Подробные трактовки периодов традиции колеса года. Колесо года

Основные праздники виккан — это Саббаты (солнечный цикл) и Эсбаты (лунный цикл). Разные традиции викки могут немного по-разному трактовать значения этих праздников. Я постараюсь описать наиболее общий подход, известный мне.

Саббаты — это восемь праздников Колеса года. Викка, как связанная с природными циклами религия, уделяет большое внимание круговороту времён года, солнечной активности и различным фазам в жизни природы. Каждая фаза символически связана с определёнными изменениями в жизни Бога и Богини, которые циклически повторяются. Остановимся поподробней на этих фазах.

Чаще всего первым праздником на Колесе считают . Это праздник зимнего солнцестояния. Соответственно, точная дата праздника зависит от того, на какой день выпадает солнцестояние. Ориентировочно это 20-23 декабря. Самая длинная ночь в году. Самый короткий день. В этот день Богиня рождает Бога, что знаменует начало нового солнечного цикла. Бог — ребёнок, только увидевший мир. Богиня — Старуха, ещё не омолодившаяся и не обновившаяся после предыдущего цикла. Всё только начинается, и виккане празднуют рождение своего Бога, строя планы на будущее.

Вторым саббатом является , его празднуют 1-2 февраля. Считается, что в этот день впервые ощущается приближение весны. Богиня омолаживается, становясь Девой. Бог растёт и крепнет. Это праздник талой воды и молока, праздник обновления и чистоты. Праздник начала больших дел, результаты которых станут очевидны только в конце года.

Третий саббат — , весеннее равноденствие. Его празднуют в зависимости от того, на какой день выпадает равноденствие. Ориентировочно это 19-22 марта. Бог и Богиня беззаботны, сильны и молоды. Природа пробуждается от сна, этот праздник фактически можно считать началом весны. День и ночь равны между собой, Колесо года совершает поворот на светлую половину. С этого дня сила Бога и Богини будет нарастать стремительно, наполняя собой весь мир вокруг. Именно на Остару Бог и Богиня зачинают ребёнка — самого Бога, которому предстоит снова родиться на Йоль.

Четвёртый саббат — , его празднуют 1 мая. Это та самая Майская ночь, когда природа пробуждается окончательно, и мир наполняется красками. Время особого разгула страстей и силы. Бог и Богиня сочетаются браком. Принимают на себя обязательства перед миром, становятся Королём и Королевой мая, а точнее — Королём и Королевой мира. Этот праздник тем более ярок, что является фактически последним беззаботным днём. Знаменуя собой переход в новый статус. Переход к насыщенным делами летним дням. И начало пути Бога к его смерти ради нового урожая.

Пятый саббат — , летнее солнцестояние. Дата проведения так же зависит от того, когда наступает солнцестояние. Ориентировочно — 19-23 июня. Самый длинный день в году, самая короткая ночь. В этот день Бог обретает свой максимум силы, чтобы затем раздать её миру. Вместе с Богиней восседают они на тронах, празднуя день своей славы. Это день разгула духов, буйства природы и всевозможных чудес. Ярче всего его можно представить, вспомнив про традиции празднования Ивана Купала.

Шестой саббат — (или Лугнасад). Это первый из трёх праздников урожая. Первый урожай — урожай хлеба. Его празднуют 1 августа. В августе начинают собирать первые созревшие злаки. Постепенно начинается и сбор остального урожая. На ламмас Бог начинает раздавать свою силу, отдавая себя целиком в мир. Богиня сопутствует ему. Иногда их называют Отцом и Матерью урожая. Этот праздник радостен, так как символизирует обретение первых наград и заслуженных даров. Но и печален, так как в нём мы ощущаем приближение прощания с Богом. На Ламмас мы преломляем свежеиспечённый хлеб и делим его с близкими, чтобы сполна ощутить дар Бога.

Седьмой саббат — , осеннее равноденствие. Дата его празднования привязана к равноденствию. Ориентировочно — 21-24 сентября. Это второй праздник урожая. Время осеннего пира, время украшать алтари свежими дарами природы. Праздник изобилия. И праздник предчувствия зимы. Бог почти раздал себя и Богиня поддерживает его. После Мабона он раздаст свою силу окончательно, чтобы принять смерть.

И тогда наступает восьмой саббат — . Это ночь с 31 октября на 1 ноября. Ночь, когда открываются врата между мирами. И мёртвые приходят к живым, чтобы получить поминовение. Бог умирает, раздав себя полностью. И уходит в мир мёртвых. До самого Йоля он будет мёртвым Богом. Богиня уходит вместе с ним, оплакивая его и ожидая возвращения. Из Богини-Матери она становится Богиней-Старухой. Самайн — третий праздник урожая. Последнего урожая, когда всё завершается и каждый поступок приносит свои плоды. Это время вспомнить всех, кто был нам дорог и кого уже нет. Год заканчивается, чтобы снова начаться.

После Самайна врата между мирами закрываются. И наступает период безвременья. Период ожидания, который заканчивается на Йоль. Новым рождением Бога. Таков цикл Колеса года.

Эсбаты — это праздники, связанные с фазами луны. Если Бог чаще всего ассоциируется с солнцем, то Богиня с луной. Как изменяется луна, так же изменяется и Богиня. Растущая луна — Богиня-Дева. Полнолуние — Богиня-Мать. Убывающая луна — Богиня-Старуха. В году 13 полнолуний и 13 новолуний. Все они могут праздноваться как эсбаты. Кто-то празднует только полнолуния, кто-то и полнолуния, и новолуния. Каждый эсбат — возможность обратиться к силе Богини. Именно на эсбаты принято проводить ритуал Низведения Луны — инвокации Богини.

Иногда различным полнолуниям и новолуниям даются свои названия, в соответствии с временем, когда они происходят. Однако это не является общей практикой. И необязательно влечёт за собой различия в праздновании. Самым известным вариантом наименования полнолуния является следующий (в порядке очерёдности): Луна Волка, Луна Снега, Луна Червя, Розовая Луна, Луна Цветов, Земляничная Луна, Луна Грома, Голубая Луна, Луна Осетра, Луна Урожая, Луна Охотника, Луна Бобра, Холодная Луна. Однако это лишь один из возможных вариантов.

Так же многие виккане могут праздновать и другие праздники, принимая их как свои религиозные. Однако эти праздники уже не являются общевикканскими. И потому могут рассматривать только в контексте конкретных предпочтений тех или иных виккан.

Материал подготовил: , активист новосибирской общины « «, постоянный автор нашего сайта.

Эта книга – помощник для тех, кто хочет погрузиться в волшебство Викки, природной магии. Традиционно ведьмы отмечают восемь праздников, называемых «Колесо Года». Но зачем? Это же просто обычные дни в календаре… или все-таки нет? Прожив Колесо Года «по-виккански», вы изменитесь: обретете гармонию, спокойствие, научитесь черпать вдохновение и счастье во всем, что происходит вокруг. Из книги мага Арабо Саргсяна вы узнаете о главных викканских праздниках, поймете, как они влияют на обычную жизнь и как их нужно отмечать, чтобы прожить год счастливо. Вы научитесь самостоятельно изготавливать магические артефакты, проводить ритуалы и совершать обряды (свои для каждого времени года). Эти праздники станут для вас такими же «днями со смыслом», как Новый год или день рождения, – ведь в эти дни вы будете улучшать свое эмоциональное и душевное состояние и получать необходимый прилив сил, чтобы жить радостно, энергично и максимально продуктивно использовать свое время.

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Круг Года. Викканские праздники, их атрибуты и значение (Арабо Саргсян, 2017) предоставлен нашим книжным партнёром - компанией ЛитРес .

Введение. Викка: Колесо Года цветов и огней

Все, что красиво, правильно.

Японская мудрость

Каждую религию можно как-то охарактеризовать. Например, индуизм – это религия сказочников, христианство – религия терпения, ислам – религия восхваления. А Викка – это просто красивая религия, это совместный гармоничный путь человека и природы.

Давайте остановимся здесь и поговорим о том, что же такое Викка и где она цветет.

Ноябрьский туман, тишина, пустынная дорога… Вдалеке стоит старая ведьма – колдунья и знахарка. Волосы ее окутаны облаками, а корзина в руках наполнена грибами и волшебными травами. Взгляд ее устремлен в небо, на летящих ведьм, которые сливаются со стаей диких гусей. Ведьмы летят на Лысые горы, чтобы вместе колдовать. Их божества живут и среди них, и в них самих.

Вороны, пролетая в лесу среди деревьев, шепчут тайное имя бога. Дух леса перемещается с места на место, меняя свои бесчисленные образы: он и олень, и папоротник, и дождь, и мгла – не все видят его, не все знают его…

В старом домике на краю пустоши, или в заброшенной хижине в лесу, или среди морских скал живут мудрые дети Богини. Их мать – сама Природа, мудрая и наполненная тайными знаниями. Дети Богини из уст в уста передают традиции своей матери: их голоса слышны в ночи, когда они сидят вокруг костра, и огненные искры взмывают вверх, унося с собой их тайны.

Ведьмы-шаманы танцуют вокруг костра: в вихре танца они слышат голоса элементалей, видят духов и божеств – своих друзей и помощников. Тайные ритуалы заканчиваются с первыми лучами солнца, но колдовство ведьм продолжается.

