План развития от 2 3 лет. Как составить недельный план занятий с ребенком

Главная задача занятий с ребёнком в возрасте от 2-х до 3-х лет - развитие у него гармоничного восприятия себя в окружающем мире. Представляем Вам перечень занятий, которые необходимо делать вместе с малышом для развития его личности в этот период

ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ И ШУМНЫЕ ИГРЫ

1. ходьба (кривые дороги, по бревну или доске, по горке, по кочкам)

2. бег (догонялки, с препятствиями)

3. игры с мячиком или мячами (бросаем, катаем, носим, ловим)

4. прыжки (через препятствия, резинки, классики)

5. лазанье (шведская стенка, диван, обруч, тоннель)

6. для ног массаж и на спине (всякие массажные коврики, крупа, хождение на цыпочках и т.п.)

7. хороводы и танцы

8. висеть на кольцах, перекладинах, ходить на руках

9. плаванье или игры в воде

10. прятки и жмурки

11. зарядка в т.ч. со стишками

12. велосипед

МОТОРИКА

1. Трогать, перебирать, застегивать (пуговицы, застежки, петельки, кнопки, тумблеры)

2. Ведерки и коробки с дырками и вкладышами (мелкими предметами или фигурами)

3. Что-то рвать

4. Фасолины, макаронины, крупа (сыпать, сортировать, солить, перебирать, делать поделки, просеивать)

5. Всякие липкие картинки

6. Готовим из теста, салаты, чай и т.п.

7. Шнуровки разные

8. Песок (куличики, секретики)

9. Выкладывание из карандашей, камушков, фасолин

10. Конструкторы, кубики, блоки

11. Пальчиковые игры

ТВОРЧЕСТВО

1. Краски акварель, гуашь, пальчиковые (рисовать)

2. Пластилин, тесто (поделки, кусочки отщипывать)

3. Аппликации всевозможные (из вырезанных картинок, фигур, рваных кусочков)

4. Фломастеры, карандаши, ручки (рисовать)

5. Ножницы детские (учиться резать)

6. Природный материал – поделки (шишки, орехи, камешки)

7. Обводить формочки

8. Поделки вместе (тряпичные куклы, домики для кукол, гаражи для машинок, папье-маше и пр.)

РОЛЕВЫЕ ИГРЫ

1. Покормить, одеть, искупать, положить спать, полечить кукол в т.ч. бумажные куклы.

2. Магазин, парикмахерская

3. Машинки и другие виды транспорта

ПЯМЯТЬ, ЛОГИКА, ЦВЕТ, ФОРМА, ОБЪЕМ

1. С карточками и игрушками (что лишнее, что дорисовано, чем отличается, что убрали, что изменилось, найти пару, найти похожую, покормить животных, распределить домики, обобщения и т.п.)

2. Последовательности (из бусин, кубиков, карточек)

3. Домино

4. Пазлы, разрезные картинки, подбор формы

5. Игры Никитина

6. Систематизации и сопоставления игрушек, карточек или фигур (по форме, объему, цвету, оттенку, проекции, банки и крышки). На что похожи предметы в доме.

СЛУХ, ЗАПАХ, ВКУС, ТАКТИЛЬНЫЕ ОЩУЩЕНИЯ

1. Звучащие инструменты и бытовые предметы (играть, угадывать что звучит, последовательности по уровню шума)

2. Разная музыка (классика, народная, песенки). Рисовать под музыку, делать упражнения.

3. Угадывать запахи и вкусы

4. Ткани, шершавая бумага, предметы разные на ощупь. Угадывать предмет на ощупь

5. Выполнение команд

ЧТЕНИЕ, СЧЕТ, РАЗВИТИЕ РЕЧИ

1. Изучение цифр, букв и слогов разными способами. Чтение вывесок, самодельных книг, кубики Зайцева, презентации по Доману и прочие.

2. Счет предметов, сопоставление цифры и количества.

3. Вставлять слово или фразу в стишок

4. Рассказы с наводящими вопросами, специальные ошибками,

5. Придумать имя предмету, дню

6. Загадки, описания предметов (гладкий, холодный…)

7. Книги самые разные, мультики, обучающие фильмы, аудиосказки.

МИР ВОКРУГ НАС

1. Семья (кто есть кто, фотографии, рассказы)

2. Животные, детеныши, где живут, что едят, что дают, какие звуки издают, как выглядят (картинки, презентации, сказки, постановки)

3. Календарь, время, погода и явления, времена года, дни недели, праздники

4. Выращивать растения, кормить птиц

5. Свет и тени

6. Кукольные или т.п. постановки сказок, театр.

7. Мыть посуду, пол, подметать и т.п.

8. Предметы и их назначение. (Одежда, предметы в доме, на улице).

9. Что съедобное, а что нет.

10. Противоположности (мокрый-сухой, холодный-горячий)

11. Превращения (лед в воде, сахар в воде). Растворение и смешивание красок.

12. Планеты, космос, другие люди, другие страны, ландшафты (горы, рек) (рассказы, презентации, картинки)

13. Общение, этикет, телефон, вежливость

14. Измерения (рост, длина, вес, объем)

Такой план занятий может подойти для игр с детьми от года до пяти лет. Сложность и разнообразие игр будут расти вместе с ребёнком: от простого к более сложному.

