Старинные традиционные жилища разных народов. Автономный туризм.: Типи - Teepee Типи где

Типи - это очень просто "ти-пи" ("для жизни" на языке индейцев Лакота).

(Рис. 2 ,3 ) .
Вы можете сшить типи и побольше, главное - это сохранить пропорции.
Ткань для типи
Ткань желательно выбирать не рыхлую, непромокаемую, легкую и огнеупорную.

Это могут быть все виды брезента, двух нитки, проклеено бязи, или палаточной ткани.

Наилучший вариант - это конечно традиционная парусина.

Есть подозрение, что если все это не будет гореть, то было бы неплохо.

Лучше если ткань не тянется и не реагирует на тепло и влагу.
Хороший вариант легкой ткани - палаточная, хотя она тоньше, и потому менее долговечна.

Ниткой лучше шить суровой, с элементами синтетики.
Если ткань узкая, то прямоугольник сшивается из полос.
Швы при этом желательно делать внахлест на одну сторону так,
чтобы во время дождя по ним могла стекать вода.
Для тонких тканей хорошо использовать парусный шов.
Швы можно провощить (промазать растопленным воском).
Когда прямоугольник уже сшит, можно начинать кроить.
Удобнее всего сначала начертить контур мелом на веревочке длиной в 4.5 метра.
Конец веревки закрепляется в центре большей стороны прямоугольника и мелком,
как циркулем, вычерчивается полукруг
(Рис. А) .

Если у вас маловато ткани, то можно сразу сшивать полосы не прямоугольником,

а пол укругом со ступеньками (Рис. Б) .

Есть различные варианты. На (Рис.3) выкройка типи Сиу (Sioux),
а на (Рис.2) - типи Черноногих (Blackfoot)
Клапана
Чтобы регулировать тягу (прикрывать дымоход с подветренной стороны) у типи есть клапана.
В лесу и степи клапана типи крепятся по-разному - в лесу, где нет ветра,
нижние края клапанов могут свободно висеть или крепиться веревкой к покрышке,

как показано на (Рис.1), а в степи для того, чтобы ветер не рвал клапана,

их нижние концы обычно привязываются веревкой на отдельно стоящий шест

(см. на Рис.1),

От формы клапанов зависит форма типи в целом.

У Сиу клапана цельнокройные (кроятся целиком, вместе с покрышкой)

у Черноногих пришиваются к типи отдельно (пришиваемые клапана).

У типи с цельнокроеными клапанами задняя стенка короче и поэтому оно слегка наклонено назад и вытянуто вверх.

Типи с пришиваемыми клапанами выглядит как ровный конус и в нем больше места.

Вот примеры возможных раскроек клапанов и карманов для клапанов:

Цельнокройные клапана обычно делались длиннее сантиметров на 20 и уже.

Для того чтобы расширить цельнокройный клапан необходимо вшить в него клин,

разрезав клапан сверху примерно до половины (Рис. 5)

Немного о соотношениях размеров клапанов.

Нужно стараться избегать делать слишком длинные клапана - когда типи будет стоять,
то в дырку между ними будет капать дождь и выдувать тепло.
На низ клапана нужно нашить свободно болтающийся кусочек ткани и укрепить квадратиком
сочленение нижнего конца клапана с полотном (рис.6) .

Опять же ширина верхней части клапана должна соотноситься с размером самого типи.
Для типи 4.5 х 9 подходит ширина в локоть с небольшим.
Нижняя часть клапана (подшитый кусок) шириной в две ладони многих устраивает.
Расстояние между клапанами (включая язычок) примерно 70 сантиметров.
Седловина между клапанами должна охватить всю обвязку шестов,
но не увеличивать своим размером ширину клапана.

В середину ее вшивается язычок для привязывания покрышки.

Седловина может быть различной формы,

но именно в этом месте возникает самое сильное напряжение,

язычок пришивается как можно прочнее, так чтобы он мог выдержать вес всей покрышки.

К нему крепится веревка которой типи привязывается к шесту

(варианты крепления на Рис. 7 )
.

Не менее прочно пришиваются и карманы на верхних углах клапанов,

на их внешней стороне.

В них вы вставите шесты для регулировки.

К нижним углам клапанов прикрепите длинные веревки для оттяжки клапанов.

