Методика «мнемотехника» в работе с детьми при разучивании стихотворений. Развитие мышления дошкольника с помощью мнемотехники Учимся по сказке с помощью мнемотехники

«Речь-это канал развития интеллекта…

Чем раньше будет усвоена речь,

Тем легче и полнее будут усваиваться знания»

В.А. Сухомлинский

Программы дошкольного образования одной из основных задач образовательной деятельности дошкольных образовательных учреждений определяют задачу овладения детьми речью как средством общения и культуры. Речевое воспитание ребенка дошкольного возраста включает обогащение активного словаря, развитие связной грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества, звуковой и интонационной культуры речи; знакомство с книжной культурой, детской литературой и мн. др.

Все эти задачи должны быть реализованы до поступления ребенка в школу, поскольку психофизиологические возможности возраста создают для этого все условия.

Однако ни для кого не секрет, что в настоящее время образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста - явление очень редкое. В процессе развития речи всё чаще у детей наблюдаются следующие проблемы:

Неумение согласовывать слова в предложении односложная, состоящая лишь из простых предложений речь; неспособность грамматически правильно говорить;

Скудость словарного запаса;

Нарушение звукопроизношения, плохая дикция.

Бедная диалогическая речь - неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ;

Неспособность построить монолог, например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами;

Отсутствие логического обоснования своих высказываний;

Отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т. д.;

Дети не владеют приёмами и методами запоминания. Они с неохотой учат стихи, пересказывают тексты. Заучивание стихотворений вызывает у них трудности - быстрое утомление и отрицательные эмоции;

Поэтому перед педагогами детского сада встала задача не только научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, но и, прежде всего, очень важно пробудить у детей интерес к речевой деятельности, увлечь их, раскрепостить и превратить непосильный труд в любимый и самый доступный вид деятельности.

С этой целью при обучении детей, вполне обосновано использование творческих инновационных методик и технологий, эффективность которых очевидна, наряду с общепринятыми. Памятуя слова К. Д. Ушинского, который писал: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету», мы решили организовать поиск такой технологии, которая позволит интересно для детей и, в то же время, эффективно развивать их речь, а, значит, способствовать их полноценному психическому развитию.

Такой технологией, на наш взгляд, является технология мнемотехники, которая облегчает запоминание, увеличивает объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций и позволяет в увлекательной для детей форме решать задачи их речевого развития. Так ее представляет в своей работе Т.Б. Полянская .

Л.В. Омельченко определяет мнемотехнику как систему различных приёмов, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций, организация учебного процесса в виде игры. Цель обучения мнемотехнике - развитие памяти, мышления, воображения, внимания, которые тесно связаны с полноценным развитием речи .

Для того, чтобы овладеть мнемотехникой, педагогам необходимо было познакомиться с теорией и самой технологией работы с детьми, понять роль педагога в этом новом для нас направлении образовательной деятельности. Для этого в детском саду проводили семинары, практикумы, готовили и приобретали необходимый методический и дидактический материал.

Мы узнали, что использование мнемотехники в настоящее время становится актуальным, поскольку свое восхождение эта педагогическая технология начала в работе с логопедическими детьми, развитие речи которых не подчиняется традиционной методике. Кроме того, изучили теоретические основы технологии, способы ее применения и разнообразия.

Основной «секрет» психофизиологической основы мнемотехники очень прост и хорошо известен. Человек в своём воображении соединяет несколько зрительных образов, а мозг фиксирует эту взаимосвязь. И в дальнейшем при припоминании по одному из образов этой ассоциации мозг воспроизводит все ранее соединённые образы. Хорошо известно, что язык мозга - это образы. И, прежде всего, зрительные образы. Если обращаться к мозгу на его языке, он выполнит любые наши команды, например, команду «запомнить».

Но где взять такие программы, которые позволят нам общаться с мозгом и будут кодировать необходимую нам информацию на его образный язык? Мнемотехника и является такой программой. Она состоит из нескольких десятков мыслительных операций, благодаря которым удается «наладить контакт» с мозгом и взять под сознательный контроль некоторые его функции, в частности, функцию запоминания.

Использование приёмов мнемотехники, способствует увеличению объёма памяти. Всё это достигается путём образования ассоциаций. Абстрактные объекты, факты заменяются образами, имеющими визуальное, аудиальное или кинестетическое представление. Большинству детей сложно запомнить слова с неизвестным, абстрактным значением. Зазубренная информация, исчезает из памяти через несколько дней.

Для прочного и лёгкого запоминания следует наполнить слово содержанием с помощью приёмов мнемотехники. Связать его с конкретными яркими зрительными, звуковыми образами, с сильными ощущениями. Особенности данной технологии заключаются в применении не изображения предметов, а символов. Прием символизации значительно облегчает детям поиск и запоминание слов. Символы максимально приближены к речевому материалу. Например: для обозначения диких животных используется елочка, а для обозначения домашних животных домик.

Технология мнемотехники помогает в решении задач развития речи в процессе:

Формирования умений и навыков диалогической и монологической речи (рассматривание картин, иллюстраций, беседы, разговор, составление рассказов, пересказ художественной литературы и др.);

Активизации и обогащения словарного запаса, в т.ч, при отгадывании и загадывании загадок. ;

При заучивании стихов;

Формирования грамматически правильной речи;

Обучения детей грамоте.

Мнемотехника способствует развитию у детей психических процессов таких, как: память, логическое мышления (умение анализировать, систематизировать) и образное мышление.

С ее помощью решаются различные общеобразовательные и дидактические задачи: ознакомление с различной информацией; развитие смекалки, тренировка внимания; обучение детей умениям устанавливать причинно-следственные связи в событиях, рассказах; развиваются навыки мелкой моторики. Дети, владеющие средствами мнемотехники, в дальнейшем способны самостоятельно развивать речь в процессе общения и обучения.

