Педагогический опыт воспитателя экологическое воспитание через игру. Обобщение опыта работы по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 10 «Солнышко»

Муниципальный этап всероссийского конкурса

«Воспитатель года» - 2015

Выполнила: воспитатель 1 кв. категории Березина М. В.

д. Гагаринское 2015г

Оглавление

1.Социальная значимость методической разработки_________________стр. 2

2.Актуальность задач экологического воспитания___________________стр. 3

3. Представление опыта работы по экологическому воспитанию в МДОУ детский сад №10 «Солнышко»____________________________________стр.5

4. Библиографический список ___________________________________стр 10

5 ПРИЛОЖЕНИЕ _____________________________________________стр.11

Перспективный план работы по экологическому воспитанию в старшей разновозрастной группе МДОУ детский сад №10 «Солнышко»_______стр 13

Наши награды_________________________________________________стр 20

Консультация для родителей___________________________________ стр.22

Конспект экологического занятия «Почему исчезают животные»______стр.26

Конспект экологического развлечения «Чистота спасет мир»_________стр 29

Все хорошее в людях - из детства!

Как истоки добра пробудить?

Прикоснуться к природе всем сердцем:

Удивиться, узнать, полюбить!

Мы хотим чтоб земля расцветала,

И росли, как цветы, малыши,

Чтоб для них экология стала

Не наукой, а частью души!

Социальная значимость методической разработки

Дошкольное детство – начальный этап формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. В данный период закладывается позитивное отношение к природе, к рукотворному миру, к себе и окружающим людям. Экологическое воспитание и образование детей – чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени: только экологическое мировоззрение, экологическая культура ныне живущих людей могут вывести планету и человечество из того катастрофического состояния, в котором они пребывают сейчас.

Экологическое воспитание значимо и с позиций личностного развития ребенка – правильно организованное, систематически осуществляемое в дошкольном образовательном учреждении под руководством людей, обладающих экологической культурой, оно оказывает интенсивное влияние на его ум, чувства, волю.

Мир природы таит в себе большие возможности для всестороннего развития детей. Продуманная организация обучения, прогулок, специальных наблюдений развивает мышление детей, способность видеть и чувствовать красочное многообразие явлений природы, замечать большие и маленькие изменения окружающего мира. Размышляя о природе под влиянием взрослого, дошкольник обогащает свои знания, чувства, у него формируется правильное отношение к живому, желание созидать, а не разрушать.

Каких бы образовательных концепций воспитатель ни придерживался, по каким бы программам дошкольного воспитания ни работал, он не может не ставить перед собой цель: научить бережно относиться к природе своего края, своей Родины

Актуальность задач экологического воспитания

В настоящее время задача экологического воспитания дошкольников особенно актуальна. Дети получают большое количество информации, которую переосмыслить и использовать сложно. Влияние родной природы каждый из нас в большей или меньшей степени испытывал на себе и знает, что она является источником первых конкретных знаний и тех радостных переживаний, которые часто запоминаются на всю жизнью Приобретенное в детстве умение видеть и слышать природу такой, какая она есть в действительности, вызывает у детей глубокий интерес к ней, расширяет их знания, способствует формированию характеров и интересов. Ознакомление дошкольников с природой – это средство образования в их сознании реалистических знаний об окружающем мире, основанных на чувственном опыте. Экологическое воспитание дошкольников будет важно и в будущем, так как это связано с социальными проблемами общества.

Ведущей педагогической идеей данной работы является приучение детей старшего дошкольного возраста проявлять инициативу и любознательность с целью получения новых знаний о мире природы и экологии. Формировать экологическую культуру личности через развитие компонентов:

    Экологических знаний и умений

    Экологического мышления

    Ценностных ориентаций

    Экологически оправданного поведения

Особое внимание в работе с дошкольниками уделяется нравственному воспитанию. Оно проявляется не только в умении детей бережно относиться к живой и неживой природе, но и в гуманном отношении к окружающим людям.

Цель работы: поиск новых подходов к решению проблемы личностного развития ребенка в системе работы по ознакомлению его с окружающим миром.

Принципы работы:

    Энциклопедичность формируемых у ребенка знаний и представлений обо всем, что его окружает

    Природосообразность: человек является частью природы и подчиняется ее законам

    Воспитательная ценность знаний

Проблемы и задачи

Программы начального школьного образования предъявляют высокие требования к подготовке детей дошкольного возраста к школьному обучению, поэтому необходимо довести знания ребенка подготовительной группы до соответствующего уровня. Для решения данной проблемы педагог ставит перед собой ряд задач

    Изучение педагогической литературы и ознакомление с передовыми образовательными технологиями по данной проблеме

    Отбор необходимого содержания из дошкольных методик

    Разработка новых форм планирования различных видов детской деятельности

    Поиск и апробация новых методов и приемов работы с детьми

    Формирование знаний детей о жизненно необходимых проявлениях человека, животных и растений (питание, рост, развитие)

    Формирование представлений о причинно- следственных связях внутри природного комплекса

    Развитие эмоционально- доброжелательных отношений в процессе общения с природными объектами

    Формирование привычки рационально использовать природные ресурсы

    Развитие умения правильно взаимодействовать с природой

    Воспитание гуманного отношения к людям

    Развитие интереса к окружающему миру

    Формирование эстетического отношения к окружающей действительности

Достижение цели и задач системы экологического воспитания старших дошкольников предусматривает соблюдение принципов:

    Систематичности

    Сезонности

    Возрастной адресованности

    Интеграции

    Преемственности

    Взаимосвязи с семьей

Представление опыта работы по экологическому воспитанию в МДОУ детский сад №10 «Солнышко»

Наш детский сад №10 «Солнышко» работает по "Программе воспитания и обучения в детском саду" М.А. Васильевой. Программа предусматривает формирование у дошкольников экологических представлений, ценностных основ отношения к окружающему миру. Опираясь на основные содержательные линии раздела "Ребенок и окружающий мир", педагогический коллектив разработал дополнительную программу "Росток", которая используется в работе с детьми старшего дошкольного возраста. Данная программа предполагает решение следующих основных задач:

Развитие элементарного понимания ребенком - дошкольником ценности и неповторимости своего личностного "Я" и любого живого организма;
- формирование основ естественнонаучного мышления, культуры познания человека, природы и осознание своего единства с ней;
- развитие у дошкольников представлений о взаимосвязях человека, растительного и животного мира с внешней средой;
- безусловное принятие ребенком права на жизнь иного, чем он, существа;
- воспитание позиции исследователя окружающего мира;
- развитие у детей потребности к познанию и совершенствованию себя и мира природы;
- воспитание экологической ответственности ребенка: понимание своих действий и своей роли в конкретных экологических и жизненных ситуациях.