Скоро вернется домой старуха-колдунья, разожжет огонь в своем камине и начнет передавать свои знания ведьмам-ученицам. От нее пахнет сырой землей, а весь дом пропитан запахом сухих яблок. За окном мчится колесница бога Тора, а черные козлы плывут по небу, как темные тучи, и вызывают дождь. Древние боги не ушли, они просто изменили свои имена, о них помнят – старинные книги хранят их портреты. Потом снова придет зима, за ней – весна, а следом – лето, и расцветут ведьминские сады, прилетят феи, а боги вновь будут веселиться.


Викка – это современная неоязыческая религия, в основе которой лежит сельскохозяйственный, лунно-солнечный культ поклонения природе в лице Матери-Богини и Бога-Отца. Получилось немного сухо, не так ли? А если сказать то же самое на ведьминском языке, то Викка, буквально, – религия природы. Праздники этой религии – это циклы природы; божества – это явления природы, каноны – это правила природы, священная книга Ведьм – это опять-таки мудрость природы. И викканская мудрость бесконечна, ведь мудрость природы нескончаема.

Знали ли вы, что мы, люди, почти ничего и не создали в этом мире? Все наши новинки технического прогресса и прочее – это лишь попытка имитировать механизмы природы. Но откуда природа взяла эти знания? Вот цветок – это очень сложный и продуманный механизм! Да, многие сейчас скажут: «Да это же обычный цветок, что тут особенного?!» А я отвечу, что ученые пока не могут создать даже такую примитивную вещь, как цветок. Признайте, что он прекрасен, а его механизм – неимоверно сложен, ибо он живой, наделен душой, которая в своей самой тонкой форме живет внутри цветков, корней, коры и листьев. Как и строение крыла майского жука, окраска мотылька, зрение орлов, скорость колибри, красота райских птиц – все это природа продумала до мелочей и наделила душой.

Получается, в природе существует некая энергия (или сознание), цель которой – создавать жизнь в максимальном разнообразии и управлять ею. Но поскольку мы живем в мире дуальности, эта энергия делится на мужское и женское, белое и черное, доброе и злое. Но тут есть небольшая мелочь. Великий дух (как называют эту энергию виккане) в нашей реальности тоже дуален, но понять его сущность очень сложно. Поэтому и ведьмы, и язычники «раздробили» его на кусочки. Чтобы понять, о чем я говорю, представьте себе, например, дерево. На первый взгляд, это просто грубый ствол с листьями, но внутри есть специальные «органы», которые обеспечивают жизнедеятельность этой телесной оболочки. Теперь вы понимаете, что язычники подразумевают под словом «пантеон»? Это целостное понимание единой системы под названием Жизнь. Язычники поклоняются каждому такому кусочку, как листочек на дереве или корешок в земле: они понимают, что система не будет работать без взаимодействия всех «кусочков».

Поскольку божеств очень много, в Викке условно их разделили на Бога и Богиню. Тогда все богини – это разные «кусочки» Богини, а все боги – разные «кусочки» Бога. Но в большинстве ковенов ведьмы олицетворяют Бога и Богиню (например, кельтский Бог лесов и животных, хранитель жизни и смерти Кернуннос и Богиня Луны, или Лунная Богиня). И ведьмы время от времени обращаются к тому аспекту божества, который может им помочь. Кроме того, ведьмы работают с феями, дружат с гномами, ухаживают за брауни в своих домах и говорят с ангелами в небесах. Сумасшедшие ли они? Конечно же, нет. Все это и есть жизнь язычника, ведь в его мире все вокруг – это живые существа, со своей душой. Поэтому многие язычники становятся веганами и сыроедами: они понимают, что мясо – это чье-то тело, а шуба – это чья-то кожа. Также все ведьмы всем сердцем стремятся сохранить экологию Земли – эти люди, дети цветов и луны, не могут видеть, как мучается их мать-планета, и делают все, чтобы ей помочь.

Также в Викке есть еще кое-что, что отличает ее от других религий. Здесь изучают колдовство и магию – самую настоящую магию. Это не как в кино, когда раз – и в следующую секунду вы уже летаете в воздухе, как птица. Нет, магия в Викке – это, скорее, процесс исправления ошибок с целью получения желаемого.

Магические ритуалы ведьм очень разнообразны, но все они светлые. Ни одна ведьма не станет вредить, ведь закон магии ведьм гласит: делай что захочешь, но никому не вреди. Ведьмы знают: если они сделают кому-то зло, то только себе – ведь рано или поздно сработает закон возврата энергии, и их негативная сила обратится на них самих. Посылать темную энергию – все равно что атаковать самого себя.

Викка учит наслаждаться жизнью. В ней нет такого понятия, как ад, и тем более некоего божества, которое создано, чтобы мучить. Ведьмы верят в перерождение и странствия души; они были и мотыльками на цветочном поле, и стаей волков в темных лесах, и водой в реке, и облаками – и наверняка они и в других мирах уже побывали. Поэтому для виккан нет такого места, где души мучаются и страдают. Природная религия призывает радоваться и веселиться. Поэтому праздники – это очень важная часть Викки. Им и посвящена моя книга.

Виккане празднуют так называемые «переходы жизни». В Колесе Года восемь праздников, и каждый из них имеет свою историю и преследует свою цель. Эти праздники – как кусочки из жизни викканских Бога и Богини. Когда вы начнете праздновать их, то заметите, что они настраивают вас на определенные ритмы, по которым живет земля. И даже если вы только-только начинаете изучать ремесло Викки, вам наверняка захочется глубже понять и яснее ощутить магию и красоту этих праздников.

В современной жизни нам не хватает интуитивного, творческого взгляда на мир, не хватает воображения, доверия самому себе и природе! Чтобы принять участие в любом празднике ведьм, нужно лишь посмотреть вокруг, понаблюдать за природой и тем, как она меняется. Божество невидимо, оно везде, со всех сторон, и во всем сразу.

Стоит только начать заниматься Виккой, как оно пленит вас и тесно переплетется со всей вашей жизнью, ведь Викка – мифическая религия: сказочная, волшебная, языческая!

Для чего эта книга?

Эта книга – помощник для тех, кто хочет глубже погрузиться в волшебство Викки. Ее страницы – это шепот лесных эльфов и дуновение ветра. Знаете, окунуться в этот мир-сказку легче, чем вам кажется. Нужно лишь открыться природе Викке, и она откроется вам в ответ.

О чем же мы будем говорить в этой книге? О том, как живут ведьмы в течение всего года, о восьми шабашах и связанных с ними практиках. О том, почему праздники влияют на нашу жизнь и как их нужно праздновать, чтобы прожить год счастливо. Конечно, праздновать можно как угодно – главное, чтобы у вас было чувство единения с природой и ее ритмами. Но все же есть некая общая схема, некоторые традиции и обычаи, которые помогут вам начать ваше знакомство с Виккой.

Раньше я отмечал все викканские праздники одинаково – все строго по учебникам. Каждый год был похож один на другой, в конце концов мне стало скучно, и я начал искать другой способ соединиться с миром ведьм. И… нашел его!

В книге я расскажу, как проводить разные ритуалы и какая магическая атрибутика вам потребуется для проведения праздников. Кажется, подготовиться к празднику – чего тут сложного, дел на пять минут. Но на самом деле это не так и просто.

Также вы найдете множество идей по созданию магической атмосферы и соответствующей атрибутики – на это уйдет максимум четыре минуты. Не обязательно уметь рисовать или быть мастером на все руки; воплотить все предложенные идеи очень просто, и природа сама даст вам необходимые материалы.

Но книга не только о дизайне интерьера «по-виккански». Нет, в ней собраны все те ритуалы, которые пригодятся каждому хотя бы раз в год на шабаше и которые очень красивы визуально. И помните: знать и изучать историю Викки необходимо, но не забывайте прислушиваться к себе. Моя собственная практика Викки стала для меня открытием – надеюсь, вы испытаете нечто подобное, когда будете использовать идеи из книги в своей жизни.

Магия везде – творите свою магию и наслаждайте ее красотой.

Чем поможет эта книга?

Цель этой книги проста: я хочу, чтобы при помощи визуального оформления, специальной атрибутики и ритуалов мы могли подключиться к энергии природного праздника, к энергии божеств и получить тот духовный опыт, который вам нужен на данный момент. Быть может, вам сначала не удастся понять некоторые аспекты праздников и полностью прочувствовать их. Вероятно, у вас не получится осознать их необходимость, а когда вас будут поздравлять с праздником, вы не сможете радоваться, а ощутите внутри себя пустоту… К сожалению, мне не передать словами то чувство полного слияния с природным праздником, которое охватывает виккан. Но практика медитации, молитв и ритуалов приблизит вас к этому чувству. И в моей книге вы найдете много разных техник и получите возможность соединиться с природой.

Каждый праздник – это мощный энергетический канал. И если вы будете следовать моим советам, начнете изготавливать артефакты, практиковать ритуалы, то энергия природы вольется в вас широким потоком. Тогда вы широко улыбнетесь и поймете: вот она – нирвана счастья и гармонии. И вам в голову наверняка придет мысль: «А ведь в природе все так гениально просто, все так идеально устроено, а мы все усложняем и усложняем».