Общий план занятий:


Физическое развитие:
Танцы, прыжки (через препятствия, резинки, классики), плаванье или игры в воде, зарядка и упражнения с «предметом». В качестве «предметов» можно использовать обруч, фитбол, массажную дорожку, мячи, спорткомплекс, спортивные игры и игры на развитие крупной моторики.

Музыкальное развитие:
Танцы, игры с инструментами (ложки, бубен, маракасы, бубенцы, дудочка, барабан, губная гармошка, гитара и т.д.), музыкальные игры, пение, изучение нот, прослушивание песенок и музыки.

Творчество:
Рисование, лепка, аппликация, конструирование, поделки.

Развитие мелкой моторики:
«Бытовые» игры (пуговицы, кнопки, липучки, шнурки, крючки и т.п.), канцелярские «кармашки» с замком «зип-лок», разные виды замкОв, игры с прищепками, откручивание-закручивание крышечек и т.п.; рамки-вкладыши и сортеры; игры с мелкими предметами; игры с крупами; мозаика и пазлы; игры в книжке; пальчиковый театр.

Предметы:
Логика и математика, подготовка руки к письму, чтение, английский язык, окружающий мир, этика, география.

Сенсорика:
Цвет, форма, величина, расположение в пространстве, запах, вкусовые ощущения, тактильные ощущения.

Развитие речи:
Пальчиковая гимнастика, пальчиковый массаж, артикуляционная гимнастика, стихи для развития речи, тема недели, чтение, сказка-кукольный театр, речевые игры, чистоговорки, скороговорки, короткий пересказ.

Интеллектуальное развитие:
Логика, память, внимание, воображение, ориентирование, абстрактное мышление, сообразительность.

Игры с водой:
Тонет - не тонет, наливаем-выливаем-измеряем, рисуем, холодное-теплое-горячее.

Подробный план на неделю:

Понедельник:

1. Физ.развитие: зарядка, упражнения с обручем.
2. Муз.развитие: слушаем музыку.
3. Творчество: рисование.
4. Мелкая моторика: «бытовые игры».
5. Предмет: чтение.
6. Сенсорика: цвет.
7. Развитие речи: пальчиковый массаж и пальчиковая гимнастика, тема недели, чтение, артикуляционная гимнастика.
8. Интеллектуальное развитие: логика.
9. Игры с водой.

Вторник:

1. Физ.развитие: зарядка, упражнения на фитболе.
2. Муз.развитие: инструменты.
3. Творчество: лепка.
4. Мелкая моторика: рамки-вкладыши и сортеры.
5. Предмет: подготовка руки к письму.
6. Сенсорика: форма.
7. Развитие речи: пальчиковый массаж и пальчиковая гимнастика, тема недели, чтение, стихи для развития речи.
8. Интеллектуальное развитие: память.
9. Игры с водой.

Среда:

1. Физ.развитие: зарядка, упражнения на массажной дорожке.
2. Муз.развитие: музыкальные игры.
3. Творчество: аппликация.
4. Мелкая моторика: игры с мелкими предметами.
5. Предмет: математика.
6. Сенсорика: величина.
7. Развитие речи: пальчиковый массаж и пальчиковая гимнастика, тема недели, чтение, сказка-кукольный театр.
8. Интеллектуальное развитие: внимание.
9. Игры с водой.

Четверг:

1. Физ.развитие: зарядка, упражнения с мячом.
2. Муз.развитие: поём песенки.
3. Творчество со счётными палочками.
4. Мелкая моторика: игры с крупами.
5. Предмет: английский язык.
6. Сенсорика: Расположение в пространстве.
7. Развитие речи: пальчиковый массаж и пальчиковая гимнастика, тема недели, чтение, речевые игры.
8. Интеллектуальное развитие: воображение.
9. Игры с водой.

Пятница:

1. Физ.развитие: зарядка, упражнения на спорткомплексе.
2. Муз.развитие: танцы.
3. Творчество с крупами.
4. Мелкая моторика: мозаика и паззлы.
5. Предмет: окружающий мир.
6. Сенсорика: запах.
7. Развитие речи: пальчиковый массаж и пальчиковая гимнастика, тема недели, чтение, скороговорки.
8. Интеллектуальное развитие: ориентирование.
9. Игры с водой.

Суббота:

1. Физ.развитие: зарядка, спортивные игры.
2. Муз.развитие: слушаем песенки.
3. Творчество: конструирование.
4. Мелкая моторика: игры в книжке.
5. Предмет: этика.
6. Сенсорика: вкусовые ощущения.
7. Развитие речи: пальчиковый массаж и пальчиковая гимнастика, тема недели, чтение, чистоговорки.
8. Интеллектуальное развитие: абстрактное мышление.
9. Игры с водой.

Воскресенье:

1. Физ.развитие: зарядка, игры на развитие крупной моторики.
2. Муз.развитие: ноты.
3. Творчество: поделки из природных материалов.
4. Мелкая моторика: пальчиковый театр.
5. Предмет: география.
6. Сенсорика: тактильные ощущения.
7. Развитие речи: пальчиковый массаж и пальчиковая гимнастика, тема недели, чтение, короткий пересказ.
8. Интеллектуальное развитие: сообразительность.
9. Игры с водой.

Программа занятий с детьми 2 –3 лет:

Школа раннего развития «Веснушки».

В школу раннего развития входят молодые мамы (возможно и бабушки) с детьми 2 – 3 лет. Это своеобразная школа подготовки детей у к детскому саду.