Программа построена с учетом принципа применения разнообразных форм воспитания и обучения ребенка: элементарная исследовательская деятельность, циклические наблюдения в природе, вариативные прогулки, развивающие игры, эвристические беседы и др. Содержание данной программы основывается на принципе интеграции, обеспечивающей взаимодействие и взаимопереплетение основ гуманитар-
ных, естественных, психолого-педагогических наук и гармоничное сочетание всех видов деятельности: общения, игры, труда, изодеятельности и др.
В нашем детском саду созданы условия для ознакомления дошкольников с природой: в групповых комнатах - уголки природы, на территории детского сада - цветник, растения леса, поля и сада. Уже с конца зимы мы начинаем с детьми устраивать мини-огороды: высаживаем в ящики с землей лук, овес, горох; готовим цветочную рассаду: бархатцев, астр, циннии. Весной мы оформляем клумбы. Учим детей не только восхищаться и беречь красоту, созданную природой и другими людьми, но и создавать красоту для себя и для других. В течение всего лета дети ухаживают за цветами, видят результат своего труда. Воспитатели рассказывают о влиянии цветов на людей, о пользе лечебных трав.
Большое внимание мы уделяем организации
элементарной поисковой деятельности, помогающей ввести детей в мир познания природы, пробудить их интеллектуальные способности. Даем детям возможность "общаться", "действовать" с объектами природы. Такими возможностями обладает эксперимент . Он позволяет дать детям наиболее полную информацию об изучаемых объектах или явлениях, повысить наглядность и доступность материала, сделать процесс познания наиболее эффективным и, конечно, удовлетворить естественную любознательность дошкольников.
В условиях детского сада мы используем только
элементарный опыт . Его элементарность заключается, во-первых, в характере решаемых задач: они неизвестны только детям. Во-вторых, в процессе этих опытов не происходит научных открытий, а формируются элементарные понятия и умозаключения. В-третьих, в такой работе используется бытовое и игровое оборудование. Такое как, например, прозрачные и непрозрачные сосуды разной конфигурации и объема, мерные ложки (от детского питания), гибкие пластиковые или резиновые трубочки, взбивалки, деревянные лопатки и шпатели для размешивания и др.
Опыты имеют большое значение для осознания детьми причинно-следственных связей. Проводятся опыты чаще всего в старшей разновозрастной группе. В младшей разновозрастной группе воспитатель используют лишь отдельные поисковые действия. В каждом опыте раскрывается причина наблюдаемого явления, дети подводятся к суждениям, умозаключениям. Таким образом, опыты способствуют формированию у детей познавательного интереса к природе, развивают наблюдательность, мыслительную деятельность.
Дошкольное детство - это период игры, поэтому мы широко используем различные
дидактические игры природоведческого содержания . В каждой группе имеются настольно-печатные игры, например, "Зоологическое лото", "Ботаническое домино". Словесные дидактические игры развивают в дошкольниках не только восприятие и речь, а также умение анализировать и описывать; они учат детей обобщать явления, классифицировать предметы: относить их к той или иной категории. Детям нравятся игры "Когда это бывает?", "Что в природе бывает круглым?", "Назови одним словом". Широко используются экологические игры-занятия, игры-путешествия, игры-конкурсы. Интерес и распространение приобретают экологические театрализованные игры. Эти игры развивают воображение, эмпатию, усиливают доминантность отношения к природе, усиливают компоненты личностного отношения к природе, формируют навыки взаимодействия с природой.
Из важных инструментов в воспитании многих поколений людей, живших в гармонии с природой, была, как это ни удивительно сказка, которая сопровождала человека от рождения до глубокой старости. Использование в экологическом образовании народных сказок является методом формирования основ экологического сознания у дошкольников. Следует отметить также одно из направлений творческого поиска -
экологическую сказку , интерес к которой у детей определяется новизной сюжета, наличием необычных персонажей, элементами загадочности и позволяет педагогу в занимательной форме раскрыть сложные явления природы, дает возможность научить детей научному видению, вызвать сочувствие ко всему живому, заложить начальные формы осознанно правильного отношения к природе.
Особую роль в экологическом образовании дошкольников мы отводим
моделирующей деятельности , с помощью которой появляется возможность углубить знания детей, помочь им понять сущность явлений, установить связи и отношения. Наша программа предусматривает формирование у детей понимания связи между развитием растения и условиями их существования, овладение элементарными понятиями, такими как "рыбы", "птицы", "лес", и т.д

Особое внимание в работе нашего МДОУ отводится теме экологического просвещения родителей . Сотрудничество её происходит через родительские собрания, индивидуальные беседы, консультации, стенды, пропагандируя педагогические знания. Участие родителей в выставках, совместной деятельности по благоустройству участка группы.

Таким образом, опыт работы по экологическому воспитанию дошкольников показал, что выбранное нашим коллективом направление верно. Программа выполняется успешно. Дети выражают устойчивый интерес к данным занятиям, понимают значимость взаимосвязей в природе, осознают место человека в ней. Но, несмотря на значительное улучшение состояния работы по экологическому образованию детей дошкольного возраста, проблемы еще имеются и над их решением педагогический коллектив МДОУ №10 «Солнышко» будет работать.

Люди, оглянитесь-ка вокруг!

Как природа истинно прекрасна!

Ей нужна забота Ваших рук,

Чтобы красота ее не гасла.

Б.Рябинин

Библиографический список

Азбука экологического воспитания // Дошкольное воспитание. – 1995. – № 5.

Веретенникова С. А. Ознакомление дошкольников с природой. – М. : Просвещение, 1993.

Николаева С. Н. Как приобщать ребенка к природе: метод. мат-лы для работы с родителями учреждений. – М., 1993.

Николаева С.Н. Юный эколог М.2005г.

Программа «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы 2012 г.

Рыжова Н.А. Наш дом- природа. М.206 г.

Соломенникова О.А. Экологическое воспитание в детском садую Программа и методические рекомендации. М.2008г.

Шиленок Т. Помощь педагогу в работе по экологическому воспитанию дошкольников // Дошкольное воспитание. –1992. – № 7–8.

ПРИЛОЖЕНИЕ

На основе проведенной работы можно сформулировать ряд рекомендаций воспитателям:

    Ознакомление с объектами и явлениями окружающей природы будет более результативным, если воспитатель будет отмечать все достижения и самостоятельность детей, хвалить за уверенность и инициативу.

    Необходимо постоянно использовать в педагогической практике инновационные технологии, в результате которых будет достигаться положительный эффект развития всех сторон познавательной деятельности ребенка- дошкольника.

    Работа по экологическому образованию дошкольников не должна проходить изолированно от той воспитательно-образовательной работы, которую осуществляет МДОУ

    Мероприятия по использованию инновационных технологий должны охватывать все виды деятельности дошкольников.

Перспективный план работы по экологическому воспитанию в старшей разновозрастной группе МДОУ детский сад №10 «Солнышко»

Дата

проведения

Тема

Цель

Возможная форма проведения в режиме дня

Сентябрь

Через добрые дела можно стать экологом

Дать детям представление о том, кто такой «Юный эколог»

Утренняя беседа, прогулка

Знакомство с книгой «Экология в картинках»

Знакомство с основными разделами книги

НОД

ЧХЛ во второй половине дня

Природа и человек

Дать представление о влиянии деятельности человека на природу

Беседа

Наблюдение на прогулке

Как вести себя в природе

Закрепить знания о правилах поведения в природе

Беседа на прогулке

Мы - друзья природы

Воспитание бережного и доброго отношения к природе

Напоминающие знаки

Повторение норм и правил поведения в природе

Изготовление знаков в совместной деятельности с воспитателем

Многообразие растений и их связь со средой обитания

Дать представление о стадиях развития и роста растений.