Эта книга интерактивна, и вы можете работать с ней как с дневником: отмечайте в книге те ритуалы, которые вам понравились, пишите на страницах и делайте заметки на полях. Тогда мы уже вместе будем авторами этой книги.

Где ведьме искать вдохновение?

Если вы уже заглянули внутрь книги, то наверняка нашли какие-то интересные идеи для праздников. Если же нет – полистайте книгу сейчас и вернитесь обратно. Что вам понравилось? Какая идея вам по душе? Что бы вы добавили в эти ритуалы?

Все магические практики, которые упоминаются в книге, люди собирали годами! Откуда они черпали вдохновение, записывая и придумывая разные ритуалы? Думаю, вы не сильно удивитесь, если я скажу, что их вдохновляла сама природа. Если я просто наблюдаю за природой, за ее изменениями, то чувствую огромный поток вдохновения. Древние ведьмы, травницы, лесные колдуны-одиночки видели духов природы, слышали голоса растений, и (хотите – верьте, хотите – нет) растения сами шептали им, для чего они полезны и как ими пользоваться. Люди тогда были, если можно так сказать, продолжением Богини, частью единого организма.

Также источником идей служат фильмы, мультфильмы, музыка и книги. Я расскажу вам о саундтреках к разным фильмам и мультфильмам, которые воодушевляют, чтобы практиковать природную магию. Еще я поделюсь ритуалами, которые я придумал в порыве вдохновения и которые работают не хуже древних заклинаний на латыни. Чем больше вы узнаете, тем богаче станет ваш внутренний мир.

Если вы чувствуете, что эти заклинания и ритуалы можно улучшить, – меняйте в них все, что захотите: экспериментируйте со словами, пробуйте новые ингредиенты. Ритуал и заклинание начнут работать только тогда, когда вы полюбите их, поверите в них. Если вы по-настоящему восхищены тем, что сделали, то все тут же изменится: природная энергия окутает вас своим волшебством и Бог откликнется на ваш призыв. И вы будете знать, как получить желаемое без книг и интернета, без наставника и гуру. Конечно, бывает, что магия не работает, но это сложные законы контроля Вселенной, о которых мы не будем сейчас говорить.

Ведьмы, ищите вдохновение там, где хотите! Но начать я всегда советую с себя…

Для чего ведьмам праздники?

Как вы уже знаете, ведьмы отмечают восемь праздников Колеса года: четыре больших и четыре маленьких. Но зачем? У них же наверняка и так много дел. Это же просто обычный день в календаре… или все-таки нет? Нет, это не просто день. Эти праздники повествуют легенды из жизни богов. Прожив Колесо Года, вы узнаете все о них: начиная с момента их появления в мире и заканчивая тем, как они ушли, обещая однажды вернуться.

Взгляните вокруг: сезоны сменяют друг друга, и природа то оживает, то умирает, то цветет, то угасает, то дает плоды, то разрушает саму себя. Естественно, те, кто умел видеть все это, – наблюдали; те, кто умел чувствовать, – ощущали; а те, кто умел слышать, – записывали. Каждый викканский праздник – это природное явление, которое отмечает некий важный этап в жизни природы. Вы же отмечаете дни рождения, Новый год и Рождество? Для вас это особые дни – скажем так, дни со смыслом. А ведьмы отмечают дни, смысл в которых заложили не люди, а сама природа. Например, в день Весеннего равноденствия (Остару) мы видим, что день и ночь равны, и вдохновляемся этой гармонией. На Самайн мы видим, как природа умирает, засыпая, и наблюдаем за этим таинством сна. И ведьмы отмечают праздники, чтобы быть в синхронности с природой и ее божествами. И Колесо Года – это для них своеобразная терапия, приносящая гармонию душе.

Как ребенок повторяет за своими родителями, так и ведьмы повторяют за природой – она и есть их мать-кормилица и отец-наставник. Что же видят ведьмы, чему учатся у природного мира и как это влияет на их жизнь? Если сказать кратко, то каждый из восьми праздников олицетворяет: рождение, взросление, влюбленность, замужество, зрелость, плодородие, старость и смерть. Это важнейшие этапы жизни природных божеств – и жизни каждого из нас.

Как видите, жизнь богов (то есть нашей природы и планеты) – это не просто смена сезонов, а весьма продуманный механизм. Природа циклична, и ведьмы следят за ней, как луна в ночном небе следит за самими ведьмами… Но вернемся к описанию восьми праздников и подробно их проанализируем.

Круг Года

Рождение. Все в мире начинается с рождения. Согласно Викке, Богиня рождает Солнечного мальчика. Это милейшее сияющее существо – солнце, вернувшееся в мир после долгого отсутствия. Вокруг царит зима, их окружает полная темнота, но Богине и Мальчику тепло, ведь у них есть свет. Богиня-мать кормит своего сына и поет ему колыбельную.

Наша собственная история тоже началась с рождения, и нас тоже кормила наша мама. «Как наверху, так и внизу», – гласит древняя мудрость магии. Рождение у ведьм – это зимний праздник. Здесь нет ошибки: да, зимой все пусто и голо, но это и есть начало всего прекрасного, что появится потом.

Взросление. Богиня стала снова девушкой: она юна и молода. Бог же – еще ребенок. Он уже подрос, но все еще весело играет со снежинками. Ему нравится бегать по снегу в зеленом комбинезоне, и он много смеется и хихикает. А Богиня ходит в гости к ведьмам, зажигая в их домах огни любви и счастья.

Вспомните себя в детстве – вы тоже беззаботно играли дни напролет. Вы радовались всему вокруг и видели свет в каждом человеке. К сожалению, большинство потом потеряло это качество, но в нашей истории Бог не утратил его.

Влюбленность. Богиня – все еще прекрасная девушка, а Бог уже стал юношей, и между нашими героями вспыхивают чувства. Время чудесных цветов и буйных красок воодушевляет их, а беззаботность толкает на всякие безумные приключения. У них много свободного времени, и они веселятся и наслаждаются обществом друг друга. Как и все подростки, они не думают над своими словами или поступками. И они полны энергии. Конечно, вы увидите себя в этих юных искателях.

В природе все то же самое: весна так быстро вступает в свои права, что невольно думаешь: куда же спешат растения и цветы? Наверное, они хотят поскорее начать жить…

Замужество. Наши влюбленные решают пожениться, и на их свадьбу приглашено все вокруг! Природа в это время наполнена жизнью. Но не только белки, олени, птицы, бабочки и цветы радуются нашим молодоженам – пробуждается мир духов, и оживает все то, что невидимо для глаз.

Боги веселятся и танцуют, прыгают через костры и поют песни. Соединенные лентами во время хэндфастинга, они наслаждаются жизнью. Дни становятся все длиннее и длиннее, а вечера наполнены любовью и страстью. Лето – время удовольствия и отдыха не только для обычных людей, но и для ведьм.

Зрелость. Уже зрелые Бог и Богиня становятся хранителями природы. Они даруют новые жизни – вокруг царит изобилие и счастье. Это время – кульминация нашей истории, пик индивидуальной жизни каждого человека. Но, увы, за кульминацией следует спад. Ведь летнее солнцестояние – не только триумф силы и власти, но и начало ухода тепла. Солнечный Бог носит на голове свои сияющие рога. Он знает, что силы его потихоньку иссякнут, но не боится этого и продолжает сиять. Ведьмы тоже знают, что жизнь циклична и каждая победа – начало какого-то поражения…

Плодородие. Боги дают нам первый урожай. Жертвуя самими собой, они кормят нас, своих детей. Еды очень много: Богиня и Бог пекут хлеб и делают заготовки на зиму. Уже рано темнеет, а ночи становятся холодными. Это время – середина жизни богов: у них есть дом, семья и дети. Все стабильно, но они должны отдавать свои силы, здоровье, время, деньги и жизнь на воспитание детей или для сохранения благополучия.

Старость. Богиня и Бог уже постарели – их можно увидеть в осенних деревьях и опавших листьях, в дождевых облаках и сыром утреннем тумане. Бог быстро устает, и его свет уже не такой яркий. Богиня продолжает за ним ухаживать, как и в то время, когда он был ребенком.

В Викке Богиня – мать своего мужа. Но это не совсем инцест, а скорее попытка показать их единство и метаморфозы (об этом мы еще поговорим). В нашей же жизни происходит то же самое: мы стареем, тела наши становятся не такими гибкими и подвижными, мы теряем бодрость, здоровье и силы. Если на этапе «Плодородие» это была личная инициатива, то теперь это закон природы.

Смерть. Силы оставили Солнечного Бога окончательно – он ушел в страну вечного лета. Теперь все кажется конченым: нет света, нет тепла, нет надежды, а впереди только зимние холода. Все вокруг печально и грустно, если вы видите в смерти конец всему происходящему. Но подождите – не оплакивайте Солнечного Бога, ведь Богиня есть и будет всегда. Эта одинокая вдова снова родит сына, и история повторится опять и опять… Перерождение – вот что ожидает каждого из нас: будет новое тело, новые цели, но цикл жизни останется прежним…

А теперь давайте обратимся к календарю. Как вы видите, к каждому празднику я написал свои версии названий. По ним очень просто понять движение солнца и природных циклов. Итак:

Отмечая праздники в этом порядке, мы идем от рождения к смерти, от безобидного мира фейри в пространство болотного Мабона, от цветов Белтейна до жаб в темном Самайне. Каждый из праздников – это возможность поменять и окружающую реальность, и свою жизнь. Каждому из праздников соответствует свой уникальный стиль – это оформление, цвета, запахи, божества, духи и священные животные. Например, пчела – символ летнего солнцестояния, как и солнечный камень цитрин. И задача ведьмы – отыскать все взаимосвязи и, соединяя их, изменить себя. Иногда, собирая эту мозаику, ведьма не подозревает, что отмечает праздник и живет им.

