Мужская рифма: теория и практика. Рифма мужская, женская, дактилическая Мужская рифма

МУЖСКАЯ РИФМА

Рифма с ударением на последнем слоге, например:

И он к устам моим приник

И вырвал грешный мой язык.

А.С. Пушкин

См. также клаузула

Словарь литературоведческих терминов. 2012

Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое МУЖСКАЯ РИФМА в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:

  • МУЖСКАЯ РИФМА в Литературной энциклопедии:
    см. …
  • РИФМА в Цитатнике Wiki:
    Data: 2008-01-05 Time: 18:35:52 * Нельзя, чтоб тот себя письмом своим прославил, Кто грамматических не знает свойств, ни правил И, …
  • РИФМА в Библейской энциклопедии Никифора:
    (место кустарника; Чис 33:18-19) - один из станов Евреев во время их странствования на пути в землю Ханаанскую. Положение его …
  • РИФМА в Словаре литературоведческих терминов:
    - (от греч. rhythmos - соразмерность) - одинаковое или сходное звучание концов двух или более стихотворных строк, отмечающее их границы …
  • РИФМА в Литературной энциклопедии:
    звуковой повтор в конце ритмической единицы: «Мой дядя самых честных пр|авил, Когда не в шутку за|немог, 705 Он уважать себя …
  • РИФМА
    (от греч. rhythmos - складность соразмерность), созвучие концов стихов (или полустиший, т. н. внутренняя рифма), отмечающее их границы и связывающее …
  • РИФМА
    (от греч. rhythmos - стройность, соразмерность), созвучие стихотворных строк, имеющее фоническое, метрическое и композиционное значение. Р. подчёркивает границу между стихами …
  • РИФМА
    (происхожд. спорно: от греч. ruJmoV или древненемецк. rim, число) - созвучие в окончании двух или нескольких стихов. В то время …
  • РИФМА в Современном энциклопедическом словаре:
    (от греческого rhythmos - складность, соразмерность), созвучие концов стихов (или полустиший, так называемая внутренняя рифма), отмечающее их границы и связывающее …
  • РИФМА
    [от греческого соразмерность, согласованность] в стихосложении созвучие окончаний слов, завершающих стихотворную строку; для рифмы обязательно созвучие последнего гласного и следующих …
  • РИФМА в Энциклопедическом словарике:
    ы, ж. Созвучие концов стихотворных строк. Точная р. Рифмовать - подбирать слова для получения рифмы. Рифмоваться - представлять собой рифму. …
  • РИФМА в Энциклопедическом словаре:
    , -ы, ж. Созвучие концов стихотворных строк. Мужская р. (с ударением на последнем слоге стиха). Женская р. (с ударением на …
  • РИФМА в Большом российском энциклопедическом словаре:
    Р́ИФМА (от греч. rhythmos - складность, соразмерность), созвучие концов стихов (или полустиший, т.н. внутр. Р.), отмечающее их границы и связывающее …
  • РИФМА в Словаре Кольера:
    использование сходно звучащих слов, как правило, на концах стихотворных строк, а также сами эти слова. Наиболее часто встречающийся вид рифмы …
  • РИФМА в Полной акцентуированной парадигме по Зализняку:
    ри"фма, ри"фмы, ри"фмы, ри"фм, ри"фме, ри"фмам, ри"фму, ри"фмы, ри"фмой, ри"фмою, ри"фмами, ри"фме, …
  • РИФМА в словаре Анаграмм.
  • РИФМА
    Она превращает прозу в …
  • РИФМА в Словаре для разгадывания и составления сканвордов:
    Созвучие окончаний …
  • РИФМА в Новом словаре иностранных слов:
    (гр. rhythmos размеренное движение) созвучие (чаще всего стихотворных окончаний), ритмизующий повтор, основанный на звуковом тождестве или подобии ударного слога; …
  • РИФМА в Словаре иностранных выражений:
    [ созвучие (чаще всего стихотворных окончаний), ритмизующий повтор, основанный на звуковом тождестве или подобии ударного слога; по месту ударного слога …
  • РИФМА в словаре Синонимов русского языка:
    ассонанс, консонанс, созвучие, …
  • РИФМА в Новом толково-словообразовательном словаре русского языка Ефремовой:
  • РИФМА в Словаре русского языка Лопатина:
    р`ифма, …
  • РИФМА в Полном орфографическом словаре русского языка:
    рифма, …
  • РИФМА в Орфографическом словаре:
    р`ифма, …
  • РИФМА в Словаре русского языка Ожегова:
    созвучие концов стихотворных строк Мужская р. (с ударением на последнем слоге стиха). Женская р. (с ударением на предпоследнем слоге стиха). …
  • РИФМА в Словаре Даля:
    жен. , греч. однозвучие конечных слогов, в стихах, красный склад. У эллинов не было рифмы, а был только ритм, размер …
