году появилась марка , которая сначала выпускала одежду для беременных, а затем изменила направленность на вещи в спортивном стиле. Главным хитом бренда стали велюровые спортивные костюмы, которые быстро стали для простых женщин и для знаменитостей. С 2002 года стали выпускаться мужская и детская линейки Juicy Couture.

В России 90-х годов, с приходом голливудских фильмов, популярным стало сочетание кроссовок и юбки. Также в этом десятилетии до России дошла мода на спортивный стиль 80-х: яркие лосины, велосипедки, крупные украшения. К началу 2000-х годов массовая популярность спортивного стиля в России постепенно сошла на нет.

Весна-лето 2008

Для сезона весна-лето 2008 Маша Цигаль представила коллекцию «Равновесие» в традиционном для нее стиле спорт-шик. Дизайнер предложила женские спортивные костюмы из велюровых и бархатных олимпиек, шелковых и атласных брюк-шароваров. Для вечерних выходов она создала спортивные костюмы серебряного и золотого цветов и платья-майки. Мужчинам Маша Цигаль предложила бархатный темно-синий спортивный костюм в сочетании с голубой футболкой. Кульминацией показа стал «наряд невесты» — купальник, спортивные штаны, фата и букет.

Весна-лето 2012

Спортивный стиль был одним из сезона весна-лето 2012. Особенно популярно было сочетание спортивного кроя и романтических материалов – шелка, атласа, шифона. в своей коллекции Alexander Wang представил оригинальные костюмы с олимпийкой и очень узкими спортивными брюками. Julien David предложили уютные костюмы из свитшота с капюшоном и спортивной юбки. за счет ткани и декора адаптировала традиционное для нее платье-футляр под спортивный стиль. DKNY и Kenzo сочетали в своих коллекциях спорт и женственность.

Весна-лето 2013

В сезоне весна-лето 2013 спортивный стиль, особенно спорт-шик, вновь стал одним из трендов. Основным цветом комплектов стал белый – он был представлен у брендов , Guy Laroche, Richard Nicoll, и др. Модные дома представили белый как в чистом виде, так и в сочетании с черным и серым, а также с яркими кислотными оттенками.

Донна Каран в коллекции DKNY предложила носить спортивные футболки с эмблемами и надписями, короткие облегающие топы и спортивные трусы в сочетании с кедами на шпильках. Victoria Beckham представила платья спортивного кроя в традиционном для нее минималистичном дизайне. Бренд Issey Miyake предложил майки и бриджи с геометрическим , похожие на униформу для легкой атлетики. Rag & Bone представили спортивные брюки с лампасами, дополненные классической белой рубашкой навыпуск, укороченным джемпером и необычными .

Самым необычным воплощением спортивного тренда стал трикотажный комбинезон с шортами, формой напоминающий костюм дайвера, в коллекции Prada. предложила сочетать его с классической сумкой и обувью в японском стиле, напоминающей .

Moschino Cheap & Chic сочетали яркие приталенные платья, юбки и блузы в с разноцветными спортивными кроссовками.

Ohne Titel предложили традиционные для спортивного стиля принты - полосы, геометрические фигуры, цветовые блоки.

Одним из трендов сезона весна-лето 2013 стали козырьки в спортивном стиле. Различные вариации были представлены у Sarah Burton for Alexander McQueen, Hussein Chalayan, Goga Sabekia, Gaetano Navarra.

Осень-зима 2013-2014

Включила в осенне-зимнюю коллекцию 2013-2014 темно-серые спортивные костюмы из плотного материала в сочетании с картузом в тон. DKNY представили удлиненные куртки спортивного кроя, а также гибрид спорта и классики — брюки со стрелками на контрастных трикотажных манжетах-резинках. Juicy Couture добавили в коллекцию традиционный спортивный костюм черно-розового цвета. У Moncler Gamme Rouge спортивный стиль осень-зима 2013-2014 проявился в «эскимосских» мехах. дополнили черные комплекты яркими кроссовками с белоснежной шнуровкой. Бренд 3.1 Phillip Lim предложил спортивный джемпер оверсайз с аппликацией.

Спортивный стиль и другие направления

В коллекциях дизайнеров спортивный стиль в чистом виде встречается нечасто. В основном, модельеры представляют стилизацию, либо в различных пропорциях сочетают этот стиль с элементами других направлений. Наиболее распространенными комбинациями являются симбиоз спорта и , сафари, классики, романтики, гламура. Чертами спортивного стиля в одежде других направлений являются крупные накладные карманы, хлястики, манжеты на широкой резинке, декоративная прострочка, карманы на молнии, сочетание в одном комплекте ярких контрастных цветов.

Долгое время спортивные костюмы для женщин просто не существовали, потому что спорт как таковой считался исключительно мужской прерогативой. Это не значит, что женщины не играли в различные спортивные игры, просто это считалось лишь забавой, и круг таких игр был достаточно ограничен. Даже специальные костюмы для верховый езды у женщин не слишком существенно отличались от повседневных (тем более, о том, чтобы носить наиболее удобную для занятий спортом одежду - брюки, не могло быть и речи).

В конце 19 века девушки играли в теннис, крокет, гольф, баскетбол и даже катались на велосипедах в длинных юбках и платьях. Это было не очень удобно, но очень женственно.

Дамы играют в теннис, 1880 год

Женщины играют в крокет, 1886 год

Школьницы играют в баскетбол, 1890 год

Девушки играют в гольф, 1895 год

Велоспорт, 1898 год

Первая половина XX века

В начале 20-го века была изобретена трикотажная одежда, которая не сковывала движений и отлично впитывала влагу. Но в моде были те виды спорта, для которых отлично подходила вполне будничная женская одежда: например, в Англии для большинства игр на свежем воздухе девушки надевали блузу с высоким воротом, скроенную на манер мужской рубашки. Чуть позже в спортивную моду входит джемпер (естественно, позаимствованный из мужского гардероба). Для игры в гольф, крокет, хоккей и теннис для женщин было обязательным условием надевать головной убор: шляпу-канотье с широкими полями или кепи.

Массовое производство спортивной одежды изначально возникло вследствие популяризации командных игр, а затем плавно перетекло из профессиональной сферы в повседневную жизнь общества.

Хоккеистки США, 1900 год

В 20-30 годы 20 века спорт стал по-настоящему популярен, в том числе и женский. Появился культ тела, заставивший каждую девушку, желающую идти в ногу со временем, активно заниматься. Одежда для занятий спортом и спортивных игр стала намного функциональнее и практичнее: шорты и юбки стали короче, появилась возможность оголить руки.

На Уимблдонском теннисном турнире в наряде от кутюрье Жана Пату блеснула, ставшая впоследствии легендарной, теннисистка Сюзанн Ленглен: платье без рукавов с юбкой-плиссе чуть ниже колена произвело фурор (не меньше, чем игра самой Сюзанн). А Жан Пату несколько лет спустя открыл свой магазин спортивной одежды, в котором представил вещи для занятий различными видами спорта и рыбалкой.