НОД

Октябрь

Растения в нашей жизни

Систематизировать знания детей о значении растений в жизни человека

Беседа

Лекарственные растения

Познакомить с лекарственными растениями, их пользе для человека

Беседа

Комнатные растения

Познакомить с разнообразием комнатных растений

Работа в уголке природы

Влаголюбивые и засухоустойчивые растения

Дать представления о различных типах растений и их строении

Экспериментальная деятельность

Растения на участке детского сада

Познакомить с разнообразием растительного мира на участке МДОУ

Познавательная экскурсия

Сезоны

Познакомить с комплексом характерных явлений живой и неживой природы в различные сезоны

НОД

Дид. игра

Красная книга

Познакомить с красной книгой и охраняемыми растениями

Беседа Презентация книги

Чтение рассказа «Удивительная прогулка»

Познакомить с познавательным произведением; побуждать отвечать на вопросы

ЧХЛ

Деревья вокруг нас

Уточнить знания о разнообразии деревьев; показать распространение различных деревьев в разных климатических зонах

НОД

Дид.игра

Ноябрь

Кора деревьев

Уточнить понятие «Кора», ее значение для дерева, формировать умение различать деревья по внешнему виду

Наблюдение на прогулке

В гости к деревьям

Познакомить с особенностями разных видов деревьев, воспитывать бережное отношение к природе

Экскурсия в осенний парк

Беседа о лесе

Уточнить и расширить представление о лесе, воспитывать интерес к жизни леса

Беседа

Важность растений

Формировать умение понимать происходящие в природе процессы. Дать представление о значимости растений

НОД

Животные и человек

Познакомить с основными группами животных. Раскрыть значение животных в жизни человека

Презентация к НОД

Домашние животные

Рассказать о значении домашних животных в жизни человека. Воспитывать желание ухаживать за ними

Путешествие на приусадебный двор

Дикие животные

Формировать представление о диких животных. Познакомить с интересными фактами из жизни диких животных

Работа в уголке природы МДОУ

Дид. игра

Насекомые

Формировать представление о насекомых, их видах и пользе для человека. Воспитывать бережное отношение к объектам живой природы

Беседа и презентация в режиме дня

Декабрь

Почему белые медведи не живут в лесу

Познакомить с белыми медведями и их образом жизни

ЧХЛ «Экология в картинках»

Лесные жители

Закрепить знание о внешнем виде диких животных

НОД по художественному творчеству

Рыбы

Дать представления о рыбах, их внешнем виде, защитной окраске, повадках, местах обитания

Беседа в уголке природы

Дид. игра

Почему исчезают животные

Перечислить основные принципы вымирания некоторых животных, объяснить почему нужно охранять животный и растительный мир

НОД

Обитатели уголка природы

Познакомить с обитателями уголка природы, закрепить знания о способах ухода за обитателями уголка природы

Изготовление аквариума

Знакомство детей с оснащением аквариума

Совместная деятельность педагога и детей в уголке природы

Зимующие птицы

Изготовление кормушек

Знакомство детей с техникой изготовления кормушек

Беседа о значении кормушки для зимующих птиц

Январь

«Птичий город на деревьях»

Познакомить с содержанием книги

ЧХЛ

Многообразие животных и их связь со средой обитания

Закрепить понимание того, что все животные и растения- живые существа. Развивать познавательный интерес

НОД

Мироздание

Познакомить с видимыми явлениями вселенной, дать представление о земле и других планетах солнечной системы

Познавательная беседа

Наблюдение на вечерней прогулке

Наша Земля

Познакомить с глобусом, формировать представление о существовании разных областей Земли

Беседа

Презентация

Солнце, земля и другие планеты

Дать первоначальные представления о строении солнечной системы

Работа с дид. материалом в уголке природы

Земля - живая планета

Уточнить представление детей о солнечной системе, дать представление о уникальности земли

НОД

Февраль

Земля и ее спутники

Дать представление о Луне, как спутнике Земли

Наблюдение на прогулке

День и ночь

Дать представление о вращении планет вокруг солнца, о смене частей суток

Опытно- экспериментальная деятельность

Вода в жизни человека

Формировать знания о значении воды в жизни живых организмов, о источниках воды

НОД

Свойства воды

Познакомить со свойствами воды, с разными физическими состояниями воды

Волшебница- вода

Уточнить представление о том, что вода- очень ценный продукт. Дать представление о получении питьевой воды

Познавательная беседа

Круговорот воды в природе

Познакомить с круговоротом воды в природе

Познавательная беседа

Воздух

Формировать знания о значении воздуха в жизни живых организмов, о роли растений в очищении воздуха

НОД

Чтение экологического рассказа

Март

Опыты с воздухом

Развивать навыки проведения лабораторных опытов. Закрепить знания о свойствах воздуха

Опытно - экспериментальная деятельность

Почему дует ветер

Познакомить с причиной возникновения ветра

Наблюдение на прогулке

Почва и камни

Познакомить с различными видами почв и их свойствами. Дать представление о камнях

Совместная деятельность в уголке природы

«Почва- живая земля»

Познакомить с произведением

ЧХЛ

Загрязнение окружающей среды

Показать, как происходит загрязнение окружающей среды, обсудить возможные последствия этого

Экологическое развлечение

«О чем шепчутся камни»

Продолжать чтение книги «Экология в картинках»

ЧХЛ

Апрель

Жизнь растений и животных в сообществе

Расширять представления о мире животных и растений

Беседа

Лес - как экосистема

Дать представление о лесе - как сообществе растений и животных. Воспитывать бережное отношение к живой природе

Познавательная беседа

Наблюдение на прогулке

Пруд, озеро, река, как экосистема

Дать представление о сообществе водных обитателей: растений и животных, приспособившихся к жизни в воде

Познавательная беседа

Экскурсия к водоему

Море- как экосистема

Дать понятие о море - как огромном водном пространстве, о том, какая вода в море, о животных и растениях морей и океанов

НОД

Луг – как экосистема

Дать понятие о луге- как сообществе травянистых растений, закрепить знания о насекомых. Познакомить с наземными птицами

Экскурсия на луг

Май

Вот какой Я

Закрепить знания о внешнем виде и строении тела человека

Беседа

Чистота окружающей среды

Дать представление о том, что здоровье человека зависит от его самого и чистоты окружающей среды

Беседа

Наблюдение на прогулке

Трудовая деятельность на прогулке

Правила чистоты

Закрепить полученные ранее сведения, побуждать пользоваться ими в повседневной жизни

НОД

Я- юный хранитель природы

Закрепить полученные знания по разделу «Экология»

Экологическое развлечение

Наши награды

Консультация для родителей

Тема: «Экологическое воспитание в семье»

Цель: Дать методические рекомендации по формированию экологической культуры в семье, помочь осознанию необходимости личного участия в экологической деятельности, познакомить с литературой по экологическому воспитанию детей. Роль воспитателя: Помочь в подборе литературы, дидактических игр, дать необходимые рекомендации для решения данной проблемы.

Подготовительный этап.

1. Чтение сказки «Сказка – ложь, да в ней намек» из кн. Рыжовой Н.А. «Природа – наше богатство».

2. Анкетирование родителей.

3. Знакомство с литературой, играми по экологии.

План:

1. Введение.

2. Учитесь быть вежливыми людьми.

3. Учите детей видеть красоту природы, наслаждаться ее гармонией.

4. Читайте и познавайте вместе с детьми.

5. Труд детей в природе.

1. Все чаще звучит в природе «SOS” - Остановись! Одумайся! – шепчут человеку леса. - Не оголяй землю. Не превращай ее в пустыню. - Пощади!- вторит земля. Ты вырубаешь деревья. Это лишает меня влаги. Я иссыхаю, старею. Скоро я ничего не смогу родить: ни злака, ни цветка. - Я знаю, ты научился летать к звездам. Это прекрасно. Но я тебе нужна и в полете. Я всегда буду с тобой. Ты не сможешь жить без моего хлеба, без моих цветов» Вот так Земля взывает нас о помощи, и мы с вами должны защитить ее, сберечь. Кроме этого мы должны научить ребенка делать тоже самое, ибо ему на ней жить дальше. Наша задача – подвести детей к пониманию того, что все мы вместе и каждый в отдельности в ответе за Землю.

2. Как же сформировать у ребенка гуманное отношение к природе? Прежде всего, через сострадания, заботу о тех, кто в ней нуждается, помощь попавшим в беду (животным, растениям). Но начинать надо с себя, ибо ребенок многое усваивает благодаря подражанию взрослым и прежде всего своим родителям. Поэтому всегда помните, что Вы вежливый и воспитанный человек, а….

Человек вежливый и воспитанный не позволит весной резать, уродовать ствол березы, чтобы попробовать березовый сок. - Воспитанный человек не ломает ветки деревьев и кустов, не рвет охапки лесных цветов. - Мы не должны сбивать ногами незнакомые нам или даже известные ядовитые грибы. Многие из них – лекарство для лесных обитателей. - Не следует ловить и нести в дом лесных зверушек и птиц. - Вежливый человек не оставит после себя свалки.