  • РИФМА в Современном толковом словаре, БСЭ:
    (от греч. rhythmos - складность, соразмерность), созвучие концов стихов (или полустиший, т. н. внутренняя рифма), отмечающее их границы и связывающее …
  • РИФМА в Толковом словаре русского языка Ушакова:
    рифмы, ж. (греч. rhythmos) (лит.). В стихосложении - созвучие концов стихотворных строк. Мужская рифма (с ударением на последнем слоге), женская …
  • РИФМА в Толковом словаре Ефремовой:
    рифма ж. Созвучие концов стихотворных строк (в …
  • РИФМА в Новом словаре русского языка Ефремовой:
    ж. Созвучие концов стихотворных строк (в …
  • РИФМА в Большом современном толковом словаре русского языка:
    ж. Созвучие концов стихотворных строк (в стихосложении) …
  • САМОЕ БОЛЬШОЕ ЧИСЛО ПОБЕД;"МУЖСКАЯ И ЖЕНСКАЯ КОМАНДЫ СССР" в Книге рекордов Гиннеса 1998 года:
    Мужская команда СССР выигрывала шахматную Олимпиаду, проходящую раз в 2 года, рекордное число раз - 18-в период с 1952 по …
  • МУЖСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ в Словаре Терминов гендерных исследований..
  • МУЖСКАЯ И ЖЕНСКАЯ РЕЧЬ
    - условное название лексических предпочтений и некоторых других особенностей употребления языка в зависимости от пола говорящего. Половая дифференциация речи стала …
  • РИФМА, В СТИХОСЛОЖЕНИИ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    (происхождение спорно: от греч. ?????? или древненемецк. rim, число) — созвучие в окончании двух или нескольких стихов. В то время …
  • ГАБРИЭЛЬ СИДОНИ КОЛЕТТ в Цитатнике Wiki:
    Data: 2009-06-30 Time: 06:42:49 * Сердце не имеет морщин, на нем бывают только шрамы. * Когда тебя любят, не сомневаешься …
  • ЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ ГЕНДЕРОЛОГИЯ в Словаре Терминов гендерных исследований.:
    (гендерная лингвистика). Данные о языке, полученные лингвистикой - один из основных источников информации о характере и динамике конструирования гендера как …
  • ГЕНДЕРНЫЕ СТЕРЕОТИПЫ в Словаре Терминов гендерных исследований.:
    - cформировавшиеся в культуре обобщенные представления (убеждения) о том, как действительно ведут себя мужчины и женщины. Термин следует отличать от …
  • СТАВРОПИГИЯ
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Ставропигия (греч. σταυροπηγία, от σταυρός, « крест » и πήγνυμι, «устанавливать, водружать», букв. «водружение креста») — …
  • ПЕТРОЗАВОДСКАЯ ЕПАРХИЯ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Петрозаводская и Карельская епархия Русской Православной Церкви. Епархиальное управление: Россия, 185005, Республика Карелия, г. …
  • БРЯНСКАЯ ЕПАРХИЯ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Брянская и Севская епархия Русской Православной Церкви. Епархиальное управление: 241000, г. Брянск, ул. Покровская …
  • АСТАНАЙСКАЯ ЕПАРХИЯ в Православной энциклопедии Древо.
  • 1999.03.21 в Страницах истории Что, где, когда:
    Вручение "Оскаров" в Лос-Анджелесе. Победители: Фильм - "Влюбленный Шекспир". Режиссер - Стивен Спилберг "Спасти рядового Райана". Главная женская роль - …
  • ЧИЧИКОВ в Литературной энциклопедии:
    - герой поэмы Н.В.Гоголя «Мертвые души» (перв. том 1842, под ценз. назв. «Похождения Чичикова, или Мертвые души»; втор, том 1842-1845). …
  • КАМЗОЛ в Большом энциклопедическом словаре:
    (франц. camisole) 1) мужская одежда длиной до колен; бытовала в ряде европейских стран 17-18 вв. Камзол без рукавов надевался под …
  • БЕКЕША в Большом энциклопедическом словаре:
    (венг. bekes) верхняя мужская зимняя одежда в виде короткого кафтана со сборками на спине и меховой отделкой (по краю воротника, …
  • ОДЕЖДА в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    искусственные покровы человеческого тела. О. в широком смысле слова включает также головные уборы, обувь, перчатки и т.д. Украшения лишь дополняют …
  • НАСЛЕДСТВЕННОСТЬ ЦИТОПЛАЗМАТИЧЕСКАЯ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    цитоплазматическая (внеядерная, нехромосомная, плазматическая), преемственность материальных структур и функциональных свойств организма, которые определяются и передаются факторами, расположенными в цитоплазме. …
  • КАМЗОЛ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    (франц. camisole), мужская одежда, сшитая в талию, длиной до колен, иногда без рукавов надевавшаяся под кафтан. Появился во Франции …