Почему школа? Потому что и те, и другие приходят сюда за знаниями и учатся ВМЕСТЕ. Вместе играют с пальчиками, танцуют, рисуют, лепят, экспериментируют, общаются, учатся взаимодействовать, делают первые открытия, выполняют оздоровительные комплексы упражнений, открывают для себя новые развивающие игры и возможности…

Благодаря занятиям у ребят интенсивно развивается речь, внимание, память, мышление, мелкая и общая моторика, фантазия и воображение, а мамы постигают секреты гармоничного взаимодействия с малышом.

Посещая занятия, мама и малыш привыкают к детскому саду, в результате чего адаптационный период проходит у них значительно легче. Недаром многие называют подобные группы адаптационными.

Комплексная программа по воспитанию и развитию детей раннего возраста представляет внутренний нормативный документ детского сада № 9 «Дюймовочка». Основная идея рабочей программы – гуманизация , приоритет воспитания общечеловеческих ценностей: добра, красоты, истины, самоценности дошкольного детства.

Программа разработана в соответствии с:

Законом РФ «Об образовании» ;

Национальной доктриной образования в РФ;

Концепцией модернизации российского образования;

Концепцией дошкольного воспитания;

Федеральные государственные общеобразовательные стандарты к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования ;

- «Программа по музыкально-ритмическому воспитанию детей 2 – 3 лет» Т. Сауко, А. Буренина. СПб, 2001.

Роньжина А. С. Занятия психолога с детьми 2-4 лет в период адаптации к дошкольному учреждению. М., 2003.

Программа отвечает требованиям Государственного стандарта и возрастным особенностям детей. Программа разработана с учетом дидактических принципов - их развивающего обучения, психологических особенностей детей.

Цель программы: способствовать всестороннему развитию ребенка ; знакомство ребенка и его родителей с детским садом, его духом, традициями; помощь в адаптации и социализации ребенка.

Задачи программы:

· Преодоление стрессовых состояний у детей раннего возраста при адаптации к детскому саду.

· Снятие эмоционального и мышечного напряжения.

· Развитие навыков взаимодействия детей друг с другом.

· Развитие внимания, восприятия, речи, воображения.

· Развитие чувства ритма, мелкой и общей моторики, координации движений.

· Установление взаимодействия между семьей и детским садом.

Предмет развития - социально-эмоциональная, познавательная и художественно-эстетическая сфера детей 2 – 3 лет,

Средства развития: своеобразные игры с речевым сопровождением: хороводы, марши, песенки, потешки, стишки, «ладушки» и «догонялки»; игры с песком, крупой водой, красками; двигательно–активные паузы, подвижные игры и танцы; сенсорные дорожки; музыкальные инструменты.

Связь с другими образовательными областями:

«Физическая культура»

развитие физических качеств для музыкально-ритмической деятельности, использование музыкальных произведений в качестве музыкального сопровождения различных видов детской деятельности и двигательной активности

«Здоровье»

сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей, формирование представлений о здоровом образе жизни, релаксация.

«Коммуникация»

развитие свободного общения со взрослыми и детьми; развитие всех компонентов устной речи в театрализованной деятельности; практическое овладение воспитанниками нормами речи.

«Познание»

расширение кругозора детей; сенсорное развитие, формирование целостной картины мира в сфере музыкального искусства, творчества

«Социализация»

формирование представлений о музыкальной культуре и музыкальном искусстве; развитие игровой деятельности; формирование гендерной, семейной принадлежности

«Художественное творчество»

развитие детского творчества, приобщение к различным видам искусства. Формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности; развитие детского творчества.

«Безопасность»

формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности.

Структура игрового занятия.

Предлагаемая система занятий рассчитана на работу с родителями и детьми 2-3 лет.

Занятия (7 – 10 человек) проводятся один раз в неделю, их продолжительность составляет 40 - 50 минут.

Занятия строятся в доступной и интересной для детей форме. Во время занятий дети сидят в кругу - на стульчиках или на ковре. Форма круга создает ощущение целостности, облегчает взаимопонимание и взаимодействие детей.

Результатами освоения программы являются целевые ориентиры дошкольного образования, которые представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка.

К целевым ориентирам дошкольного образования относятся следующие социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка:

Целевые ориентиры образования в раннем возрасте:

· ребенок интересуется окружающими предметами и активно действует с ними; эмоционально вовлечен в действия с игрушками и другими предметами, стремится проявлять настойчивость в достижении результата своих действий;

· использует специфические, культурно фиксированные предметные действия, знает назначение бытовых предметов (ложки, расчески, карандаша и пр.) и умеет пользоваться ими. Владеет простейшими навыками самообслуживания; стремится проявлять самостоятельность в бытовом и игровом поведении;

· владеет активной речью, включенной в общение; может обращаться с вопросами и просьбами, понимает речь взрослых; знает названия окружающих предметов и игрушек;

· стремится к общению со взрослыми и активно подражает им в движениях и действиях; появляются игры, в которых ребенок воспроизводит действия взрослого;

· проявляет интерес к сверстникам; наблюдает за их действиями и подражает им;

проявляет интерес к стихам, песням и сказкам, рассматриванию картинки,

    стремится двигаться под музыку; эмоционально откликается на различные произведения культуры и искусства; у ребенка развита крупная моторика, он стремится осваивать различные виды движения, умение передавать выразительные музыкальные образы; воспринимать и передавать в пении, движении основные средства выразительности музыкальных произведений.