Эффективность использования технологии зависит от определенных условий:

Использование различных приемов наглядного моделирования: пиктограммы, заместители, мнемотаблицы.

Пиктограмма - символическое изображение, заменяющее слова, это рисунок, с помощью которого можно записать слова и выражения, это рисунок, который поможет вспомнить заданное слово. Например «веселый праздник» - шарик, салют; знак, изображающий ногу, может означать ходить, стоять. Примеры пиктограмм - дорожные знаки, на одежде (уход за одеждой)

Можно использовать пиктограммы с изображением: слов-предметов, (например, «девочка», «солнце», «бабочка» и т.д.), слов-признаков («большой», «маленький», «грустный», «веселый» и т.д.), слов-действий («идет», «светит», «летает»), символов-предлогов («под», «над», «в» и т.д.). Личное творчество педагога позволяет воспроизвести это в различных вариациях.

Замещение - это вид моделирования, при котором одни объекты замещаются другими, реально-условными. В качестве заместителей удобно использовать бумажные квадратики, кружки, овалы, различающиеся по цвету и величине, т.к. замещение основывается на каком-либо различии между предметами, их признаками.

Разыгрывание речевого содержания с помощью заместителей, по мнению О.М. Дьяченко, лучше начинать с народных сказок, т.к. устойчивые стереотипы знакомых героев (лиса оранжевая, медведь большой и коричневый и т.д.) легко переносятся на модели. На первых занятиях число заместителей должно совпадать с числом персонажей, потом можно ввести лишние кружки или квадраты, чтобы ребенок мог выбрать нужные. Вначале достаточно, чтобы ребенок поднимал соответствующий символ по ходу рассказывания сказки взрослым, затем можно переходить к разыгрыванию сказки.

Особое место в работе с детьми занимает использование такого дидактического материала, как мнемотаблицы. Мнемотаблица - это схема, в которую заложена определенная информация. Содержание мнемотаблицы - это графическое или частично графическое изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий и др. путем выделения главных смысловых звеньев сюжета рассказа. Главное - нужно передать условно-наглядную схему, изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям.

В мнемотаблице можно изображать практически все - графическое или частично графическое изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий, т.е. можно нарисовать то, что педагог, использующий данную технологию посчитает нужным. Главное - изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям.

Изучив теоретические основы, овладение технологией мнемотехники начали на основе принципа «от простого к сложному»: на тренингах, практических занятиях педагоги знакомились сначала с техникой применения простейших мнемоквадратов, последовательно переходили к мнемодорожкам и позже - к мнемотаблицам.

В практической работе с детьми приступили после того, как был разработан алгоритм работы с моделью.

В работе с опорными схемами выделили несколько этапов.

На 1-м этапе вводили элементы схем и символов. Например, обозначения цвета, формы, величины, действия.

На 2-м - использовали элементы опорных схем, символов во всех видах непосредственной образовательной деятельности (в дальнейшем НОД) и в различных видах детской деятельности. Руководствовались тем, что у ребёнка не должно быть «привыкания», что этот символ применим только в какой-то одной области, потому что символ универсален.

На 3-ем этапе вводили прием от противного или прием отрицания. Например, не гладкий, не сладкий и т.п.

Четвертый этап - этап обучения сочетанию символов, «чтения» цепочки символов.

Далее, на 5-м этапе организовывали самостоятельный поиск детьми изображений, символизирующих какое-либо качество. Задачей этого этапа был активный поиск изображений. Здесь формировали у детей умение обосновывать свой выбор.

На следующем - 6-м этапе учили детей рассматривать таблицы и разбирать содержание того, что на ней изображено.

В процессе 7-го этапа учили детей перекодированию информации, т.е. преобразованию из абстрактных символов в образы.

8-ой этап был заключительным, здесь уже пересказывали сказку или рассказ по заданной теме. В младших группах с помощью воспитателя, в старших самостоятельно.

Пересказу, как методу развития связной речи, принадлежит особая роль в ее формировании. Здесь совершенствуется структура речи, ее выразительность, умение строить предложения. Здесь мнемотаблица должна была помочь детям запомнить последовательность событий, очередность появления сказочных героев, их действий.

Работу с мнемотаблицами по обучению детей пересказу начинали с простого воспроизведения хорошо знакомых детям кумулятивных сказок, особенностью которых было построение сюжета по цепочке. По мнению Т.В. Большовой, тексты сказок - самый благодатный материал для развития речи и мышления детей дошкольного возраста. Это были сказки «Колобок», «Репка», «Теремок». Они знакомы детям по содержанию, многократные повторы сюжета быстро запоминались детьми. Поэтому эти сказки всегда использовались на начальном этапе работы по технологии мнемотехники даже с детьми старшего возраста .

Пересказ с помощью мнемотаблиц помогал детям видеть всех действующих лиц, концентрировать свое внимание уже на правильном построении предложений, на воспроизведении в своей речи необходимых выражений.

Когда дети начинали получать удовольствие от успеха результатов своей деятельности по этим сказкам, качественный потенциал их речевого развития поднимался. У них появлялась уверенность в своих возможностях логично и правильно воспроизводить текст. Они стали уверено пользоваться алгоритмом работы с текстом. После этого переходили к литературным художественным произведениям.

Постепенно мы стали расширять диапазон своих действий поиспользованию мнемотаблиц. Проводили предварительную работу по развитию и обогащению речи. Сначала давали готовые мнемотаблицы, они были цветными, правильно исполненными в цветовом и графическом отношении, образы были понятны детям. Мнемотаблицы не превышали требуемый объем информации, который соответствовал возрасту детей группы. Затем стали пробовать создавать мнемотаблицы сами. На начальном этапе предлагали готовую план - схему, а по мере обучения ребенок также активно включался в процесс создания своей схемы.