Цели:

  • дать понятие: рифма мужская, женская дактилическая;
  • развивать умение определять и находить в поэтическом тексте указанные рифмы, использовать в своих стихотворениях;
  • воспитывать гуманистические качества.

Оборудование: мультимедиа, сборники стихов.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Языковая разминка: разомнём язычок.

1. Работа над артикуляционным аппаратом.

Скороговорка: На дороге – короб, в коробе – кобра.

  • прочитать медленно, вдумываясь в содержание предложения;
  • прочитать быстрее; прочитать «птичьим базаром».

Проводим конкурс «Кто быстрее и лучше?»

2. проверка домашнего задания: придумать рифмы к словам; зарифмовать строчку.

Учащиеся по очереди читают свои варианты.

Проводим конкурс: «У кого больше и лучше?»

Сравниваем свои ответы:

Слайд 1

Тетрадь – кровать – спать – вспять – взять…
Задача – удача – дача – сдача – иначе…
Судьба – борьба – молотьба – гурьба – косьба…
Прибой – с тобой – свой – сбой – вой – отбой…
Годы – заводы – взводы – воды – из моды – лодырь…

Зарифмованная строка для домашнего задания:

Слайд 2

Пролетела стрекоза –
Удивлённые глаза…

Варианты детей:

Пролетела стрекоза,
Начинается гроза.

Пролетела стрекоза,
Небо – словно бирюза.

(Другие варианты).

Закрепления предыдущего материала:

  • что такое ритм?
  • что такое рифма?
  • рифма точная и неточная?
  • рифма простая и составная?

III. Переход к новой теме.

Слово учителя.

– Как правило, в стихотворении любого автора используются строки, оканчивающиеся то на ударный слог, то на безударный. Но бывает, что во всех строках ударение в формирующихся словах – на последнем слоге или: в одних – на последнем, в других – на предпоследнем.

Слайд 3.

Забыв и рощу, и свободу,
Невольный чижик надо мной
Зерно клюёт, и брызжет воду,
И песнью тешится живой.
(А.С. Пушкин)

– В каких строках ударение падает на последние слоги?

– В каких строках – на предпоследние?

Вывод: В этом четверостишии в первой и третьей строках ударение – на предпоследнем слоге, а во второй и четвёртой – на последнем.