Ожидаемые результаты:

· Более высокий уровень развития чувства ритма, общей и мелкой моторики, координации движений.

· Снижение импульсивности, излишней двигательной активности, тревоги, агрессии.

· Получение ребенком навыков взаимодействия с другими детьми и взрослым, умения играть; развитие произвольности поведения.

· Снижение эмоционального и мышечного напряжения.

· Улучшение понимания между членами семьи и ребенком налаживание психолого-эмоционального контакта.

· Адаптация и социализация ребенка.

Тематический план занятий.

Темы занятий

Программное содержание

1.Божья коровка.

Создание положительного настроя в группе, развитие умения действовать соответственно правилам игры. Развитие координации движений, общей и мелкой моторики, развитие восприятия, внимания, речи и воображение.

2. Листопад.

Создание атмосферы эмоциональной безопасности, снятие эмоционального и мышечного напряжения. Снижение импульсивности, повышенной двигательной активности. Развитие умения двигаться в одном ритме с другими детьми, подстраиваться под их темп.

Развитие мелкой и общей моторики, профилактика плоскостопия; развитие эмоциональной отзывчивости; развитие сенсорных способностей; развитие речи и лексического запаса.

4. Овощи и фрукты.

Развитие двигательной сферы; развитие эмоциональности, памяти, зрительного внимания, развитие речи.

5. Прогулка в осенний лес.

Сплочение группы, развитие эмпатии; развитие слухового внимания, произвольности; обучение различению цветов и соотнесение предметов по цвету.

Повышение эмоционального тонуса, развитие чувства ритма, координации движений, развитие зрительного и тактильного восприятия, речи и воображения.

7. Веселый петрушка

Развитие умения согласовывать свои действия с действиями других детей, закрепление знаний о полоролевой идентификации., закрепление пространственных представлений.

Создание положительного эмоционального настроя, развитие умения подражать движениям взрослого;

Снижение излишней двигательной активности, развитие тактильного восприятия, внимания, речи и воображения.

9. Любимые игрушки

Побуждать малышей к свободному исполнению плясок, передавая правильно ритм.

Учить ориентироваться в игровой ситуации.

Развитие мелкой и общей моторики; расширение лексического запаса по теме зима, развитие неречевого и речевого слуха, развитие сенсорных возможностей.

11. Зимние забавы.

Развивать умение передавать в движении бодрый и спокойный характер музыки, закреплять имеющиеся у детей навыки.

12. Снежинки.

Учить: ритмично хлопать, топать, мягко пружинить. Вызвать интерес к музыкальной игре, эмоциональный отклик на музыкально-игровую деятельность.

13. Новый год.

Создание эмоционального настроя; отработка быстроты реакции; развитие координации, развитие тактильного восприятия, внимания, речи и воображения.

14. Морозики.

Учить передавать в движении бодрый и спокойный характер музыки; выполнять движения с предметами; развитие познавательной сферы.

15. Зимний лес.

Учить детей ритмично ходить и бегать под музыку, начинать движение с началом музыки и завершать с её окончанием; развитие координации, развитие тактильного восприятия, внимания, речи и воображения.

16. Веселый оркестр

Учить бодро ходить под марш, легко бегать в одном направлении, легко прыгать на двух ногах; освоение навыков простых танцевальных движений; снятие эмоционального и мышечного напряжения.

17. Мыльные пузыри

Снятие эмоционального напряжения и агрессии, снижение излишней двигательной активности, развитие чувства ритма и моторики, развитие внимания речи и воображения.

18. Музыканты

Сплочение группы, отработка согласовывать свои движения с движениями других детей, с ритмом музыки и текста, развитие внимания, речи и воображения.

19. Мячики.

Развитие коммуникативных навыков, развитие моторики и координации; снятие эмоционального и мышечного напряжения.

20. Зайчики.

Учить малышей двигаться по кругу, создание эмоционального настроя; отработка быстроты реакции; развитие координации, развитие тактильного восприятия, внимания, речи и воображения.

21. Мамин день.

Оптимизация детско-родительских отношений, воспитание доброго отношения к маме, развитие двигательных навыков.

23. Весенний лес

Познавательная деятельность, учить менять движения в пляске со сменой музыки; различать контрастную музыку; свободно двигаться по залу. Развивать умения передавать в движениях образы персонажей (зайцы, медведь), различать громкое и тихое звучание.

24. Радуга.

25. Веселая капель.

Развитие координации и моторики; формирование заботливого отношения к маме; развитие чувства ритма и речевого слуха.

26. Весенние ручьи.

Развитие координации и моторики; учить менять движения в пляске со сменой музыки; различать контрастную музыку; свободно двигаться по залу; развитие внимания, речи и воображения.

Развитие координации и моторики, расширение лексического запаса по теме, развитие восприятия и внимания.

28. Деревья.

Развитие координации и моторики, расширение лексического запаса по теме, развитие восприятия и внимания; дифференциация по цвету, развитие умения расслабляться.

29. Непослушные мышата.

Преодоление упрямства, негативизма в период кризиса 3 лет, формирование положительной самооценки, развитие моторики, чувства юмора, речи и воображения.

30. Котята.

Формирование положительной самооценки, развивать стремление сопереживать, помогать; развитие умения выражать эмоции.

31. Солнышко.

Развитие двигательной сферы; развитие эмоциональности, памяти, зрительного внимания, развитие речи, развитие мелкой и крупной моторики.