Вместо карманов можно проделать большие дырки

(как это делали Черноногие и Кроу).

Тогда к шесту, отступив некоторое расстояние от его конца,

привязывается поперечина и так он вставляется в дырку.

Индейцы на свободный конец шеста вешали скальпы,

а мы по зрелом размышлении решили, что мы индейцы законопослушные,

и делать так не будем.

Вход
Высота входа должна находиться примерно на уровне плеча, начиная от края покрышки.

А вырезать его нужно отступив сантиметров 20 , которые приходятся на порог.

Глубина выреза - где-то 2 ладони.

Обе половинки отворачиваются полосой крепкой ткани под которою просунута веревка

(см. Рис. 8 ) .

При установке типи концы веревки связываются,
чтобы не слишком растягивался вход.

Если же покрышка из грубой ткани, типа парусины, вполне хватит одной оторочки,
без веревки.

Дверь можно сделать простой, а можно более замороченной.

Простая дверь (Рис. 9)
делается из прямоугольного куска ткани с солидным запасом на низ

(чтобы прикрыть порог) и по бокам.
Верхний край подгибается и прошивается так,
чтобы можно было засунуть туда палку для сохранения формы двери,

чтобы висела ровно. Отступив от нижнего края двери примерно две ладони,

привяжите вторую палку для отвеса, а на нижнем крае двери - шнурки или петлю,

которыми на случай сильного ветра закрепляется на колышки дверь.
Пример замороченной двери - (Рис. 10) .

Ее можно сделать либо из большой шкуры, либо из куска ткани,

вырезанного приблизительно по форме шкуры.

Это трапециевидная дверь с длинным язычком на верхней части,

который прикалывается к покрышке одной из деревянных палочек-"застежек".

Язычок лучше сделать как можно длинней, чтобы подвесить дверь повыше - так она будет удобнее откидываться.

Другой пример замороченной двери - дверь с ивовым каркасом овальной формы,

которую вы видите в правой части рисунка 10.

На некоторых типи вообще не делали дверей и края покрышки просто запахивались один за другой.

Застежки

Застежки - это деревянные обтесанные палочки, которыми закалываются края покрышки,

когда она уже натянута на каркас. Расстояние между ними одинаково,

количество их может быть разное. Порог лучше закалывать двумя застежками.
Поскольку натяжение ткани на пороге очень сильное, можно укрепить его вторым слоем ткани.

Обычно дырки для застежек делаются по две на каждой стороне покрышки,
так чтобы дырки совпадали, а то ткань будет морщиться.

Иногда делают также по две дырки с одной стороны и по одной с другой.

Так легче стянуть покрышку, но натяжение при этом слабеет.

Край ткани с двумя дырками при этом накладывается сверху (ежу понятно).

Полог
Полог - вещь в типухе очень важная.
Он-то в основном и держит тепло, покрышка служит только для защиты от дождя и ветра.

Лучше делать его из плотной ткани (если вам не лень таскать такую тяжесть).
Иногда полог весит столько же, сколько вся покрышка.
Полог прямой (Рис. 12)
Высота его около 150 см.
Для справки - на типи диаметром 4.5 метра на полог требуется
примерно 12 метров ткани.

Сделать его легко, но он съедает много пространства внутри типи.

По верхнему краю через равное расстояние (примерно через метр)
привязываются шнурки-завязки (Рис.15)

для подвешивания на натянутую по периметру между шестами веревку.

Полог трапециевидный

(Рис. 13

Сшивается из широких трапеций.

Поэтому в отличие от прямого полога его можно натянуть строго вдоль шестов.

Обычно его делают из трех секторов (как видно на Рис. 14 ) и с таким расчетом,
чтобы средний сектор накладывался внахлест на два крайних.

Для справки - на 5-ти метровый типи требуется около 20 метров, а на 4,5 метровый - примерно 18.
В любом из этих случаев длины полога должно хватать на то, чтобы вы могли запахнуть его у входа, и чем с большим запасом, тем лучше.
Старайтесь найти для полога светлую ткань, чтобы в типи не было темно.

Дополнительные детали

Азан - что-то вроде козырька,
который подвешивается над спальным местом
чтобы под ним скапливался теплый воздух.

Обычно это кусок ткани в форме полукруга,

который своей закругленной частью привязывается к шнуру, на котором висит полог.