3. Необходимо как можно чаще бывать с детьми на природе. Ходите с ними в лес, парк. Детей надо учить видеть красоту природы, понимать ее, наслаждаться ею, передавать свои впечатления в слове, рисунке. Внимание детей к различным объектам природы следует привлекать с помощью вопросов, жестов, эмоциональной речи, игр, обращение к поэтическим образам. Многогранный мир природы пробуждает у детей любознательность и интерес. Побуждает к размышлению и сомнению. Впечатления, полученные в детстве от общения с природой, необыкновенно остры, они оставляют след на всю жизнь. Погружаясь в этот мир, впитывая его звуки, запахи, наслаждаясь его гармонией, ребенок совершенствуется как личность. В нем развивается и крепнет бесценное свойство человеческой личности – наблюдательность. Все увиденное не оставляет его равнодушным, вызывает массу вопросов – «что?», «как?», «почему?».

4. Но очень часто родители, чувствуя свою некомпетентность в том или ином вопросе, раздражаются, отмахиваются от «надоевших» вопросов ребенка и результат такого отношения не замедлит сказаться: не успев окрепнуть и развиться, интерес ребенка к природе угаснет. Задумайтесь! Не губите хорошие начинания в детской душе. Постарайтесь пополнить свои знания о природе и вместе с ребенком найдите ответы на возникшие вопросы.

5. Не отстраняйте детей от ухода за животными, растениями. Наоборот необходимо включить детей в посильную для их возраста практическую деятельность. В процессе труда в природе совершенствуются трудовые навыки и умения природоохранного характера.

Итак, роль семьи в защите природы огромна. Именно она может привить ребенку любовь к природе, изменить отношение к ней.

Анкета для родителей.

Уважаемые родители, экологическое воспитание детей дошкольного возраста оказывает благотворное влияние на развитие личности ребенка. Ваши искренние ответы помогут нам выстроить программу развития детей в экологическом образовании и привить детям все лучшее, что может дать человекуприрода. Ответьте пожалуйста на следующие вопросы:

1. Есть ли у Вас дома животные, растения?

2. Кто за ними ухаживает?

3. Приобщаете ли Вы ребенка к уходу за животными, растениями?

4. Доверяете ли Вы ребенку самостоятельно, без Вашей подсказки, ухаживать за животным (растением)?

5. Если ребенок что- то делает не так. Ваши действия

а) Вы не обращаете внимания

б) Кричите, например «не рви», «не топчи» и т.д.

в) Поступаете как- то иначе

6.Читаете ли Вы с детьми книги о природе?

7.Всегда ли Вы сами поступаете правильно по отношению к природе?

Искренне благодарим Вас за сотрудничество!

Конспект экологического занятия

Тема: «Почему исчезают животные?»

Цель: дать детям представление о разнообразии природы, перечислить основные причины вымирания некоторых животных, назвать охраняемых, объяснить, почему нужно охранять животный и растительный мир, обогащать словарный запас детей (динозавры, мамонты, истреблять, браконьеры, чёрный аист, морские коровы, редчайшие). Внушить сочувствие к живой природе, научить сопереживать.

Материал и оборудование: Иллюстрации с вымершими животными (динозавры, мамонты), материал для изобразительной деятельности детей (карандаши, фломастеры, листы бумаги форматом А4).

Ход занятия.

1. Вступительная беседа.

Очень давно планета Земля выглядела совсем не так, как сейчас, раньше на планете росли совсем другие деревья, обитали другие животные. (Показать детям иллюстрации с изображением древних лесов).

Вопросы к детям: Каких животных вы знаете, которые сейчас на Земле не обитают? (Динозавры, мамонты). Почему они вымерли?

2. Чтение рассказа «Морские коровы»

Много лет тому назад у далёких, никому неведомых островах в Тихом океане потерпел крушение русский корабль. Моряки спаслись, но им грозила голодая смерть. И тут они увидели, что у берегов целыми стаями плавают огромные морские животные, похожие на больших китов. Они были мирные и настолько доверчивые, что позволяли себя трогать руками. Питались они водорослями, и моряки их назвали морскими коровами. Мясо морских коров оказалось нежным и вкусным, поэтому моряки не умерли от голода. Из обломков разбитого корабля они смогли построить судёнышко и уплыть домой.

Прослышав об удивительных животных, другие люди стали приплывать на эти острова и запасаться мясом. Но никто не подумал о том, что морских коров надо поберечь, и меньше чем за 30 лет их всех перебили. Учёные долго надеялись, что где-то ещё водятся морские коровы, искали их, но так и не нашли. Ни одной морской коровы не осталось на Земле.

3. Обсуждение для закрепления услышанного:

Каких удивительных животных встретили моряки?

Как вы себе представляете морских коров?

4. Предложить детям нарисовать морских коров так, как они себе их представляют.

5. Пояснения педагога:

Более ста видов разных зверей и птиц уничтожали люди. На одних слишком усердно охотились, другим не оставили даже клочка земли (леса или степи), где они могли бы жить, третьих выловили хищники, привезённые людьми.

Немало исчезло и растений. В конце концов, люди поняли: если не помочь природе, растений и животных будет гибнуть всё больше и больше. Чтобы этого не случилось, составили Красную книгу. Вы уже знаете о ней. Вспомним, что в ней записано? Почему она красного цвета? Учёные составили Международную Красную книгу. Она очень большая, потому что в ней записаны исчезающие растения и животные всей планеты Земля. В каждом государстве есть своя Красная книга, и даже можно создать Красную книгу для каждой области.

6. Рассказ педагога о чёрном аисте.

Это редчайшая птица. Чёрный аист гнездится только на территории Окского заповедника, на высоких деревьях строит гнездо. Прилетает он из Южной Африки в конце апреля. После прилёта аисты чинят свои гнёзда, устилают их мхом, травой и откладывают от двух до шести яиц. Охота на чёрных аистов запрещена. Их осталось очень мало из-за браконьеров.

Ещё на русской равнине охраняется бурый медведь, вот он на иллюстрации. Когда-то бурых медведей было много, но теперь не осталось в лесах мест, которые не посещают люди, а медведи любят жить в глухомани, куда не пройдёт человек. Каким ещё животным угрожает исчезновение? Почему? Как можно не допустить их гибели?7. Подведение итогов

Ольга Олейник
Опыт работы по экологии «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста»

(Слайд №1) Как у маленького деревца, еле поднявшегося над землей, заботливый садовник укрепляет корень, от мощности которого зависит жизнь растения на протяжении нескольких десятилетий, так и воспитатель должен заботиться о воспитании у своих детей чувств безграничной любви к Родине. Воспитание этих качеств начинается с того времени, когда ребенок начинает видеть, познавать, оценивать окружающий мир.

В. А. Сухомлинский

(Слайд №2)

Веками человек был потребителем по отношению к природе : жил и пользовался её дарами, не задумываясь о последствиях. И вот существующие экологические изменения на планете побуждают ныне живущих людей глубже вникать в суть данной проблеме. Из – за неразумного отношения к ней и к ее ресурсам, человечеству грозит вымирание. И у меня возникло желание охранять природу от её неоправданно варварского уничтожения и загрязнения, воспитывать в детях бережное к ней отношение. Поэтому тема моего опыта работы звучит так «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста ».

Слайд№3 Актуальность поднимаемой мной темы заключается в том, что экологическое воспитание и образование дошкольников – настоящая проблема времени : только экологическое мировоззрение , экологическая культура ныне живущих людей могут вывести планету и человечество из того катастрофического состояния, в котором они прибывают сейчас.