Практика работы в технологии мнемотехники показала, что мнемотаблицы достаточно эффективны и при разучивании стихотворений. Суть заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение), таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком. Здесь работа строилась по тому же принципу - «от простого к сложному». Сначала добавляем лишь простые символы, схемы (например, обозначения: цвета, формы, величины, действия) и увеличиваем объем информации (допустим объем уже более 9 мнемоквадратов).

Наиболее трудный вид монологической речи - этосоставление описательного рассказа и пересказа с элементами творчества. Здесь важно было научить ребенка выделять признаки предмета.

На этапе составления описательного рассказа продолжали вводить в мнемотаблицы символы, обозначающие слова. Например: при виде символа в виде знака вопроса или контурного изображения объекта - детям предлагали назвать предмет или объект. Затем дети обозначали цвет, они рассказывали о цвете предмета по цветовому пятну-палитре. Геометрические фигуры - обозначали форму объекта. Если символом была «рука» - дети понимали, что надо говорить о том, какой предмет на ощупь или называть действие с ним. «Образ человека» - символизировал, для чего объект нужен человеку, каким образом человек о нём заботится или как человек его использует. «Части объекта» - напоминали о том, что рассказывать надо, из каких частей состоит объект. По мере необходимости использовали и другие символы. Далее знакомили детей с понятием отрицания, вводили символы, обозначающие частицу «не », например, символ «перечеркнутый рот» обозначал слово «несъедобный».

Обращали внимание на то, что мнемотаблицы даются в одном цвете и без детализации изображений, все образы также должны быть доступны и понятны детям, объем информации увеличивали по мере необходимости.

Кроме того, в процесс создания мнемотаблиц вовлекали детей, их участие способствовало развитию не только графо-моторных навыков, но и лучшему запоминанию и кодированию информации.

Предложение придумать рассказ или сказку дети обычно встречали радостно и здесь немаловажную роль стали играть таблицы. Но чтобы рассказы детей были неоднообразные, логично построенные, существенную помощь окажут снова мнемотаблицы. Когда дети по данной технологии усвоили алгоритм пересказа, составление описательного рассказа и рассказа по памяти, приступили к более сложному этапу использования ее в процессе творческого рассказывания.

При обучении детей составлению рассказов с элементами творчества решали следующие задачи:

Развитие связной речи на основе самостоятельно созданной воображаемой ситуации;

Развитие творческого воображения;

Актуализация имеющихся у детей знаний и представлений об окружающем;

Развитие словесно-логического мышления;

Формировать умение составлять план развития воображаемой ситуации.

Применительно к мнемотехнике использовали различные методы обучения -словесные: объяснение, разъяснение, рассказ, беседу, дискуссию; наглядные: образец, показ, иллюстрации, демонстрационные); широко использовали познавательно‑практическую деятельность.

В процессе НОД создавали максимально возможные условия для рассуждения, описания обстоятельств развития событий. Учили детей самостоятельно мыслить, анализировать, высказывать свои мысли, выражать свое отношение к создаваемым событиям - это важная задача при использовании мнемотехники в обучении детей связной речи.

В процессе работы по новой технологии и на основании анализа достаточно эффективных результатов развития навыков связной речи детей своей группы пришли к выводу, что рассказывание по схеме помогает детям развивать диалектику и логику мышления, преодолеть застенчивость, замкнутость, робость. Дети учатся отстаивать свою точку зрения, аргументировать свои высказывания, а попадая в трудные ситуации, самостоятельно находить оригинальные речевые решения и обороты.

Приём мнемотехники применим ко всем повествованиям и описаниям, прозаическим и поэтическим. Любое ёмкое и живописное стихотворение детям легко иллюстрировать серией рисунков, а по ним выучить текст стихотворения. Это мы поняли, благодаря знакомству с книгой Н. Чохонелидзе «Учим стихи по картинкам .

Практика показала, что большинство детей в группе заучивают стихотворение наизусть, пока таким образом «рисуют» его. Постепенно память дошкольников укрепилась, стала более «цепкой». Появились качественные изменения в развитии не только памяти, но и образного мышления, и, конечно, творческого воображения. Дети стали запоминать намного лучше, больше по объёму, легче и эмоциональнее.

Наша работа по развитию связной речи у детей не ограничивается мнемотаблицами. Использование мнемотехники мы восприняли, как начальную, «пусковую», но при этом эффективную технологию, так как она позволяет детям легче воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, сохранять и воспроизводить её. Мнемотаблицы, в свою очередь, служат лишь дидактическим материалом в работе по развитию связной речи.

Конечно, использование мнемотехники ни в коем случае не призвано заменить самый известный и широко популярный метод в развитии и укреплении памяти - традиционное заучивание текстов наизусть. Однако с задачей помочь сделать процесс запоминания более простым, интересным и информативным, мнемотехника справляется просто великолепно.

Скачать книгу Большева Т.В. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемохотехники абсолютно бесплатно.

Для того, чтобы бесплатно скачать книгу с файлообменников нажмите на ссылки сразу за описанием бесплатной книги.

Дошкольный возраст - это возраст образных форм сознания, и основными средствами, которыми ребенок овладевает в этом возрасте, являются образные средства. Использование представленных в книге обозначений позволяет ребенку обобщить свой непосредственный опыт. Настоящее методическое пособие для воспитателей содержит конспекты игровых сказочных занятий с подробными комментариями по их проведению и разрезной наглядный материал.
Рассчитано на педагогов ДОУ, а также родителей, интересующихся способами развития детской памяти, мышления, внимания, воображения.