Ткань азана привязывается с запасом,

чтобы можно было заткнуть ее за полог и закрыть щель - теплее будет!

Радиус азана должен быть равен радиусу стоящего типи.

Треугольник от дождя
Маленькая, но очень полезная деталь.
Во время сильного дождя тяга ухудшается, поэтому клапана нужно открыть пошире,
но тогда внутрь будет заливать дождь.
Чтобы голова, однако, совсем сухой был (извините, бум-шанкар попутал),
вырежьте из плотной непромокаемой ткани равнобедренный треугольник,
такой величины, чтобы он мог прикрыть очаг.
Треугольник привязывается наверху, под дымоходом, на три шеста.
Постановка типи
Типи ставится на шестах. Нужно от 9 до 20 шестов, в зависимости от размера типи.

Самое распространенное число шестов для типи диаметром 4.5-5 метров - двенадцать.
Выбирая место для типи, смотрите, чтобы поблизости было поменьше деревьев

(после дождя с них долго капает на покрышку вода),

чтобы место было ровным, чтобы типи не стояло в ложбине.

Траву можно не вырывать, потому что она все равно быстро втопчется.

Итак, вы нашли все шесты и притащили их на место стоянки.

Не забудьте очистить их от коры (чтобы на башка не сыпалось)
и сучков (чтобы покрышка не рвал, однако).
Сначала надо связать треногу.
Для этого расстелите на ровном месте покрышку, положите на нее три шеста.
Шесты крадутся (это опечатка, но если вам лень идти в лес, то это не опечатка)...
Итак, шесты кладутся толстыми концами вровень с краем покрышки,
а тонкие концы связываются вместе на уровне язычка
(язычок - см. отдел Клапана , Рис. 7 ) .
Учитывайте, что если типи сиукского покроя (то есть задняя стенка короче)
то два шеста связываются по высоте задней стенки и один по высоте передней
(Рис. 17) .
Сделайте на шестах засечки, чтобы не съезжал узел.
Кстати, если собираетесь обвязывать весь каркас,
свободный конец веревки должен быть очень длинным.
Теперь торжественно водрузите связанную треногу (тонкими концами вверх)
!
С этого момента начинается самая запарная часть.

двигаясь против солнца (против часовой стрелки).

Потом следующие три шеста по другую сторону от него, двигаясь по солнцу.

И следующие два также по солнцу в оставшийся промежуток, они ставятся рядом,

оставляя место для последнего шеста с покрышкой (он будет стоять за ними).

Все это время параллельно шесты обвязываются для прочности.

Делается это так: берется хвост веревки, которой связана тренога,

и один из ваших помощников, бегая по кругу, прихватывает установленные шесты веревкой.

При этом
полный виток делается на каждые три шеста (и на два последних).
Удобнее это делать чуть-чуть подергивая веревкой, когда она охватывает
розетку шестов, тогда она скользит при каждом рывке к узлу и плотнее к нему прилегает.
Затем к последнему шесту привязывается покрышка крепко- накрепко и притом так, чтобы нижний конец шеста выступал за край покрышки примерно на ладонь. Все это хозяйство поднимается и шест ставится на свое место. Если у вас тяжелая покрышка, то лучше делать это не одному. Для этого лучше перед поднятием шеста собрать к нему покрышку гармошкой и потом, когда шест поднят, два человека берутся за края покрышки и начинают расходиться, оборачивая ею каркас так, чтобы вход находился между восточным треножным и шестом номер 4 на (Рис. 18).
Покрышка скрепляется застежками сверху вниз. После этого можно раздвинуть шесты, чтобы ткань натянулась и плотно облегала каркас.
Далее по периметру типи привязываются веревочки, в середине между каждой парой шестов
(см. на Рис. 19) .

Берется маленький камешек, шишка или еще что-нибудь круглое, оборачивается тканью покрышки, отступив от ее края на ширину ладони и обвязывается плотно веревкой так,
как показано на Рис. 19.