Знаменитая теннисистка Сюзанн Ленглен в костюме от Жана Пату, 20-ые годы XX века.

Волейбольная команда Государственного Университета Колорадо, 1933 год

30-40 годы ознаменовались эмиграцией из большого спорта в модную индустрию закончивших свою карьеру спортсменов. Кстати, масштабная международная корпорация «Lacoste» была основана экс-теннисистом Рене Лакостом в 1933-м году. Первыми товарами компании Рене были знаменитые на весь мир рубашки-поло для игроков в теннис и гольф.

Рене Лакост

Разминка перед игрой, ориентировочно 1920-1930 г.г.

Летний костюм для занятий спортом, 1941 год.

Женская юношеская волейбольная команда, Швеция, 1963 год

В середине 20 века спорт перестает играть столь значимую роль, как в начале века, и становится обыденной частью жизни, поэтому никаких существенных прорывов в спортивной моде не происходит, кроме появления более открытых и сексуальных купальных костюмов. В остальном, спортивная одежда выглядит элегантно и сдержанно: теннисная юбка и джемпер, которые отвечают всем требованиям спортивной моды того времени. Дизайнеры экспериментируют с трикотажем, и он постепенно теряет свой статус «низкосортной» ткани.

В 70-ые годы появляется джинсовый тренд и тенденция одеваться более «свободно», а также некоторые элементы спортивного стиля дизайнеры начинают использовать в своих коллекциях. В fashion-индустрии спорт в массы продвигали: Кельвин Кляйн, Билл Бласс, Рой Хальстон, Джеффри Бин, Ральф Лорен и Анна Кляйн.

Спортивный бум в 80-ых

Джейн Фонда, 1982 год

В 80-ые годы мир сходит с ума по аэробике. По ТВ показывают спортивных, одетых в яркие трико, девушек, которые учат женщин всех возрастов быть активными, сексуальными и стройными. Из сферы спорта в повседневный гардероб попадают вещи неонового цвета, яркие гетры и цветные лосины.

Пионером среди знаменитостей, выпустивших свою программу по аэробике, стала Джейн Фонда. Успех ее программы впоследствии пытались повторить многие: Дениз Остин, Синди Кроуфорд, Дениз Ричардс и другие, а телезрительницы тем временем массово скупали цветные лосины, купальники и боди.

Конец 90-ых — начало 2000-ых

Рамки спортивного стиля существенно расширились в конце 90-ых, когда в спортивном костюме можно было и в спортзал сходить, и на прогулку, и даже в кафе. Спорт-шик стал главенствующим стилем в одежде молодого поколения: костюмы и минималистичные платья в пол сочетали с кроссовками, юбку-карандаш с бомбером, бейсболки носили абсолютно с любой одеждой, короткие платья комбинировали с кедами и кроссовками на высокой платформе, открытые укороченные топы девушки надевали со спортивными штанами, укороченные шорты с цветными майками.

В начале 2000-ых стиль спорт-шик становится еще ярче: в тренде так называемый гламур, поэтому предметы спортивного гардероба шьют из блестящих тканей, характерно обилие блестящего декора, много розового, популярные бархатные спортивные костюмы носят вместе с остроносыми босоножками на каблуке.

Современный спортивный стиль

Современный спорт-шик, вернувшийся в моду пару лет назад, в целом напоминает микс тенденций 80-ых и 90-ых годов: те же яркие расцветки, сочетание спортивной обуви с платьями и строгими костюмами, повязки на волосы, цветные леггинсы и кроп-топы. Спортивная одежда вышла далеко за рамки предназначенной ей сферы уже несколько раз за прошедшее столетие, а также в самом начале этого. С течением времени она становится еще более функциональной, практичной и красивой. Культ тела, который в 20-ые годы прошлого века заставил урезать длину женской спортивной одежды, в наши дни провоцирует дизайнеров создавать все более сексуальные и удобные комплекты для занятий спортом и для повседневной жизни.

Мода XXI века постоянно предлагает нам новые направления, которые рождаются благодаря сочетанию вещей из разных стилевых групп, к такому направлению относится и спортивный стиль , ставший в последние годы одним из самых любимых и востребованных стилей повседневной одежды.

Новому направлению моды, прежде чем он стал неотъемлемой частью гардероба современного человека, пришлось проделать долгий путь.
Различные спортивные состязания, известные еще с древних времен, становились все более и более популярны во второй половине XIX века. Спорт входил в моду. Люди, приобщаясь к спорту, начинали понимать, что для занятий им необходима специальная одежда, которую, кстати, удобно было бы использовать и во время путешествий, и для прогулок в загородной местности, и для прочего, так называемого, активного отдыха.

Изобретение велосипеда в 19 веке, взбудоражило общество, началось массовое увлечение велосипедной ездой. Все более модными становились - пляжный отдых, купание, хождение на яхтах. Широкое распространение получили такие виды спорта, как теннис, конное поло, крикет и крокет, гольф, бадминтон, волейбол, стрельба из лука, лыжи, коньки и многое др. Удобная одежда требовалась не только тем, кто непосредственно принимал участие в спортивных соревнованиях, но и зрителям, которые тоже хотели чувствовать себя свободно и непринужденно. В 1920-е годы даже появился термин « зрелищные виды спорта» (spectator sport) .

Производители одежды стали задумываться о создании удобных, не сковывающих движение вещей, предназначенных для активного времяпровождения. Первоначально все спортивные новинки были адресованы мужчинам, но эмансипированных женщин, увлекающихся спортом и желающих проводить время за активным отдыхом, становилось все больше. Им также требовалась комфортная одежда, за которой было бы просто ухаживать, легко стирать, обходиться во время одевания без помощи горничной.
Одними из первых, кто начал бунтовать против неудобной одежды, были американские феминистки.
В 1849 году в американском журнале о водолечении (Water Cure Journal) стали появляться статьи для женщин, призывающие обратить внимание на несовершенство традиционной одежды, которую им предлагают носить. В журнале писали о том, что на отдыхе, во время поездок на воды, во время курортного лечения женщины должны чувствовать себя свободно и непринужденно, а, следовательно, им необходима соответствующая одежда. В журнале была размещена иллюстрация нового женского костюма, предназначенного для подобных случаев. Дамам предлагали носить новый костюм, без корсета, состоящий из легкой укороченной юбки и широких шаровар, пресса, обсуждающая дерзкую идею, стала называть такой костюм «турецким платьем», «американским платьем» или «реформенным платьем». К 1850-му году необычный наряд начали носить читательницы Water Cure Journal , выезжающие на отдых, постепенно к ним стали присоединяться и другие женщины, отправляющиеся на курорты. Новаторское курортное платье сделалось довольно популярным, и вскоре самые смелые дамы дерзнули расширить зону применения нового туалета.