Развитие координации и моторики, расширение лексического запаса по теме, развитие восприятия и внимания, обучение составлять целое из элементов.

Итоговое занятие: Путешествие в сказку

Сказка «Колобок». Повторение и закрепление пройденного, создание положительного эмоционального фона, развивать навыки общения ребенка со сверстниками.

Список литературы.

1. Белкина Л. В. Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ. Воронеж, 2004.

2. Бондаренко Т. М. Комплексные занятия в первой младшей группе детского сада. Воронеж, 2003.

3. Воронина С. В., Кухаренко Р. Ю. «Кенгуру» Тренинг раннего развития в паре мама – ребенок. Спб., 2008.

4. Галанова Т. В. Развивающие игры с малышами до трех лет. Ярославль, 1996.

5. Клюева Н. В. Касаткина Ю. В. Учим детей общению. Ярославль, 1996.

6. Кряжева Н. Л. Развитие эмоционального мира детей. Ярославль, 1996.

7. Монина Г. Б., Лютова Е. К. Проблемы маленького ребенка. СПб., 2005.

8. Роньжина А. С. Занятия психолога с детьми 2-4 лет в период адаптации к дошкольному учреждению. М., 2003.

9. Шарохина В. Л. Коррекционно - развивающие занятия в младшей группе. М., 2001.

Давайте разберем, что умеет 3-летний малыш, почему в этом возрасте возникает кризис развития и как с ним справиться, а также с помощью каких занятий развивать трехлетнего ребенка.

В 3 года происходит новый виток в развитии ребенка, сопровождающийся кризисом

Особенности возраста

  • Моторное развитие ребенка совершенствуется. Малыш в возрасте 3 лет хорошо управляет собственным телом. Он шагает равномерно, без лишних движений, может менять темп ходьбы и способен научиться ездить на велосипеде.
  • Работоспособность нервной системы трехлетнего ребенка становится больше. Ребенок более длительное время бодрствует и готов усваивать новую информацию. Он уже более терпеливый и может заниматься каким-либо одним делом дольше, чем в 2 года (до 20-25 минут).
  • Тонкая моторика также улучшается, позволяя крохе освоить застегивание пуговиц, рисование карандашами, применение столовых приборов и другие бытовые навыки.
  • Словарный запас 3-летнего малыша уже включает более 1000 слов. Ребенок применяет в разговоре почти все части речи, хоть иногда и неправильно. Улучшается произношение звуков, хотя дети в 3 года могут еще не выговаривать многие звуки. Трехлетки постоянно проговаривают свои действия, создавая впечатление, что они вообще не молчат. Также характерной особенностью речи детей этого возраста является наличие многочисленных вопросов.
  • Основной деятельностью ребенка трех лет остается игра. Сейчас малыш больше всего любит ролевые игры. В разыгрываемых ребенком сценках имеется сюжет, поскольку у крохи развивается абстрактное мышление и воображение.


Играйте вместе с ребенком и придумывайте интересные сюжеты

Многие малыши в этом возрасте при первой же возможности хотят поиграть в чужие игрушки, при этом не обращая внимания на свои. Нормально ли это и как реагировать на эту ситуацию, смотрите в видео Ларисы Свиридовой (мамы Лары).

Рассчитайте календарь прививок

Укажите дату рождения ребенка

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 Января Февраля Марта Апреля Мая Июня Июля Августа Сентября Октября Ноября Декабря 2019 2018 2017 2016 2015 2014 2013 2012 2011 2010 2009 2008 2007 2006 2005 2004 2003 2002 2001 2000

Сформировать календарь

Что должен уметь ребенок?

Большинство детей в трехлетнем возрасте уже умеют:

  • Быстро бегать, прыгать, перешагивать препятствия.
  • Произносить до 1500 слов и составлять из них сложные предложения.
  • Длительно слушать сказки.
  • Задавать много вопросов.
  • Выполнять задание, не отвлекаясь, минимум 5 минут.
  • Рассказывать знакомую сказку по картинке.
  • Разучивать стихи и песни.
  • Произносить свое имя и фамилию, знать свой возраст (показывает на пальцах) и пол.
  • Показывать части тела и знать их назначение.
  • Называть себя «я».
  • Здороваться, прощаться и говорить «спасибо».
  • Выполнять одновременно 2 действия, например, хлопать и топать.
  • Играть с другими детьми, обмениваясь игрушками.
  • Кататься на 3-колесном велосипеде, на санках, а также на качелях.
  • Считать до трех.
  • Ориентироваться в 7 цветах (включая белый и черный) и в геометрических фигурах.
  • Собирать игрушки из 4-6 деталей.
  • Понимать разницу в размерах предметов, их форме и весе.
  • Рисовать по своему замыслу.
  • Фантазировать в ролевых играх и соблюдать правила в подвижных.
  • Самостоятельно одеваться, а также раздеваться и складывать собственную одежду.
  • Застегивать пуговицы и завязывать шнурки.
  • Использовать носовой платок.
  • Аккуратно есть (не только ложкой, но и вилкой) и пользоваться салфеткой.


Выбирайте наиболее "слабые" места в развитии ребенка и работайте над ними

Что такое «кризис трехлетки»?

Поведение большинства детей в 3-летнем возрасте поразительно изменяется, вызывая у родителей непонимание и панику. Мама начинает переживать, что упустила что-то в воспитании, но на самом деле это абсолютно нормальные перемены для деток этого возраста.