Дополнительно привязываются две завязки по обеим сторонам от входа, около шестов. Теперь покрышка прихватывается к земле колышками.
Вставьте два коротких и легких шеста в карманы клапанов, для управления ими. Вбейте в трех шагах напротив входа шест для оттяжки клапанов и привяжите к нему веревки от клапанов.
Полог
Для начала берется очень длинная веревка.
Она вяжется к шестам внутри типи
на высоте чуть ниже высоты полога. Начинать лучше от шеста с покрышкой.
Под каждый виток веревки подсовывается пара палочек, это маленькие, но очень священные палочки и если вы не придадите им никакого значения, то во время дождя, по шестам будут стекать гулкие потоки воды,
низвергаясь с жутким рокотом прямо вам на кровать.
Способ завязки см. на Рис. 20
.
Потом вешается полог, начиная от входа и закрывая его первым своим сектором, так чтобы края задергивались, как занавески.
Низ полога придавливается изнутри тяжелыми предметами
(камни, рюкзаки, томагавки, гости и т.п.)
Очаг
Не ройте яму под очаг, а то у вас будет бассейн.
Обложите его большими или маленькими камнями.
Лучше всего расположить очаг немного сдвинутым от центра типи ко входу.
Теперь разожгите огонь, если будет дымить,
то вернитесь к странице 1 и посмотрите как правильно шить типи.

В день седьмой поставил Он типи и, оглядев его, возрадовался
Он и увидел Он, что это хорошо.

(гл.765, стих 9437, Евангелие от Чингачгука)

Теперь найдите нас, скажите большое спасибо за ценные поучения (дары и приношения всячески приветствуются),
потом с чувством выполненного долга заходите в свой типи и живите.
САЙТ - http://shtuka.tripod.com/tipi/tipi1.html

Мы решили рассказать об индейцах, их жилищах, обычаях, культуре. Читайте познавательные статьи на страницах Vamvigvam. Ведь если мы с Вами так любим вигвамы, то и знать о них нам полагается всё!

Словом "Типи", как правило, называют переносное обиталище кочевых племен коренных индейцев, живших на территории Великих равнин. Впрочем, на языке индейской народности Сиу слово "типи" означает совершенно любое жилище, а этот вид палаток называется wi. Такой тип палатки, как типи, использовался и многими другими племенами, живущими на Дальнем Западе, а также оседлыми племенами с Юго-Запада страны. В некоторых случаях типи сооружались и в частях страны с большим количеством лесов. В современном мире типи часто ошибочно называют вигвамом.

Типи - это конус, высота которого может составлять от 4 до 8 метров. Диаметр жилища в основании - от 3 до 6 метров. Традиционно каркас типи собирается из длинных деревянных шесток. В качестве основного материала используется древесина хвойных деревьев, таких как сосна и можжевельник, в зависимости от времени жительства того племени, в котором строится типи. Покрытие типи, которое называют покрышкой, ранее шилось из сыромятной кожи животных, чаще всего из кожи бизонов. Для того, чтобы изготовить один типи, нужно было от 10 до 40 шкур животных, в зависимости от размера жилища.

Чуть позже, когда начала развиваться торговля с другими континентами, индейцы стали использовать для создания типи более лёгкий материал - парусина. Но у обоих материалов есть свои минусы - ткань огнеопасна, а кожу очень нравится грызть собакам. Поэтому индейцы решили изменить конструкцию и комбинировать покрытие: верхняя часть делается и кожи животных, а нижняя часть - из ткани. Скрепляются материалы при помощи деревянных палочек, а низ привязывают к специальным колышкам, которые были вбиты в землю, оставляя небольшую щель для циркуляции воздуха внутри конструкции.

В верхней части конструкции расположено дымовое отверстие, которое имеет две лопасти, исполняющие роль дымовых заглушек. Благодаря этим лопастям регулируется тяга дыма внутри типи. Для управления этими лопастями используются либо специальные ремни, либо шесты, которые давали возможность растягивать клапаны за нижние углы. У канадских индейцев из племени Чиппева, например, эти клапаны не были пришиты к самому покрытия, поэтому их можно было вращать как угодно.

Также, благодаря своей конструкции, типи может быть соединен с самой обычной палаткой и с другими типи. За счет этого получается дополнительное пространство. От места соединения основных шестов внутри типи к земле опускают специальный ремень. Он привязан к колышкам в середине типи и работает как якорь, который не даст типи сложиться из-за сильного ветра или другой непогоды. Также в нижней части типи также часто нашивают дополнительную подкладку, которая создает больший комфорт. Во время дождя также может быть натянут специальный круглый потолок. Впрочем, индейцы из Миссури во время дождя надевали на верхние концы шестов в качестве зонта кожаные лодки.