В 1851 году в Новой Англии (области в северо-восточной части США, состоящей из 6 штатов) феминистка Элизабет Смит Миллер (Elizabeth Smith Miller) на прогулках начала носить бриджи, напоминающие восточные шаровары длиной чуть ниже колен. Эту идею подхватила адвокат и публицист Амелия Блумер (Amelia Bloomer), которая также стала носить подобную одежду и с энтузиазмом продвигать её в газете «Лили» (The Lily (newspaper)), которую она организовала для женщин в 1849 году. К отважным бунтаркам присоединились и другие феминистки, а широкие шаровароподобные брюки, благодаря Амелии Блумер, получили название блумеры (блумерсы)(bloomers) . Прогрессивные женщины, несмотря на негативную реакцию общества, отстаивали свои права на ношение удобной одежды, вслед за блумерсами дамы начали надевать под укороченное платье обычные мужские брюки. В 1866 году одна из первых американских женщин врачей Мэри Уокер (Dr. Mary Edwards Walker) зашла в один из магазинов Нью-Йорка в платье, из под которого виднелись брюки, вызвав своим видом гнев у покупательниц, облаченных в традиционные наряды. Из магазина, по просьбе оскорбленных дам, феминистку выдворила полиция, препроводив её в полицейский участок, где нарушительницу общепринятых правил предупредили, что за ношение мужской одежды в общественном месте женщинам положен штраф, а за повторное нарушение – арест. Через месяц после этого инцидента в Нью-Йорке Мэри Уокер была избрана президентом Ассоциации реформы костюма.

Американские феминистки, приехавшие в блумерсах на 5-й Международный Конгресс Мира (International Peace Congress), проходивший в 1851 году в Лондоне, вызвали большой интерес у прогрессивно настроенных английских женщин.
В 1880-е годы в Англии возникло движение получившее название «Викторианская реформа одежды» (Victorian dress reform), выступающее против ношения корсетов, обуви на каблуках с узким носком и прочих неудобных вещей.
Одним из направлений реформы одежды стало движение пропагандирующее, так называемый, «Эстетический костюм» (aesthetic dress) , основателями и пропагандистами этого направления были творческие люди – литераторы, художники, архитекторы, считающие, что в одежде должна доминировать простота линий.

В 1881 году в Лондоне было организовано «Общество рационального костюма» (rational dress movement). Президентом организации стала Леди Флоренс Харбертон (Lady Florence Harberton) , отстаивающая права женщин и считающая, что ношение удобной одежды должно стать нормой в цивилизованном обществе. Её поддержали единомышленницы - английская писательница, публицистка и художница Мэри Элиза Гавейс (Mary Eliza Haweis) , Констанс Уайльд (Constance Wilde) - жена писателя Оскара Уайльда (Oscar Wilde) , литератор Шарлотта Кармайкл (Charlotte Carmichael) и многие другие образованные и прогрессивные современницы.

Изобретенный в 19 веке велосипед вызвал настоящую социальную бурю, поколебав самые прочные жизненные устои и спровоцировав целую череду жарких дискуссий об одежде. В отличие от других видов спорта, которые женщины осваивали вслед за мужчинами, велоспорт был абсолютно новым занятием для представителей обоих полов. В 1890-е годы в мире началась настоящая веломания. Причем женщины осваивали это удивительное средство передвижения с таким же энтузиазмом, как и мужчины, правда путь их был более тернистым, многие дамы рискнувшие сесть на велосипед, подвергались насмешкам и порицанию, да и одежда, в которой они были вынуждены кататься, не располагала к комфортной езде. Платье нередко становилось причиной несчастных случаев. Тех же бунтарок, которые осмеливались надевать на себя брюки, жестоко критиковали, высмеивали, а порой и оскорбляли. Но дамы не сдавались, продолжая покорять и причудливые сооружения, передвигающиеся на одном огромном и одном маленьком колесах, получившие впоследствии в истории прозвище пенни-фартинг (penny-farthing) , и устойчивые трициклы, и, поначалу непослушные двухколесные велосипеды.


В 1892 году в Лондоне была создана Ассоциация леди велосипедисток (Lady Cyclists" Association ). Основательницей женского объединения была Лиллиас Кэмпбелл Дэвидсон (Lillias Campbell Davidson) . Леди Флоренс Харбертон, являвшаяся президентом Общества рационального костюма (Rational Dress Society), которое позднее было преобразовано в Лигу рационального костюма (Rational Dress League), предложила женщинам для езды на велосипеде надевать широкие свободные брюки, длиной чуть ниже колена, напоминающие восточные шаровары, те, что пропагандировали американские феминистки. Все дамы, являвшиеся членами ассоциации, выступали за право женщин носить адекватную одежду при езде на велосипеде.
Знаменитые бриджи леди Харбертон, по сути своей, представляющие юбку-брюки, впервые были представлены ещё в 1884 году на Международной выставке здоровья (International Health Exhibition). Эта модель вызвала особый интерес общественности, однако современницы не спешили отказываться в её пользу от своих традиционных нарядов. Многие женщины-спортсменки не желали надевать рациональный костюм, считая его безобразным и лишенным изящества. Сначала бриджи рекомендовали надевать под широкую юбку, затем феминистки стали пропагандировать костюм, состоящий из удлиненного жакета, низ которого напоминал укороченную юбку и широкие шаровары. Но, несмотря на все преимущества такого костюма, лишь небольшое количество женщин осмеливалось надеть на себя столь неоднозначную одежду.
Изменения в обществе привели к тому, что стали появляться первые производители, специализировавшиеся на производстве спортивной и досуговой одежды, одним из них был основатель британской фирмы Redfern & Sons (позже Redfern Ltd) Джон Редферн (John Redfern) , начавший разрабатывать «специальные модели» ещё в 1870-х годах. Наряду с традиционными моделями своего времени, преобладающими в модном доме Джона Редферна, в компании Redfern & Sons начали производить как спортивную одежду, так и вещи, предназначенные для неформального времяпровождения. Его мужская и женская одежда для яхтинга привлекла внимание аристократов. В конце 1870-х годов Редферн открыл модный дом в Лондоне, а в 1880-е – в Париже, Нью-Йорке и Эдинбурге. Марка Редферн считается одной из первых марок спортивной одежды высокого класса. Модели одежды, предназначенные для досуга и активного отдыха, созданные во второй половине 19 века, конечно, были бесконечно далеки от таких понятий, как «удобство» и «комфорт». Критерии моды были абсолютно иными, но, тем не менее, первые попытки создавать «особую одежду» для неформального времяпровождения и занятий спортом, выделить её из общего потока, маленькими шажками вели к большим переменам.
В конце XIX века мода на спорт начала активно проникать в Россию из стран Западной Европы, сосредотачиваясь в столице. За короткий период в Санкт-Петербурге образовалось более двухсот общественных спортивных организаций и стало известно более двадцати видов спорта. Санкт-Петербург, как столица крупнейшего европейского государства, являлся центром сосредоточения большинства новых направлений в Российской Империи.
В больших городах России появлялись частные гимнастические заведения, предназначенные для немногочисленного образованного класса, в большинстве случаев с лечебной целью.
Наука о лечебном применении физических упражнений стала развиваться в России со второй половины XVIII века, после создания в 1755 году Михаилом Васильевичем Ломоносовым Московского университета, в составе которого был и медицинский факультет. Первые университетские профессора медицины были активными сторонниками физических упражнений, подчеркивая их важность для лечения и профилактики болезней.
Один из владельцев гимнастического заведения, шведский терапевт Берглинд, внёсший существенный вклад в развитие лечебной гимнастики в России, многократно совершал попытки привлечь внимание общества к гимнастике, издавая популярные брошюры. Берглинд считался опытным кинезотерапевтом, то есть врачом, который лечил движениями, и его медицинское заведение пользовалось широкой популярностью. Однако в большинстве своём, общественность того времени с непониманием и сарказмом относилась к гимнастике вообще и к лечебной гимнастике в частности.
Неоценимый вклад в российское физическое образование внес Пётр Францевич Лесгафт, выдающийся биолог, анатом, антрополог, врач, педагог и прогрессивный общественный деятель, создатель теоретической функциональной анатомии в палеонтологии и научной системы физического воспитания.