Развитие ребенка проходит через несколько кризисов, среди которых трехлетний является наиболее бурным и сложным для родителей. Он постепенно нарастает, начиная с 2-летнего возраста. На своем пике такой кризис проявляется бурными истериками и конфликтным поведением ребенка, но вскоре проходит, став настоящей школой жизни для карапуза.

Основными признаками «кризиса 3 лет» являются:

  1. Негативизм ребенка. Малыш на все предложения со стороны взрослых отвечает «нет».
  2. Упрямство. Ребенок настаивает на собственном мнении и предложении.
  3. Отказ от действий, которые раньше делал без каких-либо проблем, например, ребенок не хочет есть, умываться или чистить зубки.
  4. Желание все делать самостоятельно, даже если не умеет. Ребенок не спешит обратиться за помощью.
  5. Конфликтное поведение. Ребенок бунтует и протестует практически против всего, что говорят родители.
  6. Обесценивание. Прежде спокойный тихий малыш может начать демонстративно бросать и ломать игрушки, портить вещи, ругаться.
  7. Ревность. Она особенно ярко проявляется при наличии в семье других детей, но также может быть направлена и на отца.

Появление таких изменений в поведении малыша трех лет связано с осознанием крохи, что он уже довольно взрослый для влияния на обстоятельства и других людей, а также способен принимать решения. Ребенок считает себя большим и хочет, чтобы его уважали. Он бунтует против командования родителей, поэтому становится упрямым, кричит, истерит. Однако противоречивое поведение переносится ребенком не менее тяжело, чем его родителями. Малыш не может понять, что с ним происходит, а также не может управлять собственными эмоциями.


Проявление криза в 3 года нужно принять как данность. При правильном поведении родителей кризис со временем бесследно пройдет

Самым сильным проявлением кризиса трехлетки являются истерики. В более раннем возрасте они могли изредка возникать из-за переутомления, и основным действием родителей было успокоить малыша. В 3-летнем возрасте истерики становятся способом манипуляции. Именно поэтому они появляются в местах, где имеются зрители, например, на улице или в магазине.

Как реагировать на истерики ребенка и стоит ли выполнять его требования, смотрите в передаче Е. Комаровского.

Чтобы пережить такой кризисный период без особых трудностей, родителям можно посоветовать следующее:

  • Поменяйте стратегию общения с малышом. Признайте, что ребенок вырос и может проявлять самостоятельность. Перестаньте делать за малыша то, с чем он может справиться своими силами.
  • Всегда предлагайте выбор либо его иллюзию. Например, если предстоит прогулка, спросите кроху, как вы будете спускаться – на лифте или по ступенькам, а если скоро обед, спросите, из какой тарелки ребенок будет есть – из красной или из зеленой.
  • Не заставляйте ребенка что-либо делать, а предлагайте вам помочь. К примеру, вы собираетесь перейти улицу. Не говорите ребенку, что это опасно и обязательно нужно держать взрослого за руку, а предложите перевести вас через дорогу, так как вы боитесь машин.
  • Давайте ребенку для любого действия больше времени, чтобы не спешить.
  • Если ребенок ставит ультиматум, отвечайте «нет» и постарайтесь сохранить спокойствие. Не обращайте внимания на крики, падения на пол, взгляды прохожих. Если пойти на поводу, такое поведение еще не раз повторится.
  • Упавшего на проезжей части или в лужу ребенка поднимите, отнесите в безопасное место и оставьте покричать там.
  • Не критикуйте и не ругайте ребенка после истерики. Лучше научите кроху выражать свои эмоции словами.

Если у вас растут дети с маленькой разницей в возрасте, посмотрите следующее видео Ларисы Свиридовой (мамы Лары). Узнаете, как реагировать на агрессию старшего ребенка по отношению к младшему.

Рост и вес

Если сравнить с показателями в 2,5 года, ребенок к своему трехлетию прибавляет примерно 1000-1200 г и вырастает на 4-5 см. Показатели физического развития девочек обычно бывают несколько ниже, чем мальчиков. Для ориентации, нормален ли темп физического развития вашего трехлетнего ребенка, мы собрали в таблице средние значения основных параметров, а также граничные показатели нормы для каждого пола:

Большинство родителей не довольны весом своего ребенка. Стоит ли беспокоиться из-за отклонения от нормы, смотрите в телепередаче Е. Комаровского.

Виды развития ребенка

Физическое

Такой вид развития направлен на повышение выносливости ребенка, развитие ловкости и координации движений. Занятия, затрагивающие физическое развитие, должны быть у трехлетнего ребенка ежедневными и могут включать такие действия:

  • Зарядка под музыку, стихи или видео-урок.
  • Перешагивания через препятствия (разложите на полу бруски).
  • Ходьба по наклонной доске.
  • Перепрыгивание через нарисованную на полу линию.
  • Ходьба по разложенной на полу веревке.
  • Прыжки на двух ногах с места вперед.
  • Спрыгивание с небольших возвышенностей.
  • Игры с мячом – бросать друг другу, бросать вверх, а затем ловить, ударять ногой, попадать в коробку, бегать наперегонки с катящимся мячом, прокатить между ножками стула.
  • Подвижные игры с несложными правилами.
  • Преодоление полосы препятствий.
  • Танцы.
  • Фитнес с мамой.
  • Плавание.
  • Упражнения на спортивной стенке (канат, кольца, лесенка, перекладина).
  • Езда на велосипеде.