У каждого племени своя особенная конструкция типи, и между собой они отличаются как количеством главных опорных шестов, порядком их соединения, формой самого типи, способом раскроя ткани и шкуры, а также формой дымовых клапанов и способом их соединения с шестами.

Типи представляет собой неотъемлемую часть жизни индейцев. Основным преимуществом данной конструкции является её мобильность, так как типи можно транспортировать в разобранном виде. До появления на землях индейцев колонизаторов транспортировка типи проводилась вручную, однако после появления лошадей стало возможно перевозить типи с их помощью. В то же время стало возможным существенно увеличить размеры конструкции, и иногда диаметр основания достигал 7 метров.

Традиционно индейцы ставят типи входом на восток, однако этим правилом можно пренебречь в том случае, когда палатки стоят по кругу. Благодаря небольшому наклону, который предусмотрел конструкцией некоторых видов типи, палатки могут выдерживать достаточно сильный ветер. Также типи достаточно быстро разбирается и собирается. Именно благодаря этим факторам данная конструкция стала очень популярной среди индейцев.

В настоящее время типи используют в основном консерваторы от индейцев, а также реконструкторы и индианисты. Во многих местах в США можно купить туристическую палатку с таким названием, которая по конструкции похожа на типи.

Типи играет огромную роль и в культуре индейцев. Например, расположение типи входом на восток обусловлено тем, что индейцы должны с утра в первую очередь поблагодарить солнце за наступивший день. В конструкции типи используется круг - священный символ индейцев, что также играет достаточно большую роль, так как круг в индейской культуре может обозначать всё что угодно, начиная от восходящего солнца до сезонных миграций бизонов.

Все части конструкции типи символизируют собой что-то: например, пол символизирует землю, которая может играть роль алтаря. Стены - это небо, а шесты, исполняющие роль каркаса - это тропинки, которые ведут от земли в мир духов.


Несмотря на столь небольшие размеры типи, семьи жили в них достаточно комфортно, так как соблюдали свой уникальный этикет. Согласно этому этикету, мужчины располагались в северной части палатки, а женщины, соответственно, в южной. Ходить внутри конструкции можно только по часовой стрелке. Гости, которые впервые заходят в палатку, могли находиться лишь в женской части типи.

Ходить между центральным очагом и человеком, который стоит перед ним, также считалось зазорным, потому что индейцы считали, что это может помешать связи людей с очагом. Для того, чтобы сесть на своё место, человеку нужно было пройти за спинами сидящих. Часть племен считала, что за алтарь можно было заходить только мужчине-хозяину типи.


Большая часть жилищ в лагерях индейцев, как правило, не раскрашивалась. Те единицы, которые были как-то украшены, оформлялись согласно традициям племени и часто картины на них представляли собой традиционно стилизованные изображения природных явлений и представителей фауны.

Наиболее часто встречался следующий мотив рисунка: по нижней кромке палатки пускался узор, олицетворявший землю, а по верхнему, соответственно, небесный узор. В некоторых случаях рисунки на типи носили и исторический характер: например, это могла быть история, которая приключилась на охоте с владельцем жилища. Достаточно большое внимание индейцы уделяли и своим снам, образы из которых иногда тоже изображались на покрышке типи.


Выбор цветов был небогат, поэтому некоторые из них имели двойное значение. Например, красный цвет мог означать как огонь, так и землю, а желтый мог быть как молнией, так и камнем. Белым цветов обозначали воду и воздух. Небо рисовали синим или черным цветами.

В украшении типи использовали не только рисунки, но и всевозможные медальоны и амулеты, которые делались вручную в соответствии традициям племени. В ход также шли всевозможные трофеи, добытые на охоте, а чуть позже женщины стали украшать типи и при помощи изделий из бисера.

В следующей статье мы расскажем об индейских вигвамах. А выбрать типи ручной работы для своего ребенка Вы можете .

Типи что это? Рассмотрим в данной статье, что такое типи и как оно устанавливается. Отмеряем от середины 1,5 м с обеих сторон и делаем перпендикулярные разрезы глубиной 30 см - это будут нижние края клапана