Несмотря на все предубеждения, мировые тенденции неизбежно приходили и в Российскую империю. Спортом все больше и больше увлекались как мужчины, так и женщины. В некоторых школах для девочек начали проводить занятия по физкультуре. Спортивная одежда в России использовалась сугубо по назначению и была преимущественно мужской. Женщины, вслед за мужчинами увлекались спортивными играми, катались на коньках, осваивали езду на велосипеде. Но отношение к одежде, особенно к женской, в стране было крайне консервативным даже по сравнению с Европой, которая, в свою очередь, в отличие от более свободной и терпимой Америки, была вынуждена пробиваться сквозь стену нетерпимости по отношению к дамам, стремящимся изменить закостеневшие правила.
Тем не менее, в газетах и журнала Российской империи можно было прочитать о новых тенденциях в спортивной экипировке, в том числе и в женской, увидеть примеры этих тенденций. Например, в журнале «Велосипед», за февраль 1894 года писали: «…преобладающий тип костюма изображён на картинке: это - кофточка с отворотами, надетая на цветную рубашку с галстуком, и широкие шаровары, которые с первого взгляда можно принять и за короткую юбку. Затем, цветные чулки и лёгкие башмаки. Шляпки самых разнообразных фасонов. Относительно шаровар вкусы и мнения разделились. Одни называют подобный костюм чистейшим неприличием и безвкусием, другие, напротив, находят, что подражание в костюме дамам мусульманского Востока очень оригинально и красиво. Что одержит верх - юбка или шаровары - теперь предсказать ещё трудно...».

В конце 19 века физкультура, известная человечеству еще с древних времён, становится не только частью досуга как мужского, так и женского, но и частью образования. Во многих странах детей, в том числе и девочек, начинают приобщать к спорту в учебных заведениях. У женщин появляется возможность посещать специальные школы, в которых преподаётся физическая культура.
Огромное влияние на современную лечебную физкультуру и мировое увлечение спортивными занятиями, начиная с конца 19 века, оказала шведская система гимнастики. Её основателем был Пер Линг (Pehr Henrik Ling), терапевт, учёный, преподаватель и автор целой системы лечебной гимнастики, создавший её еще в первой половине 19 века. Благодаря ему в Стокгольме был открыт Государственный гимнастический институт. Продолжателями идей Линга стали его сын Ялмар Линг (Hjalmar Ling) и ученик Ларс-Габриель Брантинг (Lars-Gabrie Branting). Линг, у которого не было медицинского образования, самостоятельно изучил анатомию и физиологию и, распределив по группам древнегреческие, древнескандинавские и древнекитайские упражнения, создал стройную систему, главной целью которой являлось оздоровление и физическое совершенство человека. Школы, пропагандирующие шведскую систему физического воспитания, стали появляться и в других странах.

В начале 20 века общество захлёстывает новое увлечение, которое в современном мире, назвали бы фитнесом. Но тогда такого понятия еще не существовало. Новое направление в медицинской гимнастике связано с именем еще одного шведа Густав Цандер (Jonas Gustav Vilhelm Zander), его метод был основан на учении Линга. Новый вид лечебной физкультуры осуществлялся с помощью разработанных Цандером специальных аппаратов, и был назван машинной гимнастикой. Аппараты Цандера позволяли дозировать физические упражнения без участия методиста. Густав Цандер добился практического применения медико-механической гимнастики, открыв в 1865 году в Стокгольме первый институт врачебной гимнастики. Вслед за Цандером над различными приспособлениями механотерапии работали многие ученые. Идея механотерапии охватила в те годы весь мир.


В мировой истории были разные периоды и разное отношение к женским спортивным занятиям. То, что-то разрешалось, то вновь становилось запретным. В разных частях света устанавливались свои правила, нарушать которые было неслыханной дерзостью. Но, начиная со второй половины 19 века, века промышленных революций и стремительной индустриализации, в обществе наметились необратимые перемены, идеи и тенденции, зарождавшиеся в 19 веке, окончательно реализовались в следующем столетии.
20 век с его двумя Великими Мировыми войнами, сильно изменившими весь жизненный уклад, сделал доступным для женщин все то, что было запретным или спорным на протяжении многих веков, в том числе и участие в спортивных состязаниях, возможность выбора спортивного хобби, ношение удобной необременительной одежды, а также существенно раздвинул рамки дозволенного в мужской моде.

В начале 20 векакутюрье, имена которых связаны с понятием «высокая мода» стали создавать одежду для спорта и отдыха. Одним из яростных пропагандистов комфортной одежды для женщин была Коко Шанель (Chanel), начавшая создавать дамские костюмы из трикотажа, утверждающая, что женщина может носить брюки, удобную обувь, заимствовать модели мужского гардероба, купаться на пляже в открытом купальном костюме, загорать, активно отдыхать и заниматься спортом, что должно быть такое понятие, как курортная мода, с легкой и практичной одеждой. Такого же мнения придерживались и многие другие модельеры, начавшие создавать модели для любительских спортивных занятий, отдыха, путешествий, яхтинга. Одежду такого рода делала Жан Пату (Jean Patou), Соня Делоне(Sonia Delaunay ), Люсьен Лелонг (Lucien Lelong), Эльза Скиаперелли (Elsa Schiaparelli) и др.

Производители одежды, создавая модели, отражающие модные тенденции своего времени, не забывали и о новом мировом увлечении – спорте и активном отдыхе. Появлялись компании, создающие вещи из трикотажа и легких тканей, предназначенные для прогулок, для спортивных игр на воздухе, для зрителей, посещающих спортивные соревнования, процветала пляжная мода.