Большинство начинающих виккан следуют советам опытных ведьм, не меняя ни единого слова в текстах их ритуалов и не добавляя ни капли нового ингредиента в свои зелья. И хотя «бывалые ведьмы» стремятся к чему-то большему, они тоже не вмешиваются в привычный процесс празднования. Им как будто что-то мешает создавать собственные праздники: может, им кажется «неправильным» менять что-то, а может, не хватает знаний… Но, скорее всего, дело в другом. Ведь Круг Года – это целая кладовая магии, включающая в себя огромную библиотеку магических знаний, которая повествует обо всех божествах вселенной. И даже опытная ведьма иной раз не успевает перепробовать все, что предлагает ей Викка.

Но мы с вами будем находить разные соответствия к празднику и складывать пазл из разных магических кусочков с помощью подсознания. А чтобы вам было легче, я все же опишу основные детали для каждого из восьми праздников. Может быть, это и не пригодится и отмечать вы будете по старинке. Но если вы хотите поймать зимних фей, отправиться в путешествие в прошлое, попытаться создать гомункула, ухаживать за мандрагорами, общаться с божествами и следить за своим домом вместе с домовым во время Ламмаса – тогда вперед!

И напоследок: вы наверняка видели такие волшебные картинки – красивый домик ведьмы, полный книг и зелий, растений и маленьких бутылочек. А рядом с ведьмой сидит кошка и пристально следит за происходящим, как настоящий гуру тайных знаний. Так давайте воплотим все это и в своей жизни – здесь и сейчас!

Восемь миров ведьм

Можно оказаться в любом месте в любое время. Все, что для этого нужно, – это закрыть глаза.

Как вы уже поняли, эта книга посвящена тому, как украшать свой дом во время шабашей ведьм, как делать интересные детали интерьера (подсвечники, куклы, талисманы, амулеты и просто красивые безделушки), чтобы призвать в свой дом волшебство и стать ближе к магии. Вы научитесь делать разные магические вещицы, в разных стилях: от классических рождественских до восточных и готических. Возможно, вам покажется, что в книге собрано чересчур много всего разного, но ведь каждый праздник – это отдельный мир, со всеми своими персонажами, мифологией, сказками и традициями. И собрать магические атрибуты под одной обложкой и было задачей этой книги.

«Зачем украшать внешний мир, если настоящая магия внутри?» – спросите вы. Я отвечу так: соответствующее визуальное оформление позволяет нам лучше воспринимать все мистическое. А это, в свою очередь, открывает восприятие тонкого мира. Горящие свечи и благовония, книги на полках и полу, восточные ковры и таинственные знаки, несомненно, быстрее помогут вам войти в транс, чем сидение в пустой комнате и чтение заклинаний. Если вы можете войти в измененное состояние сознания без каких-либо атрибутов – что ж, значит, вы вышли на высший уровень мастерства. Но я все же советую практиковаться в соответствующей волшебной обстановке.

Помню, как я начинал изучение Викки. У меня была маленькая тумбочка с инструментами: там находился небольшой пентакль, миска с водой, старая ткань и фимиам в виде палочки. С каждым годом в мою коллекцию добавлялись новые детали, а поиски магических соответствий приводили к непонятным на первый взгляд связям. Интересные идеи, почерпнутые из книг, фильмов, сказок и наблюдений за природой, привели меня к новым открытиям – о них вы и прочтете здесь. Я думаю, истинный маг всегда ищет магические вещицы, и всевозможные рынки и эзотерические магазинчики помогут вам тоже пополнить коллекцию. Уже сколько лет я собираю всякие «кусочки праздников»: старинные антикварные шкатулки, чайники, подсвечники становятся оформлением викканских праздников и создают атмосферу того сезона, который мы отмечаем.

К одним праздникам я собрал много материала, к другим – не очень. Так и должно быть, ведь каждый праздник лучше всего раскрывается на практике, когда маг как следует вникнет в его суть и значение. Если про оформление дома в Имболк сказано меньше, чем про оформление в Мабон, – так это лишь потому, что второй визуально проявлен сильнее, чем первый. И на основе материала этой книги вы сможете сами доработать классические викканские ритуалы и детали праздничного оформления.

Но скажу сразу: эта книга не совсем для новичков. Многое в ней лишь предлагает направление в развитие викканского образа жизни и дает подсказку, как начать чувствовать природу и черпать из нее гармонию. Вы получите лишь представление о «жизни по-виккански». Описания всех ритуалов и медитаций лаконичны, но очень точны. Почему я не расписал их как следует, а дал в сжатом виде? В викканской традиции так много того, о чем хочется рассказать, но я знаю, что в наше бурное время никто не станет читать книгу в 795 страниц!

Я собрал все те элементы, которые помогают ведьмам счастливо отметить все шабаши Колеса Года. Я надеюсь, что не упустил ни единой детали, – и даже описал связь светлячков с той же Литой. Возможно, многие детали вам покажутся не сочетающимися между собой (из разряда «вы не понимаете меня, а я не могу объяснить»), например связь оборотней и Ламмаса. Но, уверяю вас, изучив Викку глубже, вы поймете эту связь. Кроме того, в книге вы можете писать свои личные соответствия и идеи для праздника и его оформления.

Помните: собрать все знания о викканских традициях, магии, Колесе Года, заклинаниях, гаданиях и божествах в одной книге НЕВОЗМОЖНО! Поэтому я постарался сделать книгу такой, чтобы в ней было много света и любви, а это уж точно не бывает лишним.

Музыка для ведьм

Я хотел бы обратить ваше внимание вот на что: ритуал, а тем более шабаш, – это спектакль. Зрители – сами божества, и чем красивее оформление спектакля, тем интереснее будет зрителям, не так ли?

Театр не бывает без музыки и звуков. Поэтому в книгу я включил, скажем так, музыкальные советы для каждого из праздников. Эти мелодии, на мой взгляд, помогут вам раскрыть свое чувствование мистического. Но вы сначала найдите их в интернете и прослушайте, а потом уже решайте, подходят ли они вам.

Эти мелодии – из фильмов, игр или мультфильмов. Перед ритуалом я всегда составляю список мелодий и для открытия круга (обычно это динамичная музыка), и для призыва королей разных стихий (сюда подходят более торжественные мелодии), и для призыва божеств (в этот момент я включаю медленную музыку). Во время ритуала у меня всегда играет мелодия, символизирующая тему праздника, а после она меняется на музыку для медитации, и если я провожу особый ритуал, то музыка должна подходить и к нему. И только после всего этого музыка завершения закрывает круг. Как вы видите, я использую не менее 6–7 музыкальных дорожек. На мой взгляд, без музыки ритуал как будто мертв. В нем нет динамики, и он очень скучен. Попробуйте провести ритуал с музыкой, и вы точно почувствуете разницу. Только помните: всеми саундтреками, приведенными в данной книге, можно пользоваться только во время домашнего прослушивания. Но если вы умеете играть на каком-либо инструменте, то смело добавляйте его в репертуар. (Если вы отмечаете праздник в одиночку, то удобнее будет слушать уже готовую музыкальную запись, чем и играть, и проводить ритуал.)

Кстати, громкая музыка и пение с танцами – самый быстрый и, наверное, надежный способ войти в шаманский транс. Представьте себе ведьм, собравшихся на Лысой горе: они бьют в барабаны, кружатся вокруг костра, протягивая руки к луне, заливающей светом ночной пейзаж. Верховная жрица поет, сидя на коленях, волосы ее распущены, и ветер ласкает их. Жрица шепчет тайные слова, но ее голос все равно эхом разносится по горам и лесам.

Пение заклинаний, изменение голоса и интонации, произнесение слов в одном ритме, повторения фраз, хоровое пение и выдерживание пауз – все это порождает эмоции, а те – энергию, а она – саму магию. Конечно, можно просто прочесть текст ритуала и выполнить необходимые действия, но тогда этого можно и не делать. Например, если вы начнете нараспев читать текст (начиная с тихого шепота и заканчивая громким криком, эйфорией), то вы будете, как сосуд, наполняться энергией и уверенностью. А уверенность необходима, чтобы творить свою магию. И именно музыка может вознести ваше сознание к божественному лучше всяких атрибутов и оформлений.

Как работать с книгой, или Совет белого кролика с красными глазами

Здесь я кратко опишу содержание книги – я постарался сделать все очень компактно и просто, чтобы было легко пользоваться и находить какую-то информацию. А чтобы вам было интереснее, к заголовкам я добавил «странные» названия. Мне всегда казалось, что странность порождает гениальность.