Я считаю, что начинать нужно с самых маленьких. Ребенок приходит в мир добрым, ласковым, любящим и веселым. Он познает все с великим удовольствием. Именно в дошкольном возрасте усвоение основ экологических знаний наиболее продуктивно, так как малыш воспринимает природу очень эмоционально, как нечто живое.

Воспитание экологической культуры дошкольников – многоплановый многоструктурный процесс.

Слайд№4 (цель)

Приступая работать по этой теме , я поставила перед собой цель - воспитать защитников природы , дать им первоначальные экологические знания , научить милосердию, привить им любовь к живому. Кроме того, я стремлюсь сформировать у детей умения и навыки ухода за растениями и животными.

Слайд№5 (задачи)

Для реализации данной цели необходимо выполнить следующие задачи :

Научить ребенка воспринимать окружающий мир через понимание закономерностей природных процессов.

Установить взаимосвязь с окружающим миром, взаимосвязь природы и человека.

Помочь ребенку выработать личностное отношение к окружающему миру.

Развивать эстетические чувства, умение видеть и чувствовать красоту природы родного края.

-Воспитывать у детей желание участвовать в посильном труде по уходу за растениями и животными.

Слайд № 6

В своей работе использую следующие принципы экологического образования дошкольников :

Научность,

Доступность,

Гуманистичность,

Системность,

Преемственность,

Интеграция.

Основным принципом экологических знаний является принцип научности. В экологическом образовании принцип научности предполагает знакомство с совокупностью элементарных экологических знаний , которые служат основой формирования мотивации действий ребенка, развития познавательного интереса, формирования основ мировоззрения и экологического сознания .

Доступность :

Крайне важным и тесно сопряженным с принципом научности является принцип доступности материала для ребенка определенного возраста . Доступность предполагает значимость для ребенка получаемых знаний, их эмоциональную окраску. Важно, чтобы дети имели возможность знакомиться с явлениями живой природы в процессе активной деятельности.

Слайд№8 Гуманистичность

Экологическое воспитание тесно связано с развитием эмоций ребенка, умения сочувствовать, удивляться, сопереживать, заботиться о живых организмах, воспринимать их как братьев по природе, уметь видеть красоту окружающего мира. Личным примером, словом и делом я формирую у детей представления о природе, как величайшей ценности, развиваю понятие ее неповторимости, руководствуясь принципом «Не навреди» .

Интеграция

Я стараюсь дать экологические знания с точки зрения всестороннего развития личности ребенка, соприкасаясь со всеми областями развития.

Слайд№9 Системность

Системность включает формирование у ребенка систему знаний и организации системы различных видов детской деятельности. В экологическом образовании важна последовательность усвоения знаний.

Преемственность

Принципиальная особенность системы экологического образования – это преемственность всех ее звеньев. Я стараюсь сохранить преемственность с семьей, используя разные формы работы .

Слайд №10 Формы и методы работы

Чтобы повысить эффективность экологического образования использую в своей работе с детьми различные формы и методы :

экологические экскурсии ;

Уроки доброты;

экологические конкурсы ;

экологические акции ;

Лаборатория юного эколога ;

экологические выставки и экспозиции;

Дни экологического творчества ;

экологические сказки ;

экологические занятия ;

Обсуждение и проигрывание ситуаций;

Трудовой десант;

экологические игры (дидактические и речевые логические задачи, сюжетно-ролевые, подвижные игры).

Слайд№11 (развивающая среда)

При использовании таких форм и методов, стараюсь раскрыть перед детьми красоту природы и научить увидеть её. Для этого я сама должна уметь жить в гармонии с природой, а дети должны быть готовы подражать каждое его движение. Они очень наблюдательны и внимательны к словам воспитателя , хорошо отличают положительное и отрицательное в действиях взрослых. Экологическая воспитанность , искренняя любовь к природе означает не только определённое душевное состояние, восприятие её красоты , но и её понимание и познание.

Таким образом, важнейшим условием успешной реализации комплексного подхода является создание среды, в которой я личным примером демонстрирую детям правильное отношение к природе и активно, по мере своих возможностей, вместе с детьми участвуют в природоохранной деятельности.

Первое, что я сделала, это создала развивающую среду в группе экологического направления , где воспитанники самостоятельно познают окружающий мир, наблюдая за объектами и явлениями живой и неживой природы. Для обогащения детских знаний использую большое количество настольно – печатных игр. Изготовила и систематизировала дидактические игры и пособия экологического содержания : «Кто это?» , «Кто что ест» , «Кто, где живет?» , «Кому нужна вода?» и т. д

Слайд №12 (Природный уголок)

В моей групповой комнате оформлен «Уголок природы» . В уголке природы находятся : комнатные растения, мини огород, природный материал, художественная литература, календарь природы.

Слайд№13 (развивающий материал)

Подобран и создан интересный развивающий материал : таблицы, картины, географические карты. Совместно с детьми изготовила альбом о природе и гербарий. На занятии по экологии эффективно использую прием моделирования. С помощью демонстрации модели успешно осуществляла обобщение и систематизацию знаний детей о природе . При изучении темы «Животные и растения нашего края» завели «Жалобную книгу» природы. В ней записываем жалобы, поступившие от растений и животных. А в свободное время от занятий ребята обсуждают поступившие жалобы и решают, что можно сделать, чтобы помочь природе.

Слайд №14 (макеты)

Для познавательной, эстетической, обучающей деятельности мы создали макеты :

Водная среда и ее обитатели

Зоопарк

Слайд№15 (исследовательский уголок)

Большой интерес у детей вызывает работа в исследовательском уголке.

В данном уголке есть жёлуди, разнообразные семечки (арбуза, дыни, семена подсолнечника, скорлупа грецких орехов и фисташек, ракушки, шишки. С осени собираем и засушиваем листья и плоды разных растений. Раскладываем по коробочкам или мешочкам. (Можно использовать пустые пластиковые баночки из под витаминов с проделанными дырочками.) А потом пробуем по запаху определять, что это за растение.

С детьми проводим опыты с водой , песком, растениями, природными камнями. Листья дети собирают сами и приносят в группу, засушивают их, а затем используют в своих творческих работах . В свободное от занятий время с детьми изготавливаем из природного материала поделки.

Непосредственный контакт ребенка с объектами живой и неживой природы, элементарные опыты с ними (водой, воздухом, песком, растениями) позволяют познать их свойства, качества, возможности, пробуждают любознательность, желание узнать больше, обогащают яркими образами окружающего мира. Дети учатся анализировать, сравнивать, обобщать. Данный вид деятельности способствует познавательному развитию ребёнка.

Слайд№16 (экспериментальная деятельность)

Проводимые наблюдения, опыты , эксперименты позволяют обогатить опыт ребенка – дошкольника , стимулируют мыслительную активность, детскую любознательность, самостоятельность, удовлетворяют естественную потребность к деятельности. При организации опытов и наблюдений важно , чтобы ребенок приобретал гуманный опыт познания действительности, чтобы данные виды деятельности были безопасны не только для самого ребенка (что, безусловно очень важно, но и для живых объектов, т. е. опыты , наблюдения и эксперименты должны нести не только познавательную нагрузку, но и воспитывать доброжелательное отношение к живой природе.

Слайд№17 (мини-библиотека)

В группе оформлена мини-библиотека. Здесь собрана разнообразная литература тематической направленности, энциклопедии растительного и животного мира для детей дошкольного возраста . Литературу известных детских писателей природоведов Пришвина, Бианки использую на занятиях, тематических чтениях. В свободное время с детьми разучиваем стихи о природе известных наших поэтов А. С. Пушкина, Н. А. Некрасова, И. А. Бунина и других.

Слайд №18 (Театрализованная деятельность)

в своей работе я широко использую народный фольклор. Мудрость, заключенная в сказках, потешках, загадках воспитывает у детей к выразительному слову, учит добру, любовь к родине и родной природе. Любят дети участвовать в постановке экологических спектаклях . Это помогает в игровой форме давать элементарные знания.