Дорогие читатели если у Вас не получилось

скачать Большева Т.В. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемохотехники

напишите об этом в комментарияхи и мы обязательно вам поможем.
Мы надеемся, что Вам понравилась книга и Вы получили удовольствие от чтения. В качестве благодарности можете оставить ссылку на наш сайт на форуме или блоге:) Электронная книга Большева Т.В. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемохотехники предоставлена исключительно для ознакомления перед покупкой бумажной книги и не является конкурентом печатным изданиям.

В данной статье мы расскажем об использовании мнемотехники для развития детей.

Обладая отличной памятью, ребенку сложно запоминать определенные образы? Это можно легко исправить, если использовать в его воспитании мнемотехнику.

Что такое мнемоника, мнемотехника в развитии связной речи и памяти, запоминания информации у маленьких детей, дошкольников и школьного возраста: определение, объяснение метода

Мнемотехника – искусство, позволяющее лучше и быстрее запоминать образы. В состав мнемотехники входят методологии и правила, направленные на улучшение функциональности памяти. Благодаря им педагоги и родители могут без проблем организовывать информацию, поступающую в мозг ребенка, создавая при этом ассоциативные изображения.

Ребенок начинает запоминать цифры и сложные слова при помощи красочных образов. Вследствие этого полученная им информация быстрее и прочнее закрепляется. Мнемотехника – это методика, во время которой используются мнемоники, разнообразные приемы, помогающие ребенку запомнить много информации.

Пользоваться мнемотехникой может любой человек. Возраст здесь не имеет значения. Для этого не требуется обладать особенными способностями и навыками. Тут все зависит от того, какой промежуток времени будет потрачен на учебу.

Существует несколько типов мнемотехники:

  • Народная. Этот способ мнемотехники считается самым распространенным. Как правило, методикой пользуются воспитатели в детских садах и учителя в школах. Но она не такая результативная, поскольку она не обладает определенной системой.
  • Классическая. Данный метод использовали наши предки. Благодаря ему дети и взрослые запоминали длинные предложения. Комбинация методов этого направления не сильно большая. В данную категорию вошли многие приемы, к примеру, способ «Цицерона».
  • Педагогическая. В основе данной методики не применяется визуальное мышление. Следовательно, детям легче и понятнее получать информацию благодаря знаниям. В педагогической мнемотехнике, как правило, делается упор на то, чтобы дети запоминали материал, читая книжки, стихи, тексты.
  • Цирковая или «эстрадная». По принципам действия очень напоминает классическую мнемотехнику. Есть правда один отличительный момент – здесь информация крепче зашифрована: в голосе, жестах, мимике. Самое основное в методе – передача информации от преподавателя к ученику различными методами.
  • Спортивная. Здесь речь непосредственно касается соревнований, которые устраиваются между мнемонистов. В соревнованиях могут принимать участие детки с учетом таких показателей: скорость запоминания информации, ее объем.
  • Современная. Данная методика основана на использовании теоретической базы. Есть несколько приемов на основе данной мнемотехники. Они дорабатываются, затем объединяются, используются, чтобы решить ту или иную задачу.

Преимущества мнемотехники очевидны. Ребенок благодаря данной технике:

  • Начинает быстрее запоминать последовательности действий.
  • Привыкает к распорядку дня.
  • Учится быстрее читать.
  • Повышает собственную внимательность.
  • У ребенка отлично развивается образное мышление.

Как развить память, связную речь, запоминание информации для маленьких детей с помощью мнемотехники: методы, приемы и упражнения

Главная цель мнемотехники – развить память ребенка, его мышление, воображение, внимание. Поскольку именно данные процессы непосредственно касаются полноценного развития малыша.

Как правило, в детских садах и школах применяются специальные мнемотаблицы. Суть данных таблиц заключается вот в чем: к слову или словосочетанию придумывается определенная картинка, вследствие чего текст показывается ребенку в виде схемы. Гладя на подобные схемы, ребенок начинает быстрее воспроизводить материал.

Мнемотехникой можете заняться со своим ребенком, когда ему исполнится 4 года. Именно в этом возрасте у него начнет накапливаться словарный запас. Используйте для изучения мнемотаблицы с изображением отдельных образов. Например, лисичка – рыжая, елка – зеленая и так далее.



Также можете воспользоваться следующими приемами:

  • Тактильная игра . Суть данного приема такая – заменяйте картинки предметами. К примеру, для изучения круглых элементов, положите в коробку круглый камешек, крышку, теннисный шарик и прочие похожие предметы. Попросите ребенка, чтобы он достал из коробки определенный элемент на ощупь.
  • Фланелеграф. Поверх магнитной доски положите ткань, купите картинки на магнитах. Расскажите ребенку историю, делая паузы в некоторых моментах. Задача малыша – выбрать изображение с нужным предметом, на котором вы сделали паузу, и прикрепить магнит к фланелеграфу.
  • Звуковое лото . Включите карапузу звуки. Под них ему придется выбирать картинки. К примеру, «Кто издает звук «мяу»?»

Как развить память, связную речь, запоминание информации для дошкольников с помощью мнемотехники: методы, приемы и упражнения

В методах мнемотехники старайтесь применять те или иные виды запоминания. Конечно же, самым эффективным способом здесь считается игра. Также для ребенка 5-6 лет используйте схемы, нарисовав их одним цветом. Таким образом вы сможете привлечь внимание ребенка на яркость данных картинок.