В 1921 году на Уимблдонском турнире легендарная французская теннисистка Сюзанн Ленглен (Suzanne Lenglen) произвела фурор, выйдя на корт в легком теннисном платье без рукавов с плиссированной юбкой длиной немного ниже колен, автором новаторского спортивного костюма был французский модельер Жан Пату, являвшийся одним из пионеров спортивно-досуговой моды. В 1925 году Пату открыл специализированный магазин «Le Coins de sport» («Спортивный уголок»), где каждый зал посвящался разным видам спорта или досуга - рыбалке, теннису, гольфу, авиации, верховой езде и пр.
Сюзанн Ленглен стала не только законодателем новой спортивной моды, но и воодушевила своим примером многих женщин, отправив в прошлое длинные юбки и сковывающие движение корсеты. Блистательная француженка, являющаяся в 1920-е годы одной из самых популярных спортсменок в мире, и в жизни любила придерживаться стиля, в котором сочетались и шик и комфорт. Партнёрша Сюзанн Ленглен в женских парах, теннисистка Элизабет Райан (Elizabeth Ryan) говорила: «Все теннисистки должны встать на колени перед Сюзанн и благодарить её за избавление от тирании корсетов». Теннис оказал большое влияние на модную одежду для отдыха.

В 1920- 1930-е годы спортивные занятия, увлечение которыми стремительно развивалось с начала века, становились все более и более популярными. Укорачивающаяся длина женских юбок в 20-е годы, проникновение брюк в женский гардероб, длинные, сшитые по фигуре платья из тонких струящихся тканей 30-х годов, пляжный отдых, возможность участвовать в различных видах спорта – все это требовало стройности, красивых форм, поэтому женщины стремились в спортивные залы, занимались на тренажерах и совершенствовали своё тело.

Внесли свою лепту в историю моды и некоторые бывшие спортсмены, начавшие создавать удобную повседневную одежду, после завершения своей спортивной карьеры.
Одним из таких спортсменов был Рене Лакост (René Lacoste) чемпион Франции по теннису, создавший в 1933 году бренд Lacoste. Все началось с рубашки-поло, разработанной для теннисистов и гольфистов, а переросло в огромную компанию, создающую одежду и обувь для досуга.

В 1930-е годы в Париже в мире моды появляется новое имя - модельер Мадлен де Раух (Madeleine de Rauch) . Мадлен принадлежала к той категории молодых прогрессивно настроенных женщин, которые с энтузиазмом принимали новаторские идеи 20 века. Она увлекалась спортом – каталась на коньках, на велосипеде, занималась плаванием, играла в теннис. В 1916 году Мадлен вышла замуж за хоккеиста Альфреда де Рауха (Alfred de Rauch), ставшего в 1920 году капитаном сборной Франции по хоккею. Вместе со своими сёстрами Мадлен де Раух в 1928 году открыла свой первый дом мод под названием «Дом дружбы» (Maison de l"Amitié), в стенах которого, наряду с более традиционной одеждой, было создано немало моделей для комфортного досуга. В 1932 году открылся дом мод Madeleine de Rauch. В истории моды Мадлен де Раух признана одним из выдающихся дизайнеров спортивного стиля .
Еще одной звездой спортивной моды была француженка Вера Бореa (Vera Borea) графиня ди Реголи (Countess di Regoli ), открывшая свой модный дом в Париже в 1932 году. Вера долгое время занималась спортом, поэтому став модельером она решила создавать недорогую удобную одежду для спорта и досуга. Она использовала для своих моделей трикотаж, хлопок, лен, твид, фланель, её модели сочетали в себе комфорт и элегантность.

В 1940-е годы Энн Тейлор Бонфи (Ann Taylor Bonfoey) , член олимпийской сборной США по горным лыжам, авиатор, работавшая во время II Мировой войны инструктором ВМС США, решила заняться дизайном лыжных костюмов. Её подруга Диана Вриланд (Diana Vreeland ), являвшаяся в те годы редактором журнал Harper `s Bazaar, пришла в восторг от идей бывшей спортсменки. Энн Тейлор Бонфи, став не только модельером, но и фотомоделью, продемонстрировала миру, что спортивная одежда может быть модной, шикарной и даже гламурной. В 1967 году она вошла в список журнала Harper `s Bazaar «100 величайших красавиц мира» (100 Great Beauties of the World) . Энн Тейлор Бонфи стала одной из тех, кого в мире моды принято называть «иконой стиля».
В 1952 году английский теннисист Фред Перрри (Fred Perry), совместно с австрийским теннисистом Тибби Вегнером (Tibby Wegner), создали знаменитую по сей день марку одежды Fred Perry. Сначала под брендом Fred Perry выпускались мужские теннисные рубашки - поло. Затем компания начала расширяться. С годами марка набрала популярность. В её ассортименте появились куртки-харрингтоны (harrington jacket), кеды, платья в теннисном стиле, разнообразная одежда из трикотажа и пр.
В 1950-е годы англичанин Тед Тинлинг (Ted Tinling), также бывший теннисист, начал создавать дизайнерские костюмы для теннисисток, соединяя спорт и шик, вызвав крайне неоднозначную реакцию в консервативном мире тенниса.
Говоря современным языком, стиль, который создавали бывшие спортсмены, ставшие дизайнерами спортивной моды, можно охарактеризовать как спорт-шик. Как такового, понятия спорт – шик не было, а идеи витали в воздухе и реализовывались новаторами своего времени.

В США в 1930-е годы одним из самых значимых создателей досугового и спортивного стиля в одежде становится дизайнер Клер Поттер (Clare Potter), её элегантная, но при этом очень простая и комфортная одежда, выпускавшаяся под маркой Clarepotter, пользовалась огромной популярностью.
Еще одной звездой американской демократичной моды в 1930-е годы стала модельер Клер МакКарделл (Claire McCardell), создающая повседневные модели одежды, в том числе и в спортивном стиле , для массового производства. Впоследствии Клер МакКарделл назовут величайшим дизайнером Америки в области повседневной и досуговой моды.

Американские дизайнеры и производители одежды первой половины 20 века, работающие в нише повседневной одежды, внесли огромный вклад в развитие спортивного стиля , они разрабатывали демократичные функциональные и комфортные модели для каждого дня, адаптируя для обычной жизни вещи, считавшиеся ещё недавно сугубо спортивными, соединяя спорт и моду. Одежда для досуга и активного отдыха 1930-х – 1960-х годов является предвестником современного направления спорт-шик.

Голливуд, демонстрирующий миру в первой половине 20 века нереально роскошный стиль гламур , не обходил стороной и спортивную тему, на киноэкранах и страницах популярных изданий то и дело появлялись звезды в элегантно-спортивной одежде.