Книга состоит из восьми глав – каждая из них посвящена одному празднику. Все главы состоят из семи подразделов, или практик. Вот они:

Практикум 1: о празднике

Этот раздел начинается со специального аутотренинга: все описанные в нем детали и место действия соответствуют определенному празднику. Аутотренинг настроит вас на нужную сильную волну: дух праздника оживет в вас, вы сразу погрузитесь в его атмосферу и войдете в мир шабаша.

В том же разделе даны медитации. Они помогут вам найти свой вариант празднования и создать свои индивидуальные символы шабаша. Медитируя, вы будете встречаться с разными божествами и персонажами – именно они вам расскажут, что это за праздник и как он поможет вам в обычной жизни.

Практикум 2: традиции

В этом разделе вы знакомитесь с обычаями и традициями данного праздника и узнаете, чем было принято заниматься в это время. Теоретической информации будет немного (так как у нас другая задача), но здесь вы также найдете много интересных практических идей для вечеринок. Если вы хотите узнать больше о древних викканских традициях, советую поискать в специальной литературе или в интернете.

Здесь же я расскажу о музыкальном оформлении ритуала и о том, какая музыка ближе тому или иному празднику.

Практикум 3: украшения и идеи

Вот она – наша основная тема книги. Тут вы найдете много идей для хендмейда (в том числе полезных иллюстраций и материалов из других источников), чтобы самостоятельно за пару минут сделать свои неповторимые, красивые и, главное, натуральные природные украшения, в основном из подручных средств, взятых у природы. Но помните, что эти идеи – лишь подсказка для вашего собственного творчества.

Украшения, приведенные в этих разделах, соответствуют тематике каждого праздника и его магическим элементам: например, летнее солнцестояние связано со светом и блеском, значит, ваши украшения должны блестеть. Если вы сделаете все предложенные украшения и оформите ими комнату/дом, то я гарантирую, что дух шабаша будет жить у вас до следующего праздника.

Практикум 4: божества и духи

Этот раздел посвящен божествам и духам (а также всевозможным фантастическим или мифологическим созданиям), которые так или иначе связаны с праздниками. Божества и духи помогут оформить дом и алтарь и научат всему, что знают, – надо только найти к ним подход. Чтобы вы могли взаимодействовать с ними, я включил в этот раздел ритуалы и призывы.

Мы поговорим о божествах как светлых, так и темных (в зависимости от конкретного праздника), а также изучим тотемное животное каждого шабаша. Кстати, иногда таких тотемов может быть два или больше.

Магия трав – важная часть ремесла ведьм, поэтому сюда я включил сведения о ботанике, которые помогут вам углубить ваше магическое искусство.

Практикум 5: гадания

Особенно эффективными и верными оказываются гадания, проведенные во время праздников Колеса года. В этом разделе описаны те методы гадания, которые связаны с общим праздником и которые «работают» именно для него. Эти методы просты – ими пользовались и в древние времена, и сейчас. Конечно, гадать можно в любое время, но в дни шабашей гадания всегда особенно точны. Также здесь вы найдете медитацию на карту и руны праздника, так что вам будет чем заняться долгими праздничными ночами.

Практикум 6: ритуалы

Шестой раздел посвящен практической магии. Тут собраны ритуалы, связанные с праздником, и те, которые помогут в разных ситуациях. Я долгое время собирал те ритуалы, что казались мне особенно красивыми визуально (просто смотреть на них – уже чудо!), а потом доработал их – и получилось что-то невероятное! Разделы «Традиции» и «Ритуалы» схожи, но в «Ритуалах» больше магии и колдовства.

Все, что я предлагаю, – это только пример. Вы можете менять и текст, и суть ритуала. С каждым украшением из соответствующего раздела можно придумать отдельный ритуал, сделать его магическим талисманом и наполнить силой или найти иное практическое применение. Слушайте свой внутренний голос – он вас не обманет. А если что-то сделано правильно, это не может не сработать.

И еще: не ищите в книге ритуалов темной магии и проклятий – здесь их нет.

Практикум 7: основные соответствия

В последнем разделе описаны основные соответствия для праздников. Я сделал их в виде таблицы. Одна из колонок – это то, что было собрано до нас и что сейчас считается классическими соответствиями. Вторая колонка – для вас. Сюда вы можете записать все то, что получили с помощью медитации и собственных наблюдений.

Не бойтесь отступать от привычного взгляда на вещи. Если указанные символы не погружают вас в мир праздника и не помогают войти в мир волшебства, то вам они ни к чему. Вы можете открыть двери магии только подходящими ключами – ищите те, что подойдут вам. А если вы уже нашли их, то дух праздника будет с вами весь год – и это будет счастливый год, год баланса и красоты.

Ведьмин шкафчик

В книге много практик, для которых вам понадобятся кое-какие материалы. Достать их нетрудно – все, что нужно, всегда можно взять у природы. Чтобы быть готовыми к практикам, можно заранее ознакомиться с главой, а потом уже собирать необходимые материалы. Если вы хорошо изучили свое место жительства, то уже наверняка знаете, где растет нужное дерево, а где можно купить лекарственные травы. Например, в моем городе есть место Великих Ив и Сосен. Когда мне нужна магическая помощь, я отправляюсь к ним и в знак уважения оставляю небольшое подношение. Многие ингредиенты можно найти в лавочках с антиквариатом или на блошиных рынках. Но самому собирать цветы и грибы, шишки и желуди гораздо интереснее. Если летом вы отправитесь за город в лес, то обязательно соберите желуди на Мабон или грибы на Самайн – ведь перед самым праздником у вас могут быть другие дела, или сезон закончится, а бесценный ингредиент уже не найти. Я рекомендую вам запастись многими ингредиентами именно летом, потому что в это время в них самое большое количество энергии; а то, что продается в магазине, – уже не совсем живое, не дикое. И каждый год желательно освежать свои припасы. Травы и шишки сгодятся на следующий год, но, например, сухие грибы и боярышник потеряют свою силу и станут непригодными для колдовства. Также много полезного можно сделать из старых вещей, а пользоваться переработанными материалами даже необходимо.

Еще вам понадобится тетрадь для записей; ей можно дать какое-нибудь интересное название – например, «Удивительная книга путешествий в восемь миров». Дневники очень важны, так как вы всегда можете возвратиться к своим прошлым достижениям и освежить в памяти ту или иную практику. Но если вам по какой-то причине неудобно писать в дневнике или же просто лень, то в конце каждой главы есть специальные таблицы: вы можете фиксировать там свои результаты и наблюдения.

Кроме того, для заклинаний и ритуалов вам нужно будет собирать травы, камни, ткани и много чего другого. Если у вас уже есть свой арсенал магических инструментов – отлично. Если его нет, это нестрашно – в течение года вы соберете их все.

И последнее, что вам потребуется, – это ножницы, нити и клей для создания праздничных украшений. Запаситесь ими в больших количествах.

Связь праздников

Возможно, пока вы читаете книгу, уже наступил канун какого-то праздника или он уже в разгаре. Что ж, это не беда – изучение Викки можно начинать с любого шабаша. Никакой строгой последовательности тут нет.

Вы убедитесь, что праздники тесно связаны один с другим – они неразлучны, если соединить их ритуально! Здорово сохранять что-то с одного шабаша и добавлять этот ингредиент к следующему – это будет очень символически, и, кстати, я все соединил абсолютно случайно! Но не зря говорят, что случайность – это воля богов. Я внимательно изучил эти ритуальные связи и убедился, что все сделано правильно, по-другому быть не могло… Итак, чтобы вам было проще сориентироваться в годовых праздниках, я соединил их такими ритуалами:


На Йоль используйте ингредиенты с Литы и готовьтесь к Ламмасу .

На Имболк используйте ингредиенты с Самайна и готовьтесь к Мабону .

На Остару используйте ингредиенты с Ламмаса и готовьтесь к Лите .

На Белтейн используйте ингредиенты с Мабона и готовьтесь к Самайну .

На Литу используйте ингредиенты с Остары и готовьтесь к Йолю .

На Ламмас используйте ингредиенты с Йоля и готовьтесь к Остаре .

На Мабон используйте ингредиенты с Имболка и готовьтесь к Белтейну .

И на Самайн используйте ингредиенты с Белтейна и готовьтесь к Имболку .

Все эти ритуалы отлично работают вместе. Но если вы практикуете Викку в первый раз, то просто замените указанные ингредиенты с предыдущего праздника на обычные или вовсе не добавляйте их в ритуал.

Перед тем как начать

Скоро мы приступим к изучению Колеса года. Но перед этим я хочу обратить ваше внимание вот на что. Все описанные в книге ритуалы и заклинания следует выполнять в магическом круге. Но как ставить круг, призывать королей сторон света, божеств – в ней не написано. Почему? По своему опыту я знаю: сколько ведьм – столько и техник, поэтому лучше вы сами решите, как вам это сделать. Я предлагаю вам инвокации-призывы к определенным божествам, которые можно практиковать и без круга. Если вы не знаете, как ставить круг, то можете прочитать об этом в других книгах (например, «Викка для начинающих» – бесценная книга для тех, кто только открыл для себя волшебный мир ведьм).

Ну что же, не буду вас томить – приступим к изучению Викки. Да пребудет с вами благословение Богини и Бога! Пусть ваш поиск будет вознагражден, и вы увидите то, что скрыто под лунным светом, и почувствуете силу древних божеств.