  • «Собери набор» . Дайте малышу отдельные изображения. Ребенок должен их сгруппировать и объяснить вам, почему он их решил положить вместе.
  • «Нарисуй свои впечатления». Данный прием позволяет увеличить словарный запас. Кстати, он также способен сформировать традиции, которые есть в семье. Предложите ребенку вместе нарисовать впечатления, которые у него остались от прошедшего дня. Далее малыш должен рассказать вам, что сегодня у него было плохое, а что хорошее. Добавляйте регулярно новые слова и понятия.
  • «Выучи стих» . Чтобы вашему малышу было легче учить стихи, примените специальные таблицы. На них каждую строку изобразите в виде знака либо картинки. Обязательно дополняйте таблицы словами или буквами.


  • «Сетка памяти». Дайте ребенку картинку. Расскажите, что на ней изображено, а потом картинку переверните. Малыш должен назвать элемент, который есть на том или ином изображении, затем открыть ее и проверить собственные знания.
  • «Рассказы по картинкам». Найдите рассказ, в котором часть слов заменяют картинки. Таким образом ваше чадо будет учить новые слова и развивать воображение.
  • «Фотопамять» . Дайте ребенку картинку, уберите потом ее, покажите ему совершенно другую, чтобы она отличалась от предыдущей определенным элементом.
  • «День-ночь». На столе разложите различные картинки. Сказав, «Пришла ночь», малыш должен закрыть глаза, а вы в это время спрятать одно изображение. Открыв глаза, ребенку предстоит угадать, какой именно картинки не хватает.

Как развить память, связную речь, запоминание информации для детей начальной школы с помощью мнемотехники: методы, приемы и упражнения

Благодаря мнемотехнике в работу включается весь головной мозг. Левое полушарие мозга будет отвечать за логику, а правое полушарие – за воображение. Предложите своему ребенку одну из следующих методик мнемотехники или сразу все. Их вы сможете вместе с ним практиковать каждый день.

  • «Цепочка» . Данный способ позволит вашему ребенку научиться запоминать одновременно несколько элементов. К примеру, необходимо запомнить некоторые продукты. Ребенок должен представить образ данных продуктов, склеить их мысленно с остальными предметами такого же цвета и размера. Потом он должен образы связать между собой, получая тем самым пары. Когда у него получится связь, пусть он мысленно уберет одну картинку, переключит внимание на второй предмет. После этого у него появится связь между следующей парой картинок. Когда ребенок будет вспоминать всю цепочку, у него в сознании будет всплывать одновременно несколько предметов.
  • «Матрешка» . Здесь картинки объединяются парами. Первое изображение ассоциации больше, оно включает в себя вторую картинку. Метод напоминает матрешку: мелкие элементы ребенку нужно представить крупными, соединив их с частью больших предметов. Когда ребенок будет их соединять, его сознание будет направлено к меньшему элементу, а крупный предмет при этом исчезнет из мыслей. После этого ребенку нужно увеличить предмет и присоединить к следующему образу и т.к.


  • «Символизация» . Данный метод применяется для того, чтобы запомнить абстрактные понятия. Представив мысленно образ, ребенок должен задать себе вопрос, как его лучше представить? К примеру, холод вызывает ассоциации со льдом, снегом. А жара с летом, морем.
  • Метод «Цицерона». Этот способ считается достаточно интересным. Ребенок запоминает интерьер комнаты, привязывает к определенным элементам ассоциации, тем самым запоминает их. Здесь важно, чтобы ребенок придерживался специальной последовательности. Например, передвигаясь в сторону часовой стрелки, он должен представить путь от дома к школе. И, когда он будет следовать повторно этому пути, подбирать запомненные предметы, называть к ним ассоциации.

Мнемотехника для детей: таблицы цифр, букв, символов

Самый простой метод, позволяющий ребенку запомнить цифры, буквы и символы – это таблица. Вы можете сами нарисовать такие таблицы, воспользовавшись нашими подсказками.

Для того, чтобы запомнить цифры, сделайте схемы, поместив в них цифры и ассоциации к ним. Пример:

Для запоминания букв сделайте похожую схему, только суть здесь немного другая. В первый столбец поместите буквы, во втором нарисуйте образы, названия которых начинаются именно на эту букву.

Мнемотехника в детском саду по сказкам: методика для воспитателей ДОУ

Тренировать память детей, учить их пересказывать какие-то тексты на разнообразную тематику можно даже в детских садах. Для данного вида мнемотехники педагоги, как правило, используют опорные схемы. Начинается обучение с года или с 2 лет, когда малыш уже знаком с некоторыми сказками и старается их рассказать, путая при этом персонажей и события. Специальные мнемотаблицы для деток дошкольного возраста составляют воспитатели по известным им сказкам.

Изображения в ячейках таблиц – это персонажи сказок. Достаточно удобная в подобной практике сказка под названием «Колобок». В этой таблице события время от времени повторяются, а персонажи меняются. Для малышей 2 лет подойдут таблицы, состоящие из 4 – 9 ячеек, не больше.

Следующие таблицы рисует воспитатель с детками. Ребята с огромным удовольствием примут участие в составлении таких мнемотаблиц. В будущем они самостоятельно будет придумывать таблицы к любой сказке, усложняя немного их, увеличивая число самих ячеек.

Улучшение памяти в данном случае происходит благодаря регулярной кодировки словесной информации в картинки и наоборот. Вследствие этого дети прокручивают полученный материал в голове несколько раз, запоминая его автоматически.

Для деток старше 5 лет задача немного усложняется:

  • 1 вариант. В таблицу вносятся персонажи с совершенно иных сказок. Затем дети определяют, какие именно персонажи в таблице являются лишними.
  • 2 вариант. В таблице перемешиваются персонажи сказок. Дети должны распределить этих героев по нужным таблицам.
  • 3 вариант. Разрезаются таблицы, потом дети их самостоятельно восстанавливают. Карточки рассыпаются, воспитатель читает сказку, а дети находят необходимое изображение.