В 1940-е годы в Италии появляется компания Goldworm, возглавляемая американским спортивным дизайнером Робертом Голдвормом (Robert Goldworm), продолжающим дело, начатое его отцом Сэмюэлем Голдвормом (Samuel Goldworm) еще в 1927 году. Обосновавшись с 1947 года в Милане, Роберт Голдворм начал выпускать одежду из трикотажа, сочетающую в себе американскую практичность и итальянский шик.
В 1947 году Оттавио Миссони (Ottavio Missoni ), бывший до Второй Мировой войны известным спортсменом легкоатлетом, совместно со своим другом, также известным спортсменом Джорджио Обервегером (Giorgio Oberweger ) создает в городе Триесте предприятие по производству трикотажа. Оттавио возобновил свои занятия спортом и параллельно начал вести бизнес. Первоначально два друга спортсмена стали делать одежду для легкоатлетов. Уже через год линия костюмов «Venjulia» становится официальной формой итальянских легкоатлетов на Олимпийских играх в Лондоне.
На лондонской Олимпиаде в 1948 году Оттавио встретил свою будущую жену Розиту Джелмини (Rosita Jelmini ), семья которой в Ломбардии владела заводом по производству платков и шарфов. Приехав на родину Розиты, чета Миссони создала небольшую трикотажную мастерскую. А в 1958 году компания Missoni представили в Милане свою первую коллекцию «Milano-Simpathy», став еще одной компанией пропагандирующей удобную одежду из трикотажа, доказывающей модному сообществу, что трикотажные модели достойны высокой моды.

С 1920-х по 1940-е годы спортивно-досуговый стиль находил все больше и больше поклонников во всем мире. Этому способствовало развитие мирового спортивного движения - олимпийские игры, чемпионаты мира, чемпионаты Европы, всевозможные чемпионаты, проводимые внутри стран, общенациональные программы, нацеленные на пропаганду физкультуры и спорта, развитие спортивной журналистики, расширение производства разнообразной неформальной одежды, пробуждали у людей интерес к здоровому образу жизни.
Распространению досуговой и спортивной одежды способствовали универмаги, которых становилось все больше и больше. Про одежду для спорта и отдыха писали журналы мод, спортивный стиль маячил на киноэкранах.

Трикотаж, еще совсем недавно считающийся неблагородной тканью, предназначенной для простых малоимущих людей и для профессиональной одежды моряков, водолазов, портовых рабочих и т.д., стал незаменимым в обществе людей, стремящихся к комфорту. Тёплые толстые свитеры и маленькие элегантные свитерки, джемперы, кардиганы из вязаного трикотажа, мягкие и удобные костюмы джерси стали неотъемлемой составляющей моды 20 века.
Дизайнеры, виртуозно работающие с трикотажем, вывели его на подиумы, одежда из трикотажа вошла в мир большой моды, она больше не воспринималась, как нечто второсортное.

В 1950 и 1960-е годы спортивно-досуговая тематика в моде немного отошла на второй план. Люди были увлечены другими модными играми, но новые тенденции, зародившиеся в начале 20 века, уже не могли бесследно исчезнуть, поэтому модельеры, создающие облик этих десятилетий, демонстрировали своё дизайнерское видение спортивного стиля.
Спортивный стиль остался вечной темой, получившей дальнейшее развитие в последующие десятилетия.

Доклад

Тема: История создания спортивной формы


Введение

Народная мудрость гласит: «Нет плохой погоды, есть плохая одежда»! Действительно, именно одежда, обувь, позволяют нам комфортно чувствовать себя в жару и холод, в солнечный и дождливый день. Благодаря рациональной экипировке, соответствующей гигиеническим требованиям, человек может жить и плодотворно трудиться и в тропической зоне, и в суровых краях Заполярья.

История одежды и обуви уходит корнями в эпоху древнейших цивилизаций. Так, во времена египетских фараонов для физических упражнений, игр и развлечений предпочтение отдавалось удобному платью без излишеств в отделке, не стесняющему движений. Обувь мужчин и женщин той поры похожа на нынешние сандалии. Изготовленная из кожи животных или древесной коры, она закреплялась на ноге шнурами и позволяла свободно ходить, без труда бегать и прыгать, выполнять различные упражнения с предметами.

Спортивный костюм, появившийся в XIX веке, пережил молниеносное развитие в течение XX века. Для городской одежды должны были пройти долгие века, прежде чем мужчины перестали носить платья, а женщины освоили брюки, в то время как в секторе спортивной одежды изобретательность и обновление форм и материалов постоянно росли в течение последних 150 лет. Этот тип одежды стал предметом глубоких исследований, опорой мирового маркетинга, символом нового стиля жизни и конечном итоге двигателем для обновления городской моды, весьма избитой временем.

До этого момента одежда для спорта оставалась слабо определенной; спорт рассматривался как вид развлечений, игра, для которой не предусмотрено никакой специальной экипировки. Никакая специфическая одежда не была предписана, каждый импровизировал по собственному вкусу, приспосабливая повседневные вещи. Игроки в прото-футбол и лаун-теннис снимали куртки и играли в рубашках с закатанными рукавами.

Цель данной работы: охарактеризовать закономерности развития спортивной формы.

Работа состоит из введения, основной части, заключения и списка использованной литературы. Общий объем работы 9 страниц.


История создания спортивной формы

История создания спортивной одежды идет по всей жизни человека. С давних времён человек боролся за выживание, и участвуя в войнах, в гладиаторских состязаниях, в охоте, он вынужден был быть ловким и сильным. С тех пор уже была потребность в удобной одежде для проявления силы и ловкости. Наши предки очень хорошо знали, какие участки тела надо предохранять от удара врага, поэтому они изготовляли специальные пояса, накидки из шкур животных. Первобытные люди создавали сами себе обувь, ясно что это мало походит на современную в своём совершенстве - обувь и всё таки это было начало развития одежды.

Спортивная одежда развивалась постепенно но постоянно, год за годом она совершенствовалась, менялись ткани, технологии, дизайн. Многие создатели спортивной одежды зарегистрировали свои фирменные знаки, тем самым открывая себе широкую дорогу в спортивные просторы - фирмы мирового значения REEBOK ADIDAS PUMA NIKE. Всеобще признанные достижения этих и других фирм удовлетворяют потребности как звёзд мирового спорта, так и простых людей всей планеты.

На Руси участвуя в поединках, тоже одевали широкие шаровары и затягивались поясами. С развитием человека и общества, с появлением новых горизонтов цивилизации видоизменился и спорт. В конце 19 века уже стали появляться первые виды специальной обуви для бега, это была первая обувь с шипами, из одежды носили трусы - шорты, майки и футболки.

В России спорт и физкультура широко зашагали после событий 17 года. В то тяжёлое время для страны спортивная одежда была предельно проста. Майки, тенниски, кеды, шорты-трусы шили из простых, но прочных тканей. Физкультура, как предмет был введён в школьную программу. Спортом занимались все, создавались спортивные секции, развивались новые виды спорта, соответственно и менялась одежда для занятий спортом.

Родиной современной спортивной одежды принято считать Великобританию. Первые попытки создания специальной экипировки связаны с наиболее старинными развлечениями, такими как верховая езда и охота. Редингот (от английского riding-coat) будет популярен с начала XVIII века в качестве защиты от ненастья во время долгих верховых прогулок. Эта вещь пройдет путь становления, сходный с историей многочисленных вещей для спорта, изобретенных с начала XIX века: она будет «похищена» горожанами, войдет в повседневный гардероб, став практически униформой буржуа XIX века.