Колесо Года - это магический календарь современного язычества. Он отражает смену сезонов, а собственно праздники Колеса Года являются важными точками переходов, днями особого напряжения энергий.

Издавна мудрые люди обращали внимание на связь времен года и человеческой жизни. Таким образом, сложились традиции отмечания праздников Колеса Года - точек перехода из сезона в сезон. В основе современного магического календаря, который можно назвать универсальным по той причине, что именно он более всего распространен и применяется колдунами, ведьмами и язычниками на всех континентах, лежат кельтские праздники Колеса Года. Всего их восемь. Четыре связаны с астрономическими событиями - это равноденствия и солнцестояния, остальные четыре являются Праздниками Огня (Костров).

Колесо года у Викки также включает в себя Лунные эсбаты - полнолуния, но мы в этой статье остановимся именно на "общепринятом" колдовском календаре, поскольку он связан с движением звезд и планет, с длиной дня и ночи.

Ниже вы найдете информацию про Колесо Года 2017, о ритуалах и традициях, о том, как отмечаются праздники годового цикла у современных язычников.

Праздники Колеса Года

Имболк (Imbolc) - 1-2 февраля
Остара (Ostara) - весеннее равноденствие, 21-22 марта
Белтайн (Bealtaine) - ночь с 30 апреля на 1 мая
Лита (Litha) - летнее солнцестояние, 21-22 июня
Ламмас/Лугнасад (Lughnasadh) - 1-2 августа
Мабон (Mabon) - осеннее равноденствие, 21-22 сентября
Самайн (Samhain) - ночь с 31 октября на 1 ноября
Йоль (Yule) - зимнее солнцестояние, 21-22 декабря

Праздник Имболк - день начала весны

1-2 февраля. Несмотря на то, что Имболк приходится на начало февраля, "волчьего месяца", именно он является праздником порога, перехода от Темного Времени года к новому времени пробуждения природы от зимнего сна. Традиция Викки говорит, что богиня оправилась от родов и кормит грудью маленького бога - и само название праздника, Imbolc, восходит, очевидно, к староирландскому mblek ("молоко"). У славян соответствующий праздник назывался Громницы, т.к. в некоторых регионах в феврале уже случались грозы. В последнюю субботу перед Громницей хозяева отливали особую свечу, "громничку", зажигали ее в праздник и после, в грозы, чтобы защитить дом и хозяйство от ударов молний.

Имболк - время очищения. В прежние времена на Имболк вычищали дом и все хозяйственные помещения, мылись сами и окатывали водой скот, чистили домашний очаг и двор. В этот день все было посвящено богине Бригитте, покровительнице дома и семьи, ремесел, домашних животных и всего, что дает человеку силы и средства для жизни.

Цвета Имболка: белый, кремовый, красный, желтый, розовый.
Ритуалы на имболк: очищение дома , благословение новых инструментов, в том числе колдовских, сотворение талисманов .

Праздник Остара - день весеннего равноденствия

21-22 марта. Остара отмечается уже как праздник весны, вступившей в свои права. Это день середины весны, момент равновесия - день равен по длительности ночи, и после Остары день будет удлиняться. Название "Остара" связывают с именем европейской языческой богини рассвета и плодородия Эостры. Судя по всему, европейское название христианской Пасха, Easter, также происходит от ее имени.

День весеннего равноденствия и традиции его празднования плотно связаны с весной, с пробуждением земли от зимнего сна, с "отворением земли" и началом сельскохозяйственных работ. Интересно, что животным Остары является заяц, и поныне это животное является одним из символов Пасхи.

Цвета Остары: белый, красный, зеленый.
Ритуалы на Остару: призывание удачи, .

Белтейн - праздник начала лета

С 30 апреля на 1 мая. В нашем блоге есть отдельная . Это праздник начала лета. История его происхождения теряется во мгле времен, но известно, что в древности он становился началом пастбищного сезона, лето полностью вступает в свои права, и Темная половина года наконец заканчивается. Виккане в это время славят Зеленого человека, бога леса - полную сил ипостась бога, оставившего странствия и присоединяющегося к богине. Это волшебное время, когда граница между мирами тонка и зыбка.

Если позволяет погода, праздновать Бельтайн лучше всего в лесу - в царстве Бога.
Основные символы Бельтайна - костер и майский шест.

Цвета Бельтайна: зеленый, красный, золотой, белый.
Ритуалы на Бельтайн: привлечение любви, все ритуалы плодородия, сексуальная магия.

Праздник Лита - день летнего солнцестояния

21-22 июня. Лита - праздник солнечный и теплый. Кельтское колесо года определяло Литу, как день середины лета. В том или ином виде, летнее солнцестояние нашло отражение в культурах всех народов, населяющих землю. Шаманы и колдуны всех народностей осознавали важность этого дня.

В викканской традиции Лита - день бракосочетания бога и богини. Также, как и на Бельтейн, зажигаются костры, и в целом огню, как проявлению солярной энергии, придается большое значение.

Цвета Литы: зеленый, оранжевый, красный, золотой, голубой, белый, желтый.
Ритуалы на Литу: магическое очищение, ритуалы любовной магии, исцеление, денежная магия.

Лугнасад - праздник урожая и осени

1-2 августа. Лугнасад , или Ламмас - первый праздник урожая, время начала его сбора. Колесо времен года кельтов определяло этот день, как момент конца лета и начало осени. Название "Лугнасад" берет начало у имени бога Луга, покровителя земледелия и ремесел, прекрасный бог творцов всех мастей - от поэта до кузнеца.

Это время радостных пиршеств, время благодарности земле за ее дары. В этот день хорошо печь хлеб и делать расклады на остаток года. Вместе с тем, это и поминальный праздник - то, что нужно, люди берут от земли, остальное же возвращается в ее чрево.

Цвета Лугнасада: все оттенки осени - оранжевый, рыжий, золотой, красный, коричневый, темно-зеленый, темно-синий.
Ритуалы на Лугнасад: создание и посвящение колдовских инструментов , очищение и избавление от отжившего.

Мабон - день осеннего равноденствия

21-22 сентября. В середине осени, ровно через полгода после Остары, отмечается Мабон . Это момент, когда день равен ночи, точка равновесия. Уже на следующий день светлое время суток станет короче, и мир сделает шаг навстречу Темному Времени. Природа готовится к зиме, и люди вместе с ней. Богиня нисходит в Нижний Мир, и бог остается бродить по земле в одиночестве, чтобы присоединиться в богине, когда наступит Самайн.

Мабон также является праздником второго урожая, подведения итогов, пожинания плодов прошедших дней.

Цвета Мабона: цвета поздней осени - темно-красный, золотой, коричневый, оранжевый, голубой и синий, темно-зеленый.
Ритуалы на Мабон: ритуалы поминовения, освобождения от изжившего и вредного, подведение итогов, и планов на будущее.

Самайн - праздник кельтского нового года

С 31 октября на 1 ноября. Самайн - один из самых главных праздников Колеса Года, и, пожалуй, самый знаменитый. Он известен людям всего мира, как Хеллоуин, и многие ведьмы с радостью отмечают его, не забывая и об истинно колдовской стороне этого праздника. У кельтов он знаменовал окончание сбора урожая и окончание сельскохозяйственных работ.

Самайн тесно связан с почитанием умерших предков и темой угасания, смерти. Дни Самайна еще называют Временем Безвременья. Именно в эти дни граница между мирами истончается максимально, и духи приходят в мир живых.

Цвета Самайна: красный, рыжий, коричневыый, черный, оранжевый, темно-красный и все оттенки пламени.
Ритуалы на Самайн: , избавления от негатива, гадание .

Йоль - день зимнего солнцестояния

21-22 декабря. Самая длинная ночь в году. В это время Солнце астрономически наиболее удалено от зенита. Несмотря на то, что это самая длинная и темная ночь, праздник этот радостный и полный надежд. После Йоля день начинает прибавляться, становиться длинней, темнота отступает, чтобы дать дорогу свету. Богиня дает жизнь богу и новому времени.
Этот праздник хорошо отмечать в кругу семьи, при свете свечей или камина, с любимыми людьми.

Цвета Йоля: красный, золотой и зеленый.
Ритуалы на Йоль: , благополучия, .


Ламмас — праздник первого дня колдовской осени. К Ламмасу урожай рябины уже красен, звёзды ярче в прозрачной ночи, в сумерки намного прохладнее. Перед Ламмасом ведьмы спускаются из небесных шабашей в поля, плясать в колосьях с фейри.

Даты праздника

Праздновать Ламмас можно в ближайший к датам 31 июля, 1 и 2 августа сильный день (например, новолуние, полнолуние, затмение), можно — ровно в эти даты. Во многих ковенах празднуют с заката солнца 1 августа и до заката солнца 2 августа. «Старым Ламмасом» называют 5 августа, день, когда Солнце входит в 15 градус Льва. Ламмас празднуется после полудня, когда солнце успело забраться повыше и…начинает спускаться к горизонту.