Применение мнемотехники в помощь детям при запоминании таблицы умножения

Приемы изучения таблицы умножения очень похожи на те, которые применяются для изучения иностранного языка. Здесь также можно использовать карточки, записывая на них числа в любом где угодно месте.

В настоящее время достаточно распространенными считаются еще и следующие методы мнемотехники:

  • Прием с 2, 3, 5. Данный вид мнемотехники используется, как правило, на начальном этапе изучения таблицы умножения. Этот счет считается базовым приемом, который позволяет познакомиться с таблицей умножения. Этот метод технологически соответствует способу, во время которого происходит заучивание однозначных чисел и их состава. Если ваш ребенок сможет освоить материал, он в будущем без проблем справиться и с оставшимися из таблицы цифрами, а также с более сложными вариантами.


  • Последовательное сложение. Этот метод непосредственно касается сложения идентичных слагаемых. Он считается удобным, даже во время умножения 7 или 8, если, конечно же, второй множитель небольшой. К примеру, 5х3=5+5+5.
  • Прибавление слагаемого числа к прошлому результату. Этот прием применяется, если ребенок уже выучил что-то из таблицы умножения. Например, 4. Продолжим пример, приведенный выше. Он легко запоминается. Но, если нужно 5х6, тогда можно к полученному ответу 15 прибавить не достающиеся 5. 15+5+5+5. Помимо этого, нужно, чтобы ребенок умел еще правильно складывать и вычитать в уме до 100.

Применение мнемотехники на логопедических занятиях с детьми

Дошкольный возраст считается самым благоприятным, поскольку в этот период жизни у ребенка закладываются основы грамоты, четкость произношения слов, красивая речь. Это очень важные условия, влияющие на умственное воспитание ребенка. У ребенка с нарушенной речью присутствуют такие проблемы:

  • Минимальный набор слов.
  • Неумение составлять из слов предложения.
  • Нарушенное произношение определенных звуков.
  • Нарушенное внимание.
  • Нарушенная логика.

Столкнувшись с такой проблемой, вы можете воспользоваться мнемотехникой. Благодаря ей вы добьетесь таких результатов:

  • У ребенка улучшится связанная речь и ассоциативное мышление.
  • Ребенок сможет лучше усваивать материал, используя зрительную и слуховую память.
  • У ребенка будет лучше работать воображение, ускорится процесс запоминания звуков.

Мнемоквадраты – идеальный метод, символ любого успешного занятия. Благодаря таким схемам вы быстро научите ребенка учить стихи, загадки, скороговорки.



Этапы изучения такие:

  • Выразительно прочитайте ребенку стих.
  • Попросите ребенка, чтобы он выучил вместе с вами стих.
  • Повторно прочитайте стихотворение, делая упор на мнемотаблицу.
  • Задайте ребенку вопросы, касающиеся стиха. Помогите ему если нужно, уясните с ним основную мысль произведения.
  • Узнайте у чада, какие именно слова ему показались непонятными. Объясните, что они означают.
  • Прочитайте по отдельности все строчки стиха. Попросите ребенка, чтобы он повторил стих.
  • В самом конце ребенку предстоит рассказать стихотворение.

В мнемотаблицу, которую будете использовать, внесите всех персонажей стиха. Благодаря этому ваш малыш научится концентрировать внимание, правильно строить предложения и выражать собственную речь.

Мнемотехника при изучении словарных слов: приемы, ассоциации к словам

Для изучения словарных слов используются следующие виды мнемотехники:

  • Зрительные ассоциации.
  • Звуковые ассоциации.
  • Мнемотехника «связей» и многие другие.

Зрительные ассоциации больше всех нравятся деткам. Во время запоминания определенного слова, предложите малышу посмотреть на картинку, которая будет обозначать слово, плюс сможет обыграть трудно запоминающуюся букву. Например, изобразите на картинке слово «Магнит» и букву «А». Выбрав другие слова, делайте упор на те буквы, которые ваш малыш не может казать или написать.

Также в других словах буквы, вызывающие у ребенка трудности во время написания, изобразите картинками, учитывая смысл самого слова. В слове «Копейка» вторая по счету буква очень похожа на копеечку. Следовательно, вместо нее нарисуйте ее.

Следующая методика – звуковые ассоциации. К примеру, слово «Завтрак» созвучно со словом «Рак». Соединив данные слова в одну единую фразу, можно получить предложение: «На завтрак будет вареный рак ». Данное слово ваш ребенок выучит с помощью звуковой ассоциации. А сама фраза звучит мелодичнее, следовательно, запоминается без проблем.

Видео: Занятие на развитие речи с использованием мнемотехники

Ольга Номерчук
Развитие мышления дошкольника с помощью мнемотехники

Работая в детском саду, я обратила внимание, что в настоящее время образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста - явление очень редкое. В речи детей существуют множество проблем.

Как же сформировать речь ребенка, наполнить ее большой палитрой слов, красивых фраз, словосочетаний? Как помочь ребенку чувствовать ритм речи, мелодию слов, переживать содержание услышанной речи? Как помочь ребёнку научиться коммуникативной речи?

Многие ответы на эти вопросы я нашла, используя в своей работе методику

мнемотехника . Мнемотехника это совокупность правил и приёмов, облегчающих процесс запоминания информации. Мнемотехника помогает в развитии :

Связанной речи;

Ассоциативного мышления ;

Зрительной и слуховой памяти;

Зрительного и слухового внимания;

Воображения;

Ускорения процесса автоматизации и дифференциации звуков.

Как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному. Поэтому предлагаю начинать работу с использования простейших мнемоквадратов , последовательно переходить к мнемодорожке , и позже - к мнемотаблицам .