В Англии тенденция объединяться в клубы по интересам, чаще всего это - охота или крикет, способствовала появлению спортивной униформы – блейзерах, каскетки, щитки, шарфы или галстуки. В XIX веке рост индустриализации и появление заводов в городских предместьях притягивает сельское население, бывшие крестьяне становятся рабочими. Футбол - вид развлечений деревенских жителей становится городским видом спорта. В школах и университетах учителя настоятельно рекомендуют спортивные занятия для гармоничного развития молодежи. Каждое учебное заведение заводит свою форму, чтобы отличаться от противников во время спортивных встреч.

Если спортсмены объединяются в клубы, федерации и ассоциации, наипервейшей и главной задачей костюма является подчеркивание социальной принадлежности для соблюдения светских приличий. Что касается комфорта и функциональности – до этого еще предстояло додуматься!

В избранных видах спорта, предназначенных для представителей аристократии, элегантность вещей является главным качеством, в ущерб удобству и практичности.

Женский костюм оставался наиболее мощным бастионом традиции. Первые ощутимые попытки для взятия этой крепости были предприняты американкой Amelia Bloomer в 1851году. Знаменитые пышные короткие штаны, в которые облачились всадницы в начале XIX века, шокировали прогуливающихся в Булонском лесу господ.

Новый подъем олимпийского движения подстрекает промышленников изобретать новые варианты экипировки, способные увеличить физические возможности чемпионов. Трансформацию спортивной одежды порождает также развитие отдельных видов спорта: так костюм для игры в хоккей в начале века включал зауженные штаны наподобие тех, что носили конькобежцы. В начале 20 годов хоккей становится жестче, и к одежде добавляются щитки для защиты рук и голеней, а в 50-х годах – панцирь и шлем с решеткой.

Несмотря на некоторый прогресс (появление в гардеробе коротких шорт) спортивная экипировка, которую мы можем разглядеть на старинных фотографиях, требовала серьезного усовершенствования, за исключением отдельных видов спорта – например марафона, где использовались, как и в наши дни, шорты и майки без рукавов.

20-30 годы XX столетия стали поворотным моментом в истории спортивной одежды. Отныне физическая активность рассматривается как идеал развития для человеческих существ. Женская красота не основывается больше на хитростях туалета – корсажи, длинные объемные платья, скрывающие фигуру. Модного силуэта теперь можно добиться только путем серьезной работы по совершенствованию собственного тела, основанной на гимнастике и диете.

Для отдельных видов, предназначенных для элиты (теннис, лыжи) знаменитые кутюрье создают эксклюзивные вещи. В 20-х годах многочисленные парижские дома моды открывают отделы спортивной одежды – Jean Lanvin, Jean Patou, Elsa Schiaparelli и другие. Знаменитая чемпионка Suzanne Lenglen шокирует публику на Уимблдонском турнире в1919 году своим маленьким белым платьем с короткими рукавами от Jean Patou, но мода на этот фасон будет подхвачена позже всеми теннисистками.

Некоторые спортивные дисциплины, практикуемые в особых условиях, например лыжи, будут способствовать появлению новых, специализированных вещей. В 30-х годах лыжницы заменят длинные юбки на спортивные штаны, называемые норвежскими – с широкими штанинами, стянутыми у лодыжек трикотажными лентами.

Переход от простого купания к серьезным занятиям плаванием будет сопровождаться адаптацией облегающего купальника из джерси, прежде известного как цирковой костюм (впервые такие модели наденут пловчихи на Олимпийских играх в Стокгольме в 1912году).

История американской одежды получит новую тенденцию – смешение со спортивной, воплощая идеал морали и демократии американского общества. Первые « College Shop » в 30-х годах, будут диктовать моду для школьников и вдохновлять развитие спортивной одежды в сторону свободного, «случайного» стиля.

Имя олимпийского чемпиона Emile Allais ассоциируется сразу с двумя изобретениями: новые лыжи Rossignol с антиналипающим эффектом и зауженные брюки, которые он носит с 30-х годов. Эта модель будет выполнена сначала из трикотина в 1935году, позже – из эластика в 1938, а с 1952года - из эластичной шерстяной ткани с добавлением нейлона. В 1956 году лыжник Toni Seiler усовершенствует брюки еще более их заузив, дабы сократить сопротивление воздуха. Новый вид спортивных лыжных брюк носят с куртками – анораками северного происхождения.

В конце 60-х годов в Америке произвел фурор новый вид спорта – бег трусцой. Практикуемый в центре города он способствовал привыканию городского глаза к виду жителей, одетых в спортивные костюмы и кроссовки. Старомодная верхняя одежда больше не в почете, теперь принято появляться на улице в толстовках и потных тренировочных штанах американских фирм.

Nike – молодая спортивная фирма из Орегона, созданная двумя бывшими спортсменами, быстро поднимется на волне увлечения бегом и сбросит с трона бывшего лидера по производству спортивной обуви – Adidas.

Второе место на мировом рынке лидеров спортивной экипировки занимает Reebok , признанный чемпион по производству моделей для новых видов спорта и активного отдыха, таких как аэробика, спортивные танцы и фитнесс; знаменитые женские кроссовки «Freestyle» принесли Reebok огромную славу и сделали главным «обувщиком» спортивных женских ножек.


В наше время спортивный стиль весьма популярен. Многие дизайнеры в коллекциях нового весенне-летнего сезона 2016 года сделали акцент на спортивном стиле. Но сейчас мы поговорим не о новых коллекциях, это всё ещё впереди, а о спортивном стиле.


Если говорить о спортивном стиле в женской одежде, то он начал завоёвывать пространство моды в 20-х годах прошлого века, после окончания Первой мировой войны. Хотя спортивная одежда начала своё существование ещё раньше, до ХХ-ого столетия, когда появились первые велосипеды и автомобили, а женщины наравне с мужчинами стремились сесть за руль. А чуть раньше спортивный гардероб женщины ограничивался более удобными платьями для верховой езды, костюмами для купания и катания на коньках. Вот в основном и всё.



В конце XIX века активный спорт стал женщинам доступнее, ведь они сумели отвоевать свои права, появились простые и удобные костюмы с минимальным количеством деталей. Чарльз Дейн Гибсон запечатлел на своих рисунках очаровательных девушек, занимающихся спортом в простых и скромных нарядах, известных под именем – «девушки Гибсона».


В эти годы в магазинах появились в продаже специальные костюмы не только для активного отдыха, но уже и для спорта: блумерсы, укороченные юбки, просторные блузы, специальные корсеты для спорта. По-прежнему были популярны верховая езда, теннис, катание на коньках, завоёвывают спортивное пространство велосипед и автомобиль.





Теннисный корт в собственном поместье или в загородном клубе стал местом общения представителей высокой знати. Желание женщин активно заниматься спортом требовало свободной не стесняющей движения одежды.



Жан Пату стал одним из первых дизайнеров спортивной моды. Его линия спортивной одежды включала теннисные юбки, шорты, купальные костюмы, кардиганы из джерси. Он создал много различных вариантов моделей спортивного стиля, одним из которых стало теннисное платье без рукавов длиной до середины икры.