Ламмас, Лугнасад: о названии

У праздника начала колдовской осени два названия — Ламмас — hlaf-maesse на староанглийском, loaf-mass — торжество, месса первого хлеба и Лугнасад — Lughnasadh. Во втором варианте «г» и «д» не произносятся, так что многие русскоязычные ведьмы предпочитают транскрипцию транслитерации и называют праздник Лунаса (‘lu:nəsə хотя, случается, ударение британцы ставят и на втором слоге: Лу-НА-са). Склонять как существительное женского рода, впрочем, название не стоит. Есть два названия шабашей женского рода: Лита и Остара. Причём многие предпочитают Литу назвать Мидсаммером или Мидсоммером, тогда вообще «она» только одна — Остара. Причина в том, что Остара — имя богини. Остальные шабаши — шабаш, праздник, «он» — мужского рода. Именно чтобы избежать путаницы с употреблением многие предпочитают именно название «Ламмас», хотя, строго говоря, Ламмас — более сельский, близкий к годовому циклу праздник первого урожая, Лугнасад же — мистический аспект этого же праздника.

Ощутить Ламмас

Чтобы ощущение Ламмаса поймать, можно выйти в поле в три часа пополудни и слушать поля голос и звон. Песнь Ламмаса — гул, волна между землёй и небом. На Мабон песня уйдёт звенеть в алые леса, на Самайн — под самую землю. Волну же Ламмаса можно почувствовать буквально руками, раскрыв их как крылья над колосьями в поле.

Ламмас можно почувствовать и ближе к сумеркам, внутри дымки в низинах. Туман становится холоднее, в тумане бродят уже другие фейри: молодые и шаловливые уходят в холмы, зато больше тех, кто проснулся. Не со всеми из них ещё можно пообщаться: Ламмас — только начало осени, и осенние фейри часто возникают из тумана будто бы случайно, молчат и снова растворяются в нём — до Мабона.

На Ламмас становятся холодными дожди: даже в самую жару промокший путник может продрогнуть, и будто бы тёплый ветер не сушит и не согревает, в пробирает до костей. Пока это ещё лишь на уровне мимолётных ощущений, но августовские простуды могут быть очень коварны.

Чтобы Ламмас понять, нужно знать, что это очень земной, божественный и высокий, но земной и близкий ко всем рутинным сторонам бытия праздник. Дикая Охота пронеслась над миром в ночь Бельтайна и в ночь Ламмаса-Лугнасада она снова радует звоном нечеловеческими мастерами выкованных подков на пути в Нижний Мир. Если хотите, то самое время, несравненный день открытых дверей в божественных кузнях случается как раз на Лугнасад.

Лугнасад — бег Луга или игры Луга — погребальные игры в честь приёмной матери бога Тэйлте (Тайлте, Тайилти, Tailte, иногда транскрибируют как «Тайлтиу», но стоит помнить, что «у» здесь, скорее, огласовка, а не полноценный гласный звук). Луг — сияющий прекрасный бог кельтов, которому подвластны все умения и искусства (сравните с более известным у нас другим солярным божеством — Аполлоном). Первые в году ярмарки мастеров (которым Луг покровительствует) и первая волна осенних свадеб обычно устраиваются именно в конце июля — начале августа. Раньше на Лугнасад заключались браки на год и день (иногда такие союзы старались приурочить к Бельтайну).

Луг не только покровитель кузнецов и колдунов — он властитель поэзии и покровитель бардов. Потому и культурные фестивали, выступления и конкурсы — тоже хорошо устраивать в эти даты.
Вступительные экзамены в московские вузы до введения единого экзамена, кстати, тоже обычно начинались с 1 августа (кроме alma mater, там суета во славу Луга и сейчас стартует пораньше на месяц).

Колдовство на Ламмас

Лугнасад – профессиональный праздник всех поэтов, кузнецов, колдунов, словом, всех, кто созидает магией, сердцем и умелыми руками, потому на Лугнасад отлично освящать свои орудия труда – будь то ножи, перья, музыкальные инструменты – да пусть бы и клавиатуры. Если вы собрались начать новую Книгу Теней, то Лугнасад – доброе время, чтобы её найти, приобрести и освятить на алтаре. Помните лишь, что не зря это праздник-тризна, и не зря Ламмас – шабаш Великой Жертвы, так что если вы хотите, чтобы ваши бубны стали быстрыми конями, а из-под пальцев текли вечные строки, то соответственными же должны быть и ваши собственные пожертвования: недаром любой нож, любой инструмент принято освящать кровью того, кому он станет принадлежать.

Лугнасад — не зря шабаш поминальных торжеств — это время расстаться с тем, что мешало нам твёрдо стоять на земле. Время мечтаний и самообмана закончилось: пора встряхнуться, выкинуть из головы чушь и иллюзии. Всё равно уже стала очевидной — именно на этот шабаш — их бесплодность. Парадокс: но то, с чем вполне было по силам летать и парить в небесах Литы, слишком обременительно для трудов Ламмаса. И коль скоро это один из четырёх Праздников Великих Костров (Бельтайн-Ламмас-Самайн-Имболк) — самое время избавиться от того, что мешает движению вперёд. Ламмас — уникальный в своём роде шабаш, потому что он может считаться как шабашем завершения и подведения первых итогов своих трудов, временем, когда окупается вложенное, и становятся ясны достижения, так и шабашем начало новых дел. Особенность же в том, что всё, что завершается — это как раз мысли, надежды и чаяния — ибо их результат приходит в реальный мир, проявляется наконец в осязаемых и ощутимых «плодах и снопах». А всё, что можно и стоит на Ламмас начинать — это как раз действия, не планы.

Алтари Ламмаса

Алтарные цвета Ламмаса — уже осенние. Фактически, на любой из праздников Колеса можно использовать большую часть цветов, потому что алтарное убранство должно перекликаться с естественными процессами и навернху, и внизу, а огромное количество цветов не уходят из мира в течение года. Так, синие и голубые цвета всегда могут быть с нами — как небо. Но их оттенки будут отличаться. Небо Ламмаса значительно темнее неба Литы, и покрывала алтарей, цветы, свечи на Ламмас уже не светлого, нежно-предрассветного синего цвета, не ярко-васильковые, а гораздо более насыщенного, тёмного и густого цвета неба августовских ночей. Зелёный тоже становится глубже, темнее, глуше. Зато появляется много жёлтого — особенно золотого, медового, появляется ярко-оранжевый.

Хлеб Ламмаса

Ламмас — праздник первого хлеба, первой буханки, первый ломоть от неё праздничный, во многих ковенах его посвящают богу плодородия и изобилия.

Ритуальная жатва, молотьба, выпекание первого хлеба — это символическая смерть колоса. Таммуз, Адонис, Осирис — солнечные божества, и Ламмас — шабаш, посвящённый их жертве. Колосья, косы солнечного бога будут сжаты: он умирает, принесённый в жертву во имя жизни людей. Первый хлеб Ламмаса — это и причастие телом солнечного бога, дарующего силы всему живому.

В Ирландии до Ламмаса было не принято начинать убирать урожай: рано собрано, рано съедено, и, значит, хлеба может не хватить на весну. К тому же жатва до Ламмаса означала бы, что хозяин уже не сумел верно рассчитать расход зерна, и его кладовые пусты, что роняло его в глазах окружающих и говорило о том, что боги не благоволят ему.

Потому хороший хозяин жать не спешил. Вечером дня перед Ламмасом хозяин срезал первый сноп, молотил его и из зерна нового урожая хозяйка ночью пекла тот самый первый ритуальный хлеб.

Если вы не собираетесь его целиком посвятить богам и оставить на алтаре, то его нужно будет разделить. Важно сделать его не слишком маленьким — потому что часть непременно нужно будет принести в жертву как залог нынешнего, текущего года урожая, часть — оставить Малому Народцу — в полях и в домах, часть — разделить между всеми членами ковена или семьи, а часть — убрать в пергамент и особую, обычно деревянную, коробку либо до следующего Имболка, либо до следующего же Ламмаса (в зависимости от того, как принято у вас в ковене).

Принято считать, что Ламмас — лучшее время для первых попыток поставить тесто и испечь хлеб самостоятельно, так что просите покровительства всеумелого Луга и дерзайте — тогда ваш первый хлеб будет лучшим из подношений богам.

Саму буханку хлеба украшают изображением колоса или Колеса Года с ободом из колоса. Известная хлебная «коса-хала» — тоже стилизация изображения колоса. При желании хлебу придают форму фигуры божества — и тогда при замешивании теста нарекают одним из имён бога — Лугом, Осирисом, Адонисом. В некоторых традициях, напротив, имени не возглашают, лепят фигурку «Хлеба», «Хлебного Человечка», «Души Хлеба». Иногда фигурок может быть две: Хозяину Хлеба пекут «Невестушку» или «Матушку», причём фигурки могут сначала лепиться отдельно, а потом при выпекании спекаться-сходиться в один ритуальный хлеб.

Есть ещё чудесная форма ритуального хлеба: рогалики. Опять же: можно испечь один на алтарь, а можно – целую корзину для всех близких. Можно также напечь медовых пряников, а из современных и универсальных угощений подойдёт кукуруза — в початках или в виде попкорна.

Однако чаще Богиню в Ламмас изображает кукла, сплетённая из колосьев. Это олицетворение Богини, Матери Урожая. Идеальный союз символических Бога и Богини – это ритуально оформленная корзина с символикой Богини (цветами, лентами, косами) наполненная первыми буханками хлеба Ламмаса, пирогами, рогаликами, булками.