Приёмы мнемотехники включаю на занятия с детьми младшего дошкольного возраста . Чтобы выработать у детей определённые навыки и умения, в обучающий процесс ввожу мнемотаблицы потешек . Использую алгоритмы процессов умывания, одевания, сервировки столов, ухода за комнатными растениями и т. д.

У детей важно развить наглядно-образное мышление , используя символы, схемы, которые лежат в основе образования искусственных ассоциаций, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти. Опора на визуальный образ очень важна и обязательна.

Работа на занятиях по мнемотаблицам состоит из трёх этапов :

1. Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.

2. Осуществление перекодировки информации, т. е. преобразование из абстрактных символов в образы.

3. Пересказ сказки или рассказ по заданной теме. В младших группах с помощью воспитателя , в старших - дети делают это самостоятельно.

Мнемотаблицы -схемы служат дидактическим материалом в моей работе по развитию связной речи детей . Я их использую для :

Обогащения словарного запаса,

При обучении составлению рассказов,

При пересказах художественной литературы,

При отгадывании и загадывании загадок,

При заучивании стихов.

Опираясь на опыт педагогов, я разработала мнемотаблицы для составления описательных рассказов об игрушках, посуде, одежде, овощах и фруктах, птицах, животных, насекомых. Данные схемы помогают детям самостоятельно определить главные свойства и признаки рассматриваемого предмета, установить последовательность изложения выявленных признаков; обогащают словарный запас детей.

Для изготовления этих картинок не требуются художественные способности : любой педагог в состоянии нарисовать подобные символические изображения предметов и объектов к выбранному рассказу.

Схемы служат своеобразным зрительным планом для создания монологов, помогают детям составлять описательные рассказы о предметах, объектах и явлениях природы. Занятия построены на общеизвестных сюжетах, сказках. Причем дети сами являются исполнителями сюжета, активными его участниками. «Превращаясь» в животных и птиц, дети развивают чувство эмпатии , которое помогает им лучше понять окружающий их мир.

Хотелось бы рассказать ещё о применении модельных схем при заучивании стихотворений. Суть заключается в следующем : на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка; таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком. Овладение приёмами работы с мнемотаблицами значительно сокращает время обучения.

Мнемотехнику я широко использую при ознакомлении с художественной литературой и при обучении составлению рассказов. Вместе с детьми беседуем по тексту, рассматриваем иллюстрации и отслеживаем последовательность заранее приготовленной модели к данному произведению.

Таким образом, постепенно осуществляется переход от творчества воспитателя к совместному творчеству ребенка с взрослым. Еще одна разновидность мнемотехники - это коллаж . Работая с детьми младшего дошкольного возраста с коллажами, я отмечаю, что дети с интересом слушают сказку, легко запоминают текст, опираясь на таблицу, воспроизводят содержание. В течение периода работы над сказкой дети выполняют ряд заданий, направленных на интеллектуальное развитие . Так дети знакомятся с буквами, участвуют в занятиях по изодеятельности, играх, разучивают стихи. Работа в свободной деятельности стала разнообразнее, так как содержание занятий органично вносится в игровую среду.

Одним и интересных приемов является работа с тактильными дощечками. Изготавливаются дощечки с разной поверхностью. Данный материал хорош для развития тактильной памяти , воображения, развития речи . Гладя дощечку с гречневой крупой, ребенок говорит, что это зубастый волк, у него зубы острые, он злой. Получая дощечку с мехом, отвечает, что это лиса, хитрая, пушистая. У нее длинный пушистый хвост, она красивая.

Так как дети младшего возраста очень любопытны и им трудно сдержаться, не открыв глаза, я использую для этой игры традиционный чудесный мешочек. Здесь Дети уже имеют возможность не только обследовать предложенную дощечку, но и выбрать из большого количества в мешочке самостоятельно.

Увидев ценность данной работ, ее результативность я с легкостью включаю данную технику во все виды детской деятельности. Мнемотехника прочно вошла в жизнь детей нашей группы. Придя к концу дошкольного возраста , дети используют схемы во всех видах деятельности, самостоятельно зарисовывают опыты, результаты наблюдений, составляют планы рассказов.

Всё перечисленное - это только определенные виды деятельности детей по развитию речи . Но я считаю, и думаю, что вы согласитесь, что применять модельные схемы можно и на других занятиях.

Таким образом, с помощью схем-моделей , мнемотаблиц , коллажей удалось достичь следующих результатов :

У детей появилось желание пересказывать сказки - как на занятии, так и в повседневной жизни;

Расширился кругозор знаний об окружающем мире;

Активизировался словарный запас;

Дети преодолели робость, застенчивость, научились свободно держаться

перед аудиторией.

Считаю, что наглядность в виде моделей любого плана, помогает детям в освоении многих задач. Дети развиваются всесторонне . Наши дети хорошо подготовлены к школе, где важно развитие психических процессов : внимания, памяти, мышления . Мы решаем вопросы подготовки к школе комплексно и в этом помогает мнемотехника .

Литература :

1. Т. В. Большева : Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемохотехники . Издательство : Детство-Пресс, 2005 г. Серия : Библиотека программы "Детство"

2. Т. Полянская : Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста . Издательство : Детство-Пресс,2010

3. В. А. Козаренко Учебник мнемотехники Москва 2007г .

4. Сайт Mnemonikon (http://www.mnemotexnika.narod.ru)

Разделы: Работа с дошкольниками

Наш детский сад работает по программе “Детство”. Эта программа дает возможность творчески подойти к планированию. Из предложенного содержания мы самостоятельно определяем соотношение материала, которое ребенок может усвоить в самостоятельной деятельности, чего можно добиться в совместной деятельности, а что необходимо включить в занятия и другие виды деятельности.