В 1926 году Пату открыл в своём Доме моды отдел спортивной одежды, за ним последовала Мадлен Вионне. В том же году победитель турнира Большого шлема Рене Лакост на чемпионате в США в отличие от своих соперников, которые пришли в рубашках с длинным рукавом, появился в белой пикейной рубашке с коротким рукавом.


В 20-х годах автомобиль начал увеличивать скорость, ритм жизни изменился, и спортом стали заниматься уже многие, а элементы спортивной одежды начали проникать в повседневный костюм и завоёвывать своё место в гардеробе. Мода быстро отреагировала на новые направления, и так было всегда, – то она заимствует элементы из военного мундира, то из спортивного костюма.


Например, фрак. Вы думаете, что он всегда был предметом одежды для особо торжественных случаев? Нет, совсем не так. Фрак появился в XVIII веке как офицерский мундир. Короткие передние полочки позволяли свободно сидеть в седле. Через какое-то время его стали использовать все мужчины для верховой езды, то есть в какой-то мере он уже стал спортивным костюмом в мужском гардеробе. Ведь верховая езда – это главное спортивное занятие для джентльмена.


Но прошло время, и фрак ещё раз поменял своё место назначения. Сначала он стал повседневной одеждой, а сегодня – исключительно официальным парадным костюмом.





Жизнь меняется, и наша динамичная эпоха, в которой человек перемещается с одного места в другое, проводит много времени в автомобиле, поезде, самолёте, требует и одежду, соответствующую новому стилю жизни. Этим стилем стал спортивный. Именно этот стиль имеет простую и свободную форму кроя, которая не стесняет движения, удобна, комфортна и демократична.


Одежда спортивного стиля каждого из нас визуально делает моложе, энергичней и более раскованным в движениях. А за счёт разнообразия декора или специфических деталей, таких как карманы, пояса, окантовка, шлёвки, клапаны, погончики и прочие элементы, создаётся огромное разнообразие фасонов.





Брюки, появившиеся в женском гардеробе, совершили революцию и заняли почётное место в спортивном гардеробе. Они оправдали своё появление, ведь какое же занятие спортом при отсутствии брюк. Для того чтобы брюки стали привычной и неотъемлемой частью женского гардероба, пришлось этого добиваться, и немалым трудом, не только Коко Шанель, но и многим другим женщинам, причём значительно раньше, чем за это дело взялась знаменитая мадемуазель.


Например, Амелия Блумер, которая боролась за права женщин не только в реализации права избирать президента, но и за права ношения удобной и комфортной одежды. Марлен Дитрих в 30-х годах прошлого века, ставшая иконой стиля, нашла в себе смелость надевать типичные мужские вещи. Эльза Скиапарелли, известный дизайнер 30-х годов, в числе первых надела юбку-брюки, так называемые кюлоты. И конечно, Коко Шанель, которая научила женщин носить простые и комфортные вещи.


Сегодня брюки – это привычный предмет женской одежды. Хорошим примером брючного спортивного стиля могут быть модели многих современных дизайнеров. Вот некоторые из них.



Tods, Vanessa Seward


Но спортивный стиль – это совсем не обязательно брюки. Спортивным костюмом может быть жакет и зауженная юбка, прямое свободное платье, юбка в складку и бомбер, элегантно и в то же время спортивно будет выглядеть юбка и свитер…



Фото сверху - Topshop Unique, Tods
Фото снизу - Tommy Hilfiger


Двубортная куртка с большими накладными карманами и укороченными брюками или же свитер с юбкой прямого кроя и корсетным поясом – отличный вариант для спортивного стиля.



Tommy Hilfiger, Iceberg


Юбка длиной до колен, свитшот или пуловер, дополненные ярким шарфом, свободный крой и простота также подчёркивают спортивное назначение комплекта.



Tommy Hilfiger


Спортивный стиль – это не просто тренировочный костюм, который вообще-то уместен в спортивном зале или на площадке. Спортивная одежда предназначена исключительно для занятий спортом, а одежду в спортивном стиле можно носить каждый день за исключением деловых и торжественных мероприятий.


К спортивной одежде относятся спортивные костюмы, униформа для различных видов спорта, беговые и баскетбольные кроссовки, а так же обувь для занятий фитнесом и танцами.


Одежда в спортивном стиле имеет отдельные детали кроя, силуэта и отделки, свойственные спортивной одежде, но вместе с этим может создавать элегантные образы.



Topshop Unique, Vanessa Seward


Очень рельефно и контрастно спортивный стиль демонстрируется строчкой или окантовкой отдельных деталей.



Tommy Hilfiger


Усиливают декор спортивного стиля контрастные пуговицы и большие накладные карманы, с пряжками и окантованные манжеты, застёжки на молниях и шнуровка…



Alexander Wang

Alexis Mabille
Tommy Hilfiger


Платье-рубашка – практичное, удобное и обеспечивающее свободу движений во время занятий спортом – теннисом и гольфом.


Простые платья и туники свободного кроя и без застёжек, с минимальным количеством швов и деталей – лаконичные модели, которые ярко демонстрируют спортивный стиль.


Платье с одним рукавом имеет историю, начавшуюся с далёкой древности, его называют платьем амазонок. Искусство Древней Греции ассоциируется с красотой и физическим совершенством, и классические древнегреческие туники с открытым плечом являются образцом этого совершенства.


В 80-е годы прошлого века появились новые амазонки – женщины, достигшие высот в спорте, бизнесе или в общественной деятельности. Платье с одним рукавом стало вечерним вариантом. Роскошные платья принцессы Дианы с одним рукавом прекрасно демонстрируют её великолепную спортивную фигуру.


В 2012 году Стелла Маккартни разработала стиль олимпийской команды Великобритании, а в своей коллекции весна-лето того же года представила мини платье с одним рукавом. Теперь платье с одним рукавом может быть не только в вечернем варианте, но и в спортивном.


Надо сказать, что спортивный стиль иногда подчёркивается материалом. Например, такие ткани, как лён, хлопчатобумажные ткани, деним, лайкра, флис, полиэстер, твид, кожа, замша, ткани в клетку, стёганые ткани, шерсть, джерси – это те, которые часто используются в спортивной одежде. Применение замши в спортивном стиле делает одежду особенно элегантной.



H&M Studio
Tommy Hilfiger


Прекрасным образцом спортивного стиля могут быть кожаные куртки, юбки, брюки и даже .


Нельзя обойти вниманием спортивную одежду летнего сезона – футболки, топы, купальники, шорты, лёгкие сандалии, слиперы и слипоны.


К спортивному стилю довольно близки стили милитари и сафари. Их объединяет большое количество одинаковых элементов декора – клапаны, большие накладные карманы, многочисленные пуговицы, молнии и т.д. Элементы того или иного стиля, соседствуя друг с другом, позволяют дизайнерам создавать замечательный и эффектный образ.


Спортивный стиль проникает повсюду – наша жизнь изменчива и быстротечна, надо везде успеть, а мода – это своеобразный барометр, который быстро реагирует на все изменения.