Учитель: в зависимости от места ударения различают рифму мужскую и женскую.

(Иногда дети ошибочно считают, что мужская рифма – это когда рифмуются слова мужского рода, и наоборот.

Пояснения учителя: вода – слюда – существительные женского рода, а рифма – мужская, потому, что ударение падает на последний слог; мальчик – пальчик – существительные мужского рода, а рифма – женская, так как ударение падает на предпоследний слог).

– Какая же рифма называется дактилической?

Часто в стихотворении встречается длинное слово, которое при ритмической разбивке может иметь несколько ударных и безударных слогов:

Слайд 4.

Тучки небесные, вечные странники!
Степью лазурною, цепью жемчужною
Мчитесь вы, будто, как я же, изгнанники,
С милого севера в сторону южную.
(М.Ю. Лермонтов)

На какие слоги падает ударение в этом четверостишии?

Ответы учащихся: не на предпоследний и не на последний слоги.

Вывод: Если ударение падает не на предпоследний слог и не на последний, то такая рифма называется дактилической.

IV. Закрепление. Работа в группах постоянного состава.

  1. Работа с поэтическими текстами. Задание: прочитать несколько строк (строфу) из стихотворения любого поэта и определить, какая в данном случае использована рифма; найти в тексте мужскую, женскую, дактилическую рифму.
  2. Работа над созданием собственных стихотворных текстов с применением мужской, женской, дактилической рифмы.

V. Рефлексия.

VI. Итог урока.

– Чему учились?

– Какие трудности были?

– Что было интересного на уроке?

VII. Задание на дом.

подобрать примеры с использованием разных видов рифм. (учащиеся могут читать и собственные стихи, обращая внимание на то, какая именно рифма выбрана ими.)

Ещё немножко напишу. Мало ли, вдруг смотрят?
Мужская и женская отличаются не этим. Для чего говорится, что ударение на последний слог? ДА, птому, что одного ударного слога для рифмы достаточно. Угадайте, делают так или по-разному? Именно так и делают, довольствуются минимумом для чего и уводят ударение на самый конец. Предпоследний слог уже этого не даёт, хотя и там выкручиваются - смело делают глаголицу, ошибку в глагольной рифме..
Но касаемо мужской.. (Я вообще не так их классифицирую, для прикладного использования.)
Когда делают этот минимум мужской рифмы, люди абсолютно не слушают звучание их составленной строки. И оказывается что это минимум легко перекрывается предыдущими звуками при непопадании в свой кластер рифмовки. А отсюда вытекает, что люди не задумываютс и о едином типе рифмы или разнотипе, специальному разводу концов строк звучанием в "разные стороны"..

У меня, допустим, рифма вообще делится по использованию её. уже много наболтал про эти штуки, кому надо если.
Первая разница свойства рифмовки это её положение. Если она завязывается на конец строки, с последующей паузой (перевод каретки, после которого продолжается, возможно, та же строка), то рифма завязана жестко. Она ститическая. Тут вечная ошибка, когда пытаются делать составную рифму, фрагментами, звучанию которой оказывает медвежью услугу эта пауза после строки. Есть рифма динамическая. У неё три дждиапазона внутри строки, внутри которых она может и плавать и любые фрагментные версси выдерживает, если пауза не мешает. С ней уже нормально начинают сотрудничать и поддержки аллитерацией или вторым звуком, вплоть до чуть ли не схлопывания обеих строк..
Короче, статическая рифма привязана к длине строки, две строкт должны быть с одним ритмом и одной длины - потом пауза. А динамическая, встраиваясь по тем же принципам, может как не влиять на длины строк, так же и их урезать или наращивать по длине..
Но тут не идёт речь о децкой рифмовке, двумя буквами окончаний при склонении или спряжении слова.
Что по типу самой рифмы. Глагольная - это скорее не рифмовка двумя глаголами, куда тянут всю глаголицу несумняшеся. А рифмовка одной частью речи. Разными частями речи - это смешанная.
Еслитак рассматривать глагольную, то становится понятно, почему для слабых стихов выбирается в первую очередь глагол на конец строки. Там окончания длиннее! А у существительных окончания короче и быстрее коренб начинается слова, но поэтому рифмовка двумя существительными реже и оказывается загубленной. Даже, если не понимают разницы, трудно умудрится..
Относительно длины рифмы..
Учитывая, что рифма - это близкое звучание при абсолютно разных смыслах, как унисон, но не акордов, а звучащих слов. Удачно составленная длинная рифма.. (Не счиитая буквальной, когда одним словом с разными смыслами. Там ещё и сюжетом разводить это надо.) скорее всего фрагментная, а не одним словом. Но тут уже вариантов много. Кроме того, что это обязательно должно тянутся вспрошную, можно и через не звонкие звуки пододвинуть к короткой рифме продолжение второго звука. Эфект будет почти тот же, а другой тип построения рифмы - какая разница?
Потом рифма голая всегда хуже рифмы в цепочку и рифмы с поддержкой. Чем угодно, что вписалось, хоть второй звук, хоть аллитерация, хоть то и другое и без ложки..