Шведская стенка поможет ребенку проводить время дома более активно

Познавательное

Данный вид развития помогает изучить крохе окружающий мир и разные свойства предметов. Занятия с познавательной целью будут развивать у карапуза внимание, логику, память . В игровой форме кроха изучает первые математические понятия, узнает больше о мире, в котором живет. Занятия в трехлетнем возрасте могут быть такими:

  • Ищем цвета по названию и по образцу.
  • Последовательно собираем матрешки и формочки разного размера.
  • Подбираем плоские геометрические фигуры по образцу.
  • Подбираем объемные геометрические фигуры к отверстиям и изучаем их названия.
  • Собираем пирамидку из 8-10 колечек разного цвета и размера, руководствуясь рисунком или образцом.
  • Изучаем отличия между понятиями маленький-средний-большой.
  • Складываем картинку из 2 частей.
  • Играем с мозаикой и лото.
  • Запоминаем место, в котором находилась игрушка, которую убрал взрослый.
  • Ищем целую картинку по ее детали.
  • Изучаем понятие правый-левый.
  • Обобщаем предметы по какому-либо свойству, например, плавающие, летающие.
  • Изучаем с ребенком явления природы, растительный и животный мир, трудовые действия.
  • Находим лишний предмет в группе.
  • Выбираем из группы предметов противоположные.
  • Изучаем цифры.
  • Ищем тень картинки.
  • Подбираем заплатки.
  • Добавляем недостающие предметы.


Занятия должны быть интересными для ребенка

Родители могут начинать в игровой форме знакомить ребенка с математическими понятиями. Проведите следующее занятие по методике «Цветоник», которое показывает М. Л. Лазарев (эксперт по музыкальному развитию) в следующем видео.

В трехлетнем возрасте крохе будет интересно познакомиться и с днями недели. Занятия проводите в игровой форме и с хорошим настроением.

Сенсорное

Такое развитие задействует органы чувств ребенка – осязание, вкус, обоняние, зрение, слух. Во время занятий сенсорикой кроха улучшает тактильную чувствительность, учится распознавать предметы по запаху и вкусу. Такие занятия в трехлетнем возрасте могут включать:

  • Определение фактуры предметов.
  • Определение геометрических фигур на ощупь.
  • Угадывание животных по звукам, которые они произносят.
  • Игры с сенсорными мешочками и коробками.
  • Угадывание предметов по запаху.
  • Угадывание продуктов питания по вкусу.


Занятия по развитию должны быть разносторонними

Музыкальное

Данный вид развития трехлетнего малыша не просто воздействует на слух ребенка, но и прививаем ему чувство ритма и музыкальный вкус.

Развивать малыша можно с помощью таких занятий:

  • Пение.
  • Игра на музыкальном инструменте.
  • Прослушивание музыки с разным ритмом.
  • Угадывание звуков бытовых предметов.
  • Угадывание песен.
  • Танцы.
  • Музыка фоном.

Эксперт по музыкальному развитию Лазарев М. Л. показывает, как можно провести театральное представление «Праздник музыки» по методике «Цветоник». Ребенок познакомится с музыкальными инструментами и музыкальными интервалами.

Речевое

Для ребенка 3 лет очень важно постоянно расширять словарный запас, поэтому следует больше общаться с карапузом. Также на речевое развитие влияют занятия по артикуляции. С малышом этого возраста речевым развитием можно заниматься так:

  • Разучивать песенки и стихи.
  • Обсуждать сюжетные картинки.
  • Рассказывать по картинкам сказку.
  • Обсуждать прочитанное.
  • Слушать сказку, которую читает взрослый, а также в аудио-записи.
  • Загадывать малышу загадку, в которой отгадкой является последнее слово четверостишия.
  • Разговаривать с малышом о том, как прошел день.
  • Обсуждать разные ситуации на тему «а что, если?».
  • Выполнять артикуляционную гимнастику.
  • Изучать гласные.


Пойте, учите стихи и разговаривайте больше с ребенком для его речевого развития

Мелкая моторика

Развивать моторику крайне важно для стимуляции речевого развития карапуза, поскольку зоны мозга, ответственные за речь и движение рук, находятся очень близко. Если во время занятий кроха будет больше задействовать пальчики, вы будете одновременно стимулировать речевую зону. Подходящими занятиями на мелкую моторику для 3-летнего малыша являются такие:

  • Пальчиковая гимнастика.
  • Игры с песком и крупами.
  • Застегивание кнопок, петелек, разных застежек, пуговиц.
  • Нанизывание на шнур разноцветных бусин, в том числе с чередованием цвета и формы бусинок.
  • Игры с матрешками, шнуровками, мозаикой, вкладышами, прищепками.
  • Выкладывание узоров из макарон, ракушек или камешков.
  • Игры с водой.

Творческое

К занятиям, которые будут стимулировать творчество ребенка, относят разные виды рисования и аппликаций, игры с конструкторами, лепку и подобные. С малышом трехлетнего возраста можно заниматься так:

  • Дорисовывать детали к рисункам, например, листья к ветке или стебли к цветам.
  • Рисовать линии, прямоугольники, овалы и кружочки.
  • Закрашивать рисунок.
  • Рисовать по своему замыслу и рассказывать, что рисует.
  • Раскатывать пластилин или тесто в ладонях и лепить несложные фигуры (колбаски, шарики, бублики).
  • Делать несложные аппликации, используя бумагу, природные материалы, кусочки тканей.
  • Строить из кубиков мосты, заборы, дома, используя речевую инструкцию, свою фантазию, образец или рисунок.
  • Вырезать детскими ножницами.
  • Украшать торты или бутерброды вместе с мамой.
  • Инсценировать сказку.
  • Играть с кукольным театром.