Празднование Ламмаса

На Ламмас особенно хорошо устраивать костры с барбекю и шашлыками для компаний любимых друзей.

Сам формат подобных праздников очень подходит по настрою: сначала все вместе собираются, трудятся-готовятся, кто-то маринует мясо, кто-то печёт, кто-то собирает фрукты на десерт, кто-то украшает алтари, кто-то следит за чистотой — и потом все вместе отдыхают у костра, вознося богам хвалу.

Для приношений и возлияний на Ламмас лучше предпочесть эли, сидры и ягодное пиво.

Ламмас — шабаш семейный, как и «зеркальный» ему Имболк, его часто проводят среди женщин семьи или ковена в домашних заботах. В частности, труды Ламмаса — это, например, заготовки на зиму, засолка овощей, консервирование и, конечно, варенье, компоты, соки и домашнее вино: ведь из остатков поздних, самых ароматных ягод их делать лучше всего.

Но что бы вы ни делали, какое бы занятие ни выбрали на Ламмас для себя и своего шабаша – оно станет священным, потому что в эти первые дни страды боги благоволят ко всем, кто трудится – и трудится в радость.
Радости вам, друзья, светлого Ламмаса!

© soit, июль-август 2015

О местах силы знают многие. Их особая энергия и красота привлекает и вдохновляет, способствует личностному развитию.

Однако не все слышали про то, что есть особые, очень сильные дни календаря, которые связаны с точками смены сезонов.

Эти особые мощные даты связаны с так называемым Колесом года. Так в древности стали называть движение Солнца по небосводу, которое влекло за собой смену времен года.

До того, как был изобретён календарь, человечеству нужно было найти точку отсчета, чтобы вовремя готовиться к посеву, сбору урожая и к периоду, когда можно было рассчитывать только на запасы.

Такой важной точкой для древних стало наблюдение за звездным небом: ритмы Солнца, дарящего свет и тепло, а также Луны, влияющей на природу и эмоции людей.

По итогам этих наблюдений появлялись календари, которые были необходимы людям для выживания.

Календарь и традиции разных народов

Цикличность времени, которую наблюдали наши предки, стала основой для создания календарей.

Примерно 5 тыс. лет до н.э. в Набта-Плая (территория современного Египта) полукочевыми племенами скотоводов был создан, возможно, первый годичный «календарный круг», начало года на котором отмечалось появлением звезды Сириус.

В 21-16 вв. до н.э. китайцы создали так называемый календарь Ся (сельскохозяйственный календарь), в котором были точно определены даты проведения основных сельскохозяйственных работ, связанных с сезонными изменениями.

В Древней Руси счёт времени вёлся по четырём сезонам года. Использовался и лунно-солнечный календарь.

У древних кельтов, не было привычных нам времен года. Они делили год на две части: светлую и темную, как сутки делятся на ночь и день.

Темная и светлая часть года, приход каждого сезона, а также праздники солнцестояния и равноденствия - всё это стало основой так называемого Колеса года.

Именно эти значимые периоды, в основе которых лежат наблюдаемые с Земли изменения пути Солнца по небесной сфере в течение года, стали не просто праздниками, но и днями силы.

Таким образом, завершение одного и начало другого цикла времени стало не только основой календаря, но и возможностью подвести итоги, наметить планы и начать действовать тогда, когда это наиболее поддержано энергиями пространства и времени.

Восемь самых сильных дней календаря

Эти мощные восемь дней календаря связаны с древними точками перехода сезонов, которые сейчас известны как восемь праздников Колеса года.

Все эти восемь праздников очень и очень древние, они дошли до наших дней, естественно, не в полном виде. Что-то потерялось, что-то было изменено.

Вот эти важные даты:

Название праздника - Йоль (Yule)

Особенности, традиции:

Солнце входит в знак Козерога. Этот праздник продолжался 12 дней.

Его основными символами считаются йольское дерево (дерево желаний, аналог новогодней ёлки), полено (его украшали и сжигали на удачу) и венок.

Сейчас рождественские венки вешают на двери, а вот йольский венок нужно было делать также из ели или сосны, но хранить внутри дома.

В дни этого праздника все приветствовали новое солнце, которое восстало из мрака, подводили итоги года, убирали и украшали свой дом, и собирались за праздничным столом.

Название праздника - Имболк (Imbolc)

Особенности, традиции

Это праздник надежды на обновление, праздник выздоровления земли, которая скоро должна освободиться от снега. Чтобы поддержать солнце, люди зажигали свечи.

Имболк - это также праздник очищения, поэтому важно было помыть и почистить жилье, себя и всех домашних животных - их поливали водой. Традиционно в этот день проводили ритуалы, направленные на благополучие.

Интересно, что 2 февраля в США и Канаде отмечается День Сурка. Считается, что в этот день нужно наблюдать за сурком, вылезающим из своей норы, и по его поведению можно судить о близости наступления весны.

Название праздника - Остара (Ostara)

Особенности, традиции

Солнце входит в знак Овна. Этот день праздновали весело, шумно и ярко, не дома, а на природе. Разводили костры, запускали огненные колеса с гор, проводили различные обряды, преимущественно, связанные с какими-либо начинаниями.

Это был день милосердия, в него было принято сжигать обиды и просить прощение.

Название праздника - Белтайн (Bealtaine)

Особенности, традиции

Этот праздник знаменовал приход лета. Он славился весельем, песнями и плясками. На праздник зажигали костры. Ритуалы Белтайна были направлены на продление хорошей погоды, чтобы было больше урожая.

Название праздника - Лита (Litha)

Особенности, традиции

Солнце входит в знак Рака, достигает пика активности. Празднование было активным и ярким. Разжигали костры, через которые прыгали, чтобы получить силу Солнца (огня).

Молодые люди устраивали состязания, демонстрируя силу и ловкость.

Название праздника - Ламмас/Лугнасад (Lughnasadh)

Особенности, традиции

Это праздник первого урожая, время начала жатвы. В это время торжественно срезали первый сноп пшеницы и пекли первый каравай нового сезона.

Праздник всегда сопровождался песнями, танцами, играми и ритуалами.

Название праздника - Мабон (Mabon)

Особенности, традиции

Солнце входит в знак Весы. Это время второго урожая, подведения итогов, заготовок на зиму.

Обычно в Мабон шли на природу, в лес, собирали семена и опавшие листья. Некоторые из них использовали для украшения дома, другие сохраняли на будущее.

8) 31 октября - 1 ноября. Середина между осенним равноденствием и зимним солнцестоянием.

Название праздника - Самайн (Samhain)

Особенности, традиции

Этот праздник означал окончательное завершение сельскохозяйственных работ.

Один из самых важных кельтских праздников порога, обозначающий окончание светлой половины года, лета, и начало тёмной половины года, зимы.

Даты и периоды в таблице обозначены условно, так как эти знания пришли к нам из далеких времен, и есть различные подходы, как считать и определять их верно.

Однако общий принцип определения периодов этих ключевых дней года связан с точками солнцестояний и равноденствий, поэтому мы можем придерживаться указанных в таблице интервалов.

как лучше использовать самые сильные дни календаря

Каждая из восьми самых сильных дат календаря связана с определенной темой. Поэтому использование этих дат для планирования, загадывания желаний, проведения ритуалов будет зависеть от этих ключевых тем.

Например, в дни зимнего солнцестояния лучше всего планировать и загадывать желания на новый год, а в дни осеннего равноденствия - подводить итоги.

Очень важно: не пропускать эти ключевые точки, не превращать их в будни и рутину. Ведь тем самым Вы теряете возможность подпитаться особой энергией этих дней, отпустить прошлое и улучшить свою жизнь!

Идея празднования и проведения ритуалов в одну из ключевых дат года, в соответствии с циклическими праздниками, - это идея «помочь повернуть Колесо года».

Колесо Желаний - 12 месяцев за 12 дней

Есть специальная практика, связанная с днями Колеса года, которая позволяет получить поддержку Вселенной для исполнения наших желаний.

Конечно, это не означает того, что без нашей помощи природа не справится. Однако это один из простых и мощных способов почувствовать единство с этим миром, получить его поддержку.

Итак, подытожим, что такое колесо года и самые сильные дни календаря

  • Движение Солнца по небосводу, которое влекло за собой смену времен года, за которым наблюдали люди в древности, стало аналогией Колеса года.
  • Цикличность времени, которая была отмечена в наблюдениях за зведным небом, стало основой для появления календарей.
  • Восемь самых сильных дней календаря связаны с древними точками перехода сезонов, которые сейчас известны как восемь праздников Колеса года.
  • В зависимости от конкретной темы, в которой Вам нужна поддержка Вселенной, Вы можете выбрать подходящую именно Вам одну из восьми дат Колеса года.
  • Несмотря на то, что порой говорят о том, что праздники - это немодно, пропускать их не стоит. Это не только возможность «помочь повернуть Колесо года», но и получить поддержку пространства и времени для своих начинаний.

Подобрать оптимальное решение для Вашей ситуации можно на консультации, прочитать подробнее о которой Вы .

Есть вопросы? Пожалуйста, пишите их в комментариях к этой статье. Также буду благодарна за Ваш отклик.

С уважением и пожеланиями удачи,