Подросли танцоры тверка,
Будь то Ирка или Верка.
Да, хоть, Маша или Даша,
Всё равно, сплошная лажа..

Допустим, такой вид поддержки.

Падает на последний слог рифмующихся слов.

В русской поэтической традиции чаще используется в чередовании с женской рифмой , однако встречаются и стихотворения, построенные только на мужской рифме:

Сегодня дурной день:
Кузнечиков хор спит,
И сумрачных скал сень -
Мрачней гробовых плит.

Осип Мандельштам

Исключительно мужской рифмой написана поэма Лермонтова «Мцыри ».

Обозначение

Если у формы есть особый способ рифмовки, и важно указать, в каких строках мужская рифма, то используются строчные буквы. Так для первого стихотворения рифмический рисунок: aa , а для второго: abab , в отличие от женских рифм , для указания которых используются прописные буквы.

См. также

Напишите отзыв о статье "Мужская рифма"

Отрывок, характеризующий Мужская рифма

– Кто ты, девочка? – неожиданно спросил отец. – Просто человек, только немножко «другой», – чуть смутившись ответила я. – Я могу слышать и видеть тех, кто «ушёл»... как вот вы сейчас.
– Мы ведь умерли, правда? – уже спокойнее спросил он.
– Да, – честно ответила я.
– И что же теперь с нами будет?
– Вы будете жить, только уже в другом мире. И он не такой уж плохой, поверьте!.. Просто вам надо к нему привыкнуть и полюбить.
– А разве после смерти ЖИВУТ?.. – всё ещё не веря, спрашивал отец.
– Живут. Но уже не здесь, – ответила я. – Вы чувствуете всё так же, как раньше, но это уже другой, не ваш привычный мир. Ваша жена ещё находится там, так же, как и я. Но вы уже перешли «границу» и теперь вы на другой стороне, – не зная, как точнее объяснить, пыталась «достучаться» до него я.
– А она тоже когда-нибудь к нам придёт? – вдруг спросила девчушка.
– Когда-нибудь, да, – ответила я.
– Ну, тогда я её подожду – уверенно заявила довольная малышка. – И мы опять будем все вместе, правда, папа? Ты же хочешь чтобы мама опять была с нами, правда ведь?..

Я не буду пересказывать историю возникновения «пола» у рифмы. Я напомню только, как его определить: если рифмующиеся строки заканчиваются ударным слогом, то их рифма - мужская. Если ударный слог является в рифмующихся строках предпоследним, то она - женская. И это никак не связано с тем, какие больше предпочитают поэты разных полов. Кроме того, у рифмы, в отличие от человека, может быть ещё несколько видов пола, но о них - в другой раз.

Мужская рифма - рифма очень капризная. Её очень легко огрубить, опошлить, искалечить, поэтому работать с ней надо аккуратно.