Слайд №19 (Экологические праздники )

Для закрепления знаний, впечатлений, полученных на прогулках, экскурсиях, занятиях в детском саду проводятся экологические праздники , досуги, викторины : «День Земли» , «В гостях у Лесовика»

Одной из форм экологического воспитания являются праздники и развлечения. Роль праздников и развлечений заключается в сильнейшем воздействии на эмоциональную сферу личности ребенка. Важно в таких праздниках не столько воспроизведение знакомых музыкальных произведений, стихотворений, игр, отгадывание загадок на темы природы, сколько включённость детей в переживание событий, в осознание экологических проблем , доступных пониманию детей . По ходу сюжета разыгрываемой детьми сказки, отдельного эпизода. Я стараюсь вызвать у детей переживание гуманных чувств, сочувствия, острого желания помочь героям или решить возникшую проблемную ситуацию.

Слайд №20 (Формы работы с родителями )

Экологическое воспитание не должно ограничиваться рамками детского сада. Я стараюсь сохранить преемственность с семьей. Так как работа с родителями является одной из составных частей работы дошкольного учреждения . В работе с родителями по экологическому воспитанию детей мы используем как традиционные формы (родительские собрания, консультации, беседы, так и нетрадиционные (деловые игры, прямой телефон, круглый стол, дискуссии) .

Ещё одна моя форма работы с семьёй - педагогические ширмы, в которых родителям даю чёткие, конкретные, практические советы по узкой теме. Через ширмы я знакомлю детей и родителей с народными приметами, но обязательно с заданием : почему так говорят?

В помощь родителям сделала папку «Лекарственные травы» , «Зеленый мир на окне» , «Нетрадиционные методы оздоровления» .

Слайд№22 (Работа с родителями )

Периодически проводятся тематические выставки детских рисунков о природе :«Мир глазами детей » ,» Как я провёл лето», «Листопад» , «Зимушка- зима» , «Тает снежок, ожил лужок» . Также привлекала родителей к участию в озеленении территории детского сада.

Слайд№23 (Поделки с родителями)

Или такой конкурс «Лучшая поделка из природного материала» . Дети стараются дома привлечь родителей, бабушек, дедушек, сестёр и братишек в изготовление поделок.

Использование разнообразных форм работы с родителями дало определенные результаты : родители из «зрителей» и «наблюдателей» стали активными участниками встреч и помощниками воспитателя , создана атмосфера взаимоуважения.

Опыт работы показал : позиция родителей как воспитателей стала более гибкой . Только совместными усилиями мы можем решить главную нашу задачу – воспитание человека с большой буквы, человека экологически грамотного .

Слайд№24 (Используемые технологии)

Для достижения результатов я использую технологии :

Игровые,

Технологии исследовательской деятельности,

Технологии проектирования в экологическом воспитании .

Исследовательская деятельность ребенку помогает выявить актуальную проблему и посредством ряда действий ее решить. При этом ребенок подобно ученому проводит исследования, ставит эксперименты.

Используя в своей работе следующие методы и приемы исследовательской деятельности :

Наблюдения,

опыты ,

Дидактические игры,

Моделирование ситуаций,

Трудовые поручения.

Слайд №26 (проектная деятельность)

Реализовали с детьми проект «Береза-русская моя»

В ходе проекта мы оформили мини – музей «Березка» .

Не просто так выбрали проект о березе. Дети сами натолкнули меня на данный предмет исследования. Интересовались этим деревом, задавали много вопросов о нем. Проект познавательно-исследовательский и долгосрочный. Родители являются непосредственными участниками нашего проекта. В процессе работы над проектом дошкольники отметили ее роль как лекарственного сырья; изучили чудодейственное влияние листьев на здоровье человека. На основании исследования пришли к выводу : необходимо сохранять и бережно относиться к березке, потому что она красива и целебна. Данный проект способствовал развитию творческого и интеллектуального мышления дошкольников , умения приобретать знания из различных источников. Благодаря проделанной работе , наши дети осознанно могут ответить на вопрос, почему необходимо бережно относиться к березке.

Слайд№27 (Результаты моей работы )

Я считаю, что в результате проделанной работы есть положительные результаты :

Сформировано осознанно правильное отношение к объектам и явлениям природы, экологическое мышление ;

Дети учатся практическим действиям по охране природы;

Развиваются умственные способности детей , которые проявляются в умении экспериментировать, анализировать, делать выводы;

У детей появилось желание общаться с природой и отражать свои впечатления в различных видах деятельности.

В результате освоения детьми поставленных мною задач, повысился уровень по экологической воспитанности , прежде всего.

Таким образом, считаю, что экологические знания положительно влияют на развитие личности ребенка : развивают чувство ответственности за природу родного края, воспитывают гуманное отношение к окружающей среде, формируют первоначальные экологические представления у детей младшего дошкольного возраста .

Слайд№28 (Перспектива на будущее)

В будущем планирую создать совместный проект «дети – воспитатели -родители » : «Земля – наш общий дом» .

Представить презентацию «Моя семья в лесу» или «Моя семья на даче»

Слайд№29 (Публикации)

Как результатом своей работы имеются публикации на сайтах :

Дет сад №18

Слайд№30 (Мои достижения)

За участие в конкурсах и за публикации получены сертификаты и свидетельства .

Думается, что совместные усилия воспитателей и родителей дадут положительные результаты. Хочется верить, что навыки и умения детей , полученные от общения с природой родного края и есть те зерна орошенные в благодатную почву, которые дадут прочные ростки бережного отношения ко всему живому Земле. Возможно, это их будущее, а пока они могут кормить птицу, оберегать деревья, заботиться о животных. И если хотя бы у одного- двух воспитанников войдет в привычку забота о природе, они обязательно передадут отношение к окружающему миру друзьям, близким.

Всё хорошее в людях - из детства!

Как истоки добра пробудить?

Прикоснуться к природе всем сердцем :

Удивиться, узнать, полюбить!

Мы хотим, чтоб земля расцветала,

И росли, как цветы, малыши,

Чтоб для них экология стала

Не наукой, а частью души!

Слайд№29 (Спасибо за внимание)

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Солнышко»

Обобщение педагогического опыта работы

Тема: «Современные подходы в организации работы по экологическому воспитанию дошкольников в МБДОУ «Детский сад «Солнышко»

Подготовила: заместитель заведующего

Платоненко Л.М.

г. Гагарин

На современном этапе развития дошкольного образования мы работаем в рамках Федерального государственного образовательного стандарта.

Важными положениями ФГОС ДО являются целевые ориентиры, согласно которым выпускник ДОУ:

1. Проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам.

2. Интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы.

3. Склонен наблюдать, экспериментировать.

4. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире.

5. Обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания.

На основании выше изложенного, наш педагогический коллектив ставит следующие задачи по экологическому воспитанию детей:

1. Развитие положительных нравственных качеств, побуждающих детей к соблюдению норм поведения в природе, в обществе.

2. Воспитание эстетических чувств, развитие эмоций, чувства эмпатии.

3. Формирование познавательных, практических и творческих умений экологического характера.

4. Создание максимальных условий для развития познавательной активности и любознательности детей и дополнительных условий для организации самостоятельной, совместной работы педагогов и детей с учетом социализации и индивидуализации.

Для успешного выполнения поставленных задач нами был разработан план работы по экологическому воспитанию дошкольников, разработан и реализован методический проект на тему «Развитие познавательной активности детей, посредством исследовательской и проектной деятельности в условиях ДОУ».

В своей работе по экологическому воспитанию наряду с основной общеобразовательной программой мы используем парциальную программу С.Н. Николаевой «Юный эколог».