Развитие речи детей является одной из важнейших задач при подготовке детей к школе. Для нас стало необходимым таким образом организовать развитие ребенка, чтобы сам малыш был активным деятелем. Необходимо было заинтересовать детей, вызвать у них интерес к занятиям и в частности к занятиям по развитию речи.

Проработав много литературы по интересующим нас темам, мы остановились на интересных находках таких авторов, как Т.В.Большева, Л.Е.Белоусова. Они предлагают развитие мышления дошкольников, а вместе с тем и развитие речи с использованием мнемотехники или мнемоники. Это система различных приемов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования дополнительных ассоциаций(2). Этот прием работы конечно не нов, но такая система работы, представленная авторами заинтересовала нас. Так пособие “Учимся по сказке” Т.В.Большевой подробно представляет систему работы. Подбор сказок для работы с детьми младшей группы осуществлен по программе “Детство”. Мы решили начать работу с детьми, используя данное пособие.

Подготовив необходимые материалы, изучив литературу, мы окунулись в интересный мир сказки. Работа заключалась не в сухом пересказе содержания, а в активном, творческом процессе работы над произведением. Вначале мы научили детей понимать мнемодорожки. Это дидактический материал, схема, в которую занесена определенная информация (2). Поскольку она вначале незнакома детям, педагоги брали на себя обучающую роль, т.е. доводили до детей содержание, которое вложено в мнемодорожку. Поняв работу с мнемодорожкой, дети легко осваивают обучающие мнемотаблицы. В младшем возрасте по совету автора пособия, мы используем цветные картинки. Дети легче запоминают образы, если цвет соответствует герою: лиса - рыжая, солнышко – желтое (рисунок 1).

В начале обучения мы не использовали метод графической зарисовки, но постепенно уже в младшей группе вводили кодирование информации с помощью воспитателя частично, а к концу обучения полную зарисовку на занятии.

Одним из приемов мы используем работу с коллажом. Это лист картона, на который наносятся различные картинки, буквы, геометрические фигуры и т.д.(2). Это обучающее пособие несет в себе разные задачи. Это и развитие фотографической памяти, расширение словарного запаса, образного восприятия и т.д. Данное пособие используется на всех видах занятий. Ребенок учится связывать все картинки коллажа, составляет сюжеты.

Работая с детьми младшего дошкольного возраста с мнемотехникой, мы отмечаем, что дети с интересом слушают сказку, легко запоминают текст, опираясь на таблицу, воспроизводят содержание. В течение периода работы над сказкой дети выполняют ряд заданий, направленных на интеллектуальное развитие. Так дети знакомятся с буквами, работают над артикуляцией звуков, участвуют в занятиях по изодеятельности, играх, разучивают стихи. Путешествуя в “деревню сказкино” дети осваивают все виды деятельности. Работа в свободной деятельности стала разнообразнее, так как содержание занятий органично вносится в игровую среду. Дети раскрашивают картинки по сказкам, в речевых уголках рисуют отрабатываемые звуки, конструируют дома для героев сказок и т.д.

Одним и интересных приемов является работа с тактильными дощечками. Изготавливаются дощечки с разной поверхностью. На поверхность наклеиваются различные материалы: наждачная бумага, мягкая ткань, крупы, семена и т.д. Данный материал хорош для развития тактильной памяти, воображения, развития речи. Ребенку предлагается закрыть глаза, в его руки вкладывается дощечка. Ребенок, ощупывая поверхность, объясняет, какая она на ощупь, что она ему напоминает. Гладя дощечку с гречневой крупой, ребенок говорит, что это зубастый волк, у него зубы острые, он злой. Получая дощечку с мехом, отвечает, что это лиса, хитрая, пушистая. У нее длинный пушистый хвост, она красивая.

Так как дети младшего возраста очень любопытны и им трудно сдержаться, не открыв глаза, мы используем для этой игры традиционный чудесный мешочек. Здесь дети уже имеют возможность не только обследовать предложенную дощечку, но и выбрать из большого количества в мешочке самостоятельно (рисунок 2).

Увидев ценность данной работ, ее результативность мы с легкостью включаем данную технику во все виды занятий. Так как наш детский сад осуществляет приоритетное экологическое развитие детей, данный прием работы с детьми очень помогает нам в решении этих задач. Использование моделирования в экологическом образовании детей помогает им сформировать понятие “сезон как время года”, запомнить признаки сезонов, усвоить принципы составления описательных рассказов по временам года и описания различных предметов и т.д. Мнемотехника прочно вошла в жизнь детей нашей группы. И придя к концу дошкольного возраста, дети пользовались схемами во всех видах деятельности, самостоятельно зарисовывали опыты, результаты наблюдений, составляли планы рассказов.

Совместно с воспитателями дети изготовили мнемотаблицы на многие программные сказки, схемы описательных рассказов одежды, овощей и фруктов, игрушек, человека, погоды, модели потребностей растений и ухода за ними, признаков живой природы, круглого года и т.д.

Мы отмечаем, что наглядность в виде моделей любого плана, помогает детям в освоении многих задач. Дети развиваются всесторонне. Кроме специфических умений присущих определенным видам деятельности, наши дети хорошо подготовлены к школе, где важно развитие психических процессов: внимания, памяти, мышления. Мы решаем вопросы подготовки к школе комплексно и в этом помогаем мнемотехника.

Используемая литература.

  1. Белоусова Л.Е. Удивительные истории. Конспекты занятий по развитию речи с использованием элементов ТРИЗ для детей старшего дошкольного возраста. – СПб: “Детство-Пресс”,2000.
  2. Большева Т.В. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники. СПб: “Детство-Пресс”,2001.