Самые лучшие мужские рифмы - богатые и абсолютные. В первом случае в рифмующихся слогах совпадает всё: ударная гласная, предшествующая её согласная, последующая согласная или согласные:

Ума - кутерьма, слон - поклон, топор - упор, судьба - мольба, сид - висит, рожь - хорош

Помните, что ориентироваться надо на звуки, а не на буквы, а они в русском языке на конце слова при отсутствии стыка с другим словом всегда оглушаются.

В абсолютной рифме совпадают предшествующая и последующие согласные, но ударная гласная рифмуется со своей смягчённой версией:

Луч - колюч, раба - тебя, штанах - тенях, нот - мнёт, губЫ - руби

Если посмотреть внимательно, заметно, что именно в случае с мужской абсолютной рифмой ощущение насыщенности заметно уменьшается, если рифмующийся слог открытый, то есть - заканчивающийся на гласную. Вот и пошли, так сказать, капризы.

Неплохая рифма обычно получается, если рифмующиеся слоги отличаются на одну согласную, будь то предшествующая или последующая (одна из последующих):

Лес - лезть, кулон - стекло, жупан - хулиган, томат - тюрьма, мир - не томи, окно - стеной

Да, полугласная «Й» в стихотворении обычно идёт за согласную.

Однако описанный приём приводит к заметно худшим результатам, если ударная гласная смягчена или добавленная/отнятая/заменённая последующая согласная относится ко всяким «шипяще-свистящим» (Ж, З, С, Ц, Ч, Ш, Щ):

ТелА - палас, еда - карандаш, луч - на полу, мне - конец, визг - сподвиг, рощ - старо

Эти звуки очень любят привлечь к себе внимание. Однако и такую рифму можно заставить звучать насыщенней, добавив совпадений согласных в предшествующих слогах:

Карандаш - ерунда [РНД], палас - купола [ПЛ], мороз колюч - расколю [РСКЛ], сто колец - на стекле [СТКЛ]

Точно так же можно обогатить и абсолютную рифму в случае открытого слога. Сравните:

ГубЫ - люби =и= губЫ - губи
раба - тебя =и= раба - грубя

Если количество совпадающих предшествующих согласных увеличить и добавить совпадающие предшествующие гласные, да и вообще аллитерации и ассонансов между рифмующимися словами и в ближайших частях строка, то можно сделать красивой и мужскую ассонансную рифму, которая сама по себе смотрится исключительно убого.

Сравните:

ГордА - луна =и= гордА - дорогА
полна - рука =и= полна - полкА
тома - себя =и= тома - тона

Интересно, что в таком случае предшествующая «шипяще-свистящая» согласна стоит пары-тройки любых других:

Возьму - мазню, лежмя - рожна, казню - ко злу

Кроме того, похоже, что одни звуки лучше стоят в парах как предшествующие согласные ударного слога, чем другие, и делают рифму ещё насыщенней в сочетании с указанными выше приёмами. Это, например, В и Б (лбы - львы), М и Н (сны - сомы), П и Б (толпы - столбы), Ж и Ш (дыши - держи), Л и Р (иглы - игры). Однако, ощущение насыщенности не появится, если у этих согласных будет разная твёрдость (сова - себя)

За примерами можно обратиться и к лирике Беллы Ахмадуллиной:

И лавочка в старинном парке
бела вставала И НЕМА,
и смутно виноградом пахли
грузинских женщин ИМЕНА.

(«Грузинских женщин имена»)

Я ей вовеки соблюдаю верность,
пишу стихи у краешка СТОлА,
и все-таки меня снедает ревность,
когда творят иные мАСТерА.

Когда возводит красную ТРубУ
печник на необжитом новом доме,
я тоже вытираю об ТРавУ
замаранные глиною ладони.

(«Чужое ремесло»)

Что же делать, если чувство звука ещё не развито, и стихотворение «написалось как написалось»? Попробуйте выписать неудачные рифмующиеся слова и к каждому из них наугад подобрать десяток-другой удачных рифм. Одна из этих новых рифм может вызвать нужный поток ассоциаций, которые останется только записать строкой, выражающей вашу мысль так же или даже более точно.

(c) Лилит Мазикина