Экологическое воспитание де-тей осуществляем в системе на протя-жении всего учебного года через интеграцию экологии во всех образовательных областях, используя различные методы и формы работы:

  • Ø Это организация образовательной деятельности.
  • Ø Проводим наблюдения за трудом взрослых, за природой, сезонные наблюдения.
  • Ø Ставим опыты и эксперименты.
  • Ø Организуем экскурсии.
  • Ø Начиная со старшего дошкольного возраста проводим экологические конкурсы, викторины. Например, «Загадки лесовичка», «Знатоки леса» «Знатоки природы».

В план работы включаем экологические праздники, развлечения.

Интересной формой работы с детьми являются экологические сказки.

Новой формой работы по экологическому воспитанию в нашем ДОУ являются Природоохранные акции. Они недавно вошли в нашу жизнь и успешно зарекомендовали себя.Например,

«Покормите птиц зимой»

«Витамины на подоконнике»

«День защиты леса»

«Посади дерево»

«Подари книжке вторую жизнь - спасем одно дерево»

«Сдай макулатуру - спаси дерево»

Акции служат хорошей экологической пропагандой среди родительской общественности. Дети видят отношение родителей, организацию мероприятия и сами принимают участие.

Наш педагогический коллектив отдает предпочтение экологическим проектам. Только в течении прошлого года нами были реализованы следующие проекты:

  • «Исследовательская деятельность на прогулке»
  • «Жучки - паучки»
  • «Деревья - наши друзья»
  • «Посади комнатное растение в группу»
  • «Разноцветное лето»
  • «В саду ли в огороде»
  • «Загадки природы»
  • «Художница осень»
  • «Лекарственные растения»
  • «Разноцветный мир подводный»
  • Методический проект «Развитие познавательной активности детей, посредством исследовательской и проектной деятельности в условиях ДОУ»

С детьми проводим экологические игры (дидактические, сюжетно-ролевые, подвижные, хороводные, игры-драматизации).

Дети совместно с родителями готовят работы к экологические выставкам. Например,

«Осенняя сказка»

«Осенний калейдоскоп»

«Чудеса с обычной грядки»

« Лес - кладовая природы»

Задачи экологического образования детей мы решаем через трудовое воспитание, организуя трудовые экологические десанты по благоустройству территории, по созданию благоприятных условий на прогулочных участках.

«Зимние постройки»

«Песочная фантазия»

«Посади дерево и сохрани его2

«Покормите птиц зимой»

Для расширения экологического кругозора дошкольников мы проводим неделю экологии. В рамках недели экологии во всех возрастных группах оформляются мини-проекты по исследовательской и экспериментальной деятельности. Итогом работы в старшем дошкольном возрасте является выпуск плаката или газеты по обозначенной теме.

Человеческое общество, природная среда тесно взаимосвязаны. Экологические проблемы становятся содержанием педагогических программ многих стран. В экологическом воспитании дошкольников основной упор делается на том, что именно человек ответственен за катастрофическое в последнее время загрязнение природы, вымирание многих видов животных.

Экологическое воспитание предполагает работу по таким направлениям:

  1. Образовательное. Раскрывает для детей суть экологических проблем времени, возможных путей их решения.
  2. Развивающее. Дает подрастающему поколению интеллектуальные, практические навыки для оценки состояния природы, самостоятельной деятельности по улучшению местной среды.
  3. Воспитательное. Формирует стремление к здоровому образу жизни, мотивацию и привычку правильного экологического поведения.

Цели и задачи экологического образования дошкольников

Многие взрослые современники ведут себя по отношению к природе потребительски, особенно не задумываясь о последствиях своей деятельности. Бережное отношение к природе нужно воспитывать с самого малого возраста, когда ребенок способен воспринимать лес, речку, птичек с паучками как нечто живое, непосредственно и эмоционально .

У малыша, ярко воспринимающего красоту окружающего мира, возникает чувство привязанности к тем местам, где он живет, желание их охранять, что позднее перерастает в любовь к Родине. Это и есть цель экологического воспитания. Ребята должны научиться бережному отношению к земле и воздуху, флоре и фауне. Будущие взрослые граждане становятся настоящими хозяевами своей земли, правильно распоряжаясь этими богатствами, не только расходуя их, но сохраняя, приумножая.

Задачи, которые призвано решить экологическое воспитание:

  • Освоение ближайшего окружения, а также распространение детских интересов за его пределы, в соответствии с возрастом.
  • Углубление, систематизация существующих у детей дошкольного возраста представлений о географии, экологии, естественных науках.
  • Приобретение на основе собственного опыта определенных навыков, умения сравнивать результаты, делать соответствующие выводы.
  • Формирование желания заботиться о живых и неживых объектах, местах, где обитаешь.

Экологическое образование ставит перед собой задачу дать дошкольникам понимание, что между всеми живыми организмами существует тесная связь. Они приспособлены к определенным природным условиям, существуют не обособленно, а образуют так называемые экосистемы (река, луг или болото). Ребенок не просто должен заучить, что нехорошо рубить деревья или уничтожать пчел. Он должен понимать, жизнь скольких организмов и существ связана с этим конкретным деревом, что случится с ними после порубки.

Формы экологического воспитания дошкольников

Экологическая культура предполагает не только восприятие красоты природы, но и ее познание, активную деятельность по ее охране. С детьми наблюдают и обсуждают правила поведения, помогают им приобрести практический опыт по уходу за растениями, животными. По мере роста, круг детских обязанностей постепенно расширяется.

Экологическое воспитание в детском саду проходит по нескольким направлениям: при взаимодействии непосредственно с малышами, педколлективом, родителями.

Обычные прогулки на территории ДОУ можно превратить в экологические занятия. Важно использовать как можно больше интересных объектов. Это деревья, кустарники разных видов, форм, возраста, старые пни с лишайником и мхом, полянки с лекарственными травами, насекомыми, гнезда и скворечники. Здесь ребята могут наблюдать живую природу, делиться наблюдениями, играть. Именно прогулки знакомят со свойствами песка или глины, снега и воды, изменениями жизни растений и животных по мере изменения сезонов.

У ребят старших групп большой интерес вызывает проведение различных опытов . Они помогают установить причины и связи между отдельными явлениями, предметами. Поскольку они проводятся в процессе наблюдений и трудовой деятельности, это развивает мыслительные способности, наблюдательность, формирует детский познавательный интерес. Каждый опыт показывает причины того или иного явления, дети учатся самостоятельным выводам, суждениям.

На групповых занятиях часто используется известная художественная литература . Произведения А. Пушкина, Л. Толстого, М. Пришвина , других классиков способны глубоко задеть чувства малышей. При последующем общении они выражают восторг, сопереживание, задают вопросы о том, можно ли спасти героев, жалеют или радуются за них.

С малышами проводят тематические занятия , на которых дети рисуют, лепят, слушают пение птиц, звуки леса в записи. Им всегда нравится заниматься различными поделками из природного материала, собранного собственноручно.

Одна из самых действенных форм работы, поскольку она затрагивает эмоциональную сферу, — праздники . Во время проведения развлекательных мероприятий дети слушают музыкальные произведения, сами включаются в действие, участвуя в танцах и пении, рассказывая стихи, отгадывая тематические загадки. Таким образом они вовлекаются в события, приходят к осмыслению экологических проблем, доступных детскому пониманию.

Рисунок «Загрязнение окружающей среды»

С ребятами постарше практикуются такие формы работы как викторины, конкурсы и кроссворды, различные интеллектуальные игры на темы природы родного края, о способах ее сохранения, птицах или подводном мире. Посредством подобных мероприятий дети интеллектуально развиваются, т.к. им приходится в процессе игры актуализировать свои представления о природных закономерностях и фактах.