Готовьте и украшайте блюда вместе с ребенком

Для творческого развития малыша проведите занятие по методике «Маленький Леонардо», которое показывает Теплякова О. Н. – эксперт по интеллектуальному развитию.

Социальное

Трехлетний ребенок тянется к сверстникам и много общается с другими детьми. Многие малыши этого возраста уже посещают детский сад, поэтому их социальное развитие идет своим темпом во время общения с детками в группе. Если же трехлетка пока не ходит в сад, родителям важно дополнительно уделять внимание социальному развитию чада. Кроме того, к этому виду развития относят и приобретение навыков, которые детям понадобятся в быту.

Занятия, направленные на социальное развитие крохи, будут такими:

  • Игры с другими детками с использованием предметов-заместителей.
  • Изучение слов вежливости.
  • Складывание одежды перед сном.
  • Обучение завязыванию шнурков и застегиванию пуговиц.
  • Изучение правил поведения за столом.
  • Посильная помощь по дому.

Многие родители сталкиваются с трудностями расставания с ребенком, сопровождающиеся слезами и истериками крохи. Нормально ли это и стоит ли дальше водить малыша в детский сад, смотрите в видео Ларисы Свиридовой.

Примерная программа упражнений на неделю

Составив недельный план занятий для развития трехлетнего ребенка, вы сможете равномерно распределить занятия по дням недели, при этом ничего не упускать, но и не перегрузить карапуза. Для каждого ребенка такой план занятий будет своим. Его составление должно быть основано на интересах малыша и мамы, а также наличии определенных навыков у карапуза. В план вписывается посещение спортивных и развивающих занятий, массаж и другие обязательные действия.

При составлении плана впервые лучше ориентироваться на минимальный перечень занятий. Через одну-две недели вы сможете проанализировать, как ребенок справляется, нужно ли добавить какие-либо занятия, что больше нравится малышу, а что удается сложнее.


Занятия должны проводиться только при наличии хорошего настроения и быть в удовольствие как родителям, так и ребенку

Мы предлагаем такой примерный недельный распорядок развивающих занятий для 3-летнего ребенка:

Понедельник

Вторник

Среда

Четверг

Пятница

Суббота

Воскресенье

Физическое развитие

Плавание

Зарядка по видео-уроку

Игры с мячом

Зарядка под музыку

Игра с фитболом

Подвижные игры

Познавательное развитие

Изучение цифр

Изучаем птиц

Ищем целое по детали

Изучение явлений природы

Изучение цветов

Сенсорное развитие

Игры с сенсорным мешочком

Изучаем вкусы

Изучаем запахи

Угадывание предметов на ощупь

Мелкая моторика

Пальчиковая гимнастика

Игра с прищепками

Игра с песком

Игра с бусинами

Игра с водой

Игра с крупой

Музыкальное развитие

Изучение музыкальных инструментов

Музыка фоном

Речевое развитие

Чтение сказки

Артикуляционная гимнастика

Рассказываем сказку по картинке

Разучиваем стих

Аудио-сказка

Обсуждаем сюжет картинки

Творческое развитие

Рисование

Кукольный театр

Рисование

Игры с конструктором

Раскрашивание

Аппликация

Социальное развитие

Изучаем этикет

Игры со сверстниками

Изучаем слова вежливости

Уход и режим

В развитии 3-летних детей следует уделять внимание поддержанию здоровья малышей, поэтому важность режима дня и ухода за карапузом не поддается сомнению:

  1. Малыш должен достаточно отдыхать. Примерная длительность сна в 3-летнем возрасте составляет 12-13 часов в сутки. Многие детки могут отказываться от сна в дневное время, но педиатры отмечают, что дошкольники нуждаются в отдыхе днем, поэтому родителям стоит стараться укладывать ребенка днем поспать на 1-2 часа.
  2. Утро трехлетки должно начинаться с гигиенических процедур. Ребенок должен самостоятельно умываться, чистить зубки и причесываться. Родителям следует постоянно напоминать малышу о мытье рук перед едой и после возвращения с прогулки, а также после туалета.
  3. Многие родители продолжают закалять детей, проводят процедуры в период после дневного сна. К таким процедурам относят солнечные ванны, прогулки на свежем воздухе, обтирания смоченным полотенцем, обливание ног или всего тела, контрастный душ, купание в водоемах.
  4. С трехлетним ребенком советуют гулять 1-2 раза в день, одевая карапуза по погоде.
  5. В питании ребенка этого возраста предусмотрено 4 приема пищи, между которыми проходит 3-4 часа. Питательность дневного рациона трехлетних детей составляет 1500-1800 ккал.

И еще раз о самом важном: что происходит с ребенком в 3 года и почему важно правильно себя вести в этот непростой период, смотрите в видео детского психолога Юлии Миловановой на Открытом телеканале.

  • В трехлетнем возрасте важно обеспечить наличие у ребенка игрушек, которые будут поддерживать двигательную активность малыша (мяч, велосипед, кегли и подобные). Также для игр трехлетнего карапуза нужны конструкторы и пирамидки, лото и кубики, книги и плакаты, наборы для творчества и игрушки для ролевых игр (куклы, животные, посуда, продукты и другие).