Эффективное экологическое воспитание через игровую деятельность

Проблемы экологического воспитания затронуты в работах Коломиной Н.В., Горошенко В.П. О наиболее эффективных и интересных формах работы с детьми дошкольного возраста говорится в трудах С.Н. Николаевой . Автор подчеркивает, что игры не только дают возможность детям порадоваться, они содействуют их всестороннему развитию.

Во время игры детям предоставлена свобода действий, они чувствуют себя раскованно, имеют возможность проявить инициативу. Игры можно проводить с участием сказочных персонажей, которые делают обстановку менее наукообразной и более живой, запоминающейся.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ РАБОТЫ

ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ

«Природа в детских сердцах»

Воспитатель: Татаринцева Е. А

Давайте, дошколята, природу охранять!
О ней ни на минуту не надо забывать.
Ведь цветы, леса, поля и речки.

Это все для нас навечно!

Все выдающиеся мыслители и педагоги прошлого придавали большое значение природе как средству воспитания детей: Я. А. Коменский видел в природе источник знаний, средство для развития ума, чувств и воли.

К. Д. Ушинский был за то, чтобы «вести детей в природу», чтобы сообщать им все доступное и полезное для их умственного и словесного развития.

Именно этапе дошкольного детства ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни, т.е. у него формируются первоосновы экологического мышления, сознания, закладываются начальные элементы экологической культуры. Но происходит это только при одном условии: если взрослые, воспитывающие ребенка, сами обладают экологической культурой: понимают общие для всех людей проблемы и беспокоятся по их поводу, показывают маленькому человеку прекрасный мир природы, помогают наладить взаимоотношения с ним.

Познание природы имеет многогранное значение для разностороннего развития личности ребенка: расширение кругозора, обогащение знаний об окружающей действительности, познание связей и закономерностей в ней, развитие наблюдательности и самостоятельности мышления.

Воспитание любви к природе, навыков бережного отношения к ней, заботы о живых существах рождает не только познавательный интерес к природе, но и способствует формированию у детей лучших черт характера, таких, как патриотизм, трудолюбие, гуманность, уважение к труду взрослых, охраняющих и умножающих природные богатств.

Природа удивительна и прекрасна. Она встречает ребёнка морем звуков, запахов, сотней загадок и тайн, заставляет смотреть, слушать, думать. У детей накапливаются яркие, образные, эмоциональные впечатления, первые природоведческие представления, идет развитие восприятия, мышления и воображения.

Мною определены следующие задачи:

Формирование у дошкольников осознанного отношения к природе, ее явлениям и объектам;

– формирование основ собственной безопасности и безопасности окружающего мира (в быту, социуме, природе);

– развитие эмоционально-ценностного восприятия произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы.

Совершенствование умений и навыков наблюдений за живыми и неживыми объектами природы;

Развитие экологического мышления и творческого воображения в процессе исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними;

Воспитание элементарных норм поведения по отношению к миру природы и окружающему миру в целом.

Для успешной реализации поставленных задач, мною разработаны:

План мероприятий по экологии.

Разработан перспективный план наблюдений за объектами и явлениями в живой и неживой природе.

Создан уголок природы для наблюдений и экспериментирования с необходимым оборудованием.

Создана картотека экологических игр, физкультминуток, загадок и стихотворений о природе.

С целью повышения эффективности образовательных занятий с детьми мною, в программе Рower Рoint, создана серия презентаций , которая помогает доступно и в современной форме донести до детей нужную информацию.

По данному направлению разработала и апробировала ряд занятий по экологии: «А снег идет, а снег идет», «Посадили огород, посмотрите, что растет», «Прилет скворцов», «Путешествие в мир насекомых», «Берегите лес», «Тучка в гостях у ребят», Экологическая сказка про маленькую капельку», мастер класс с родителями «Волшебный песок в руках ребенка»

Важным источником знаний о природе является наблюдение. Для реализации этой цели разработала перспективный план наблюдений за объектами и явлениями природы. Наблюдения дают возможность знакомить детей с природными явлениями, взаимосвязью живой и неживой природы.

Чтобы помочь детям в занимательной форме выявить особенности природных явлений, сезонных изменений в природе, определить качества предмета использую загадки, стихи, пословицы, поговорки, потешки .

Использование художественной литературы в сочетании с малыми формами фольклора вызывает у детей гамму чувств – переживание, восхищение, нежность, восторг. Они рождают в детях веру в весомость и значимость слов.

Одним из эффективных и наиболее интересных для детей средств экологического воспитания являются игры. Игры экологического содержания использую, прежде всего, с целью уточнения, закрепления, обобщения, систематизации знаний . Играя, дети лучше усваивают знания об объектах и явлениях природы, учатся устанавливать взаимосвязи между ними и средой, узнают о способах приспособления живых существ к условиям мест обитания, о последовательной смене сезонов и об изменениях в живой и неживой природе. Организую игры с природным материалом (песок, вода, снег, листья, плоды), очень интересны игры с атрибутами , помогающими определить направление ветра. Игры использую не только в свободной деятельности детей, но и включаю в процесс НОД , целевые прогулки , а так же в экспериментальной деятельности воспитанников. Очень эффективны игры с различным природным материалом (овощи, фрукты, цветы, камни, семена, сухие плоды), которые максимально приближают детей к природе, и всегда вызывают у детей живой интерес и активное желание играть. Например: «Детки на ветке», «Вершки и корешки», «С какого дерева лист», «Чудесный мешочек», «Угадай, что съел», «Найди в букете такое же растение», и т. д. Особую радость и интерес вызывают у детей подвижные игры природоведческого характера, которые связаны с подражанием повадкам животных, их образу жизни: «Лягушата и цапля», «Мыши и кот», в некоторых играх отражаются явления неживой природы: «Капельки», «Солнышко и дождик», « Веселый ветерок».

Опыт всегда должен строиться на основе имеющихся представлений, которые дети получили в процессе наблюдений и труда. Проводятся опыты чаще всего в старших группах, а в младшей и средней группах используются отдельные поисковые действия. В каждом опыте раскрывается причина наблюдаемого явления, уточняются знания о свойствах и качествах объектов природы (о свойствах снега, воды, растений, об их изменениях и т. д.). Опыты способствуют формированию у детей познавательного интереса к природе, развивают наблюдательность, мыслительную деятельность.

Свою работу с детьми веду по двум направлениям:

Живая природа (растительный мир, влияние различных факторов на его рост и развитие).

Неживая природа (свойства и качества воды, воздуха, песка, снега).

С целью знакомства детей с природой, воспитания любви к ней, создания у детей практического опыта трудовой деятельности организую работу в уголке природы , где содержатся комнатные растения, за которыми дети ежедневно ухаживают. Труд в уголке природы имеет большое воспитательное значение. У детей формируется бережное, заботливое отношение к природе, воспитывается ответственное отношение к своим обязанностям. В процессе ухода дети получают представления о многообразии растительного мира, о том, как растут и развиваются растения, какие условия для них нужно создавать, а помогают им в этом разработанные мною дидактические, пальчиковые игры, календарь природы, где дети регулярно фиксируют погоду и состояние живой природы.

Наиболее эффективный способ реализации задач экологического воспитания - это организация проектной деятельности . Мною разработаны и реализованы экологические проекты: «Солнышко в ладошках», Лаборатория неживой природы». Акции: «Берегите птиц!», «Посади ёлочку», «Посади комнатное растение».

Новизна экологического проекта заключается в использовании информационных компьютерных технологий. Основным фактом, обеспечивающим эффективность воспитательного процесса, является личностная включённость детей и родителей . Используя новые, увлекательные для нового поколения технологии, можно обеспечить эту «включённость». Проект позволяет детям и родителям участвовать в экологических акциях , озеленении участка ДОУ . Работа по природоохранным проектам - уникальная возможность для детей и родителей проявить себя, принести пользу окружающей природе родного края.


Татаринцева Екатерина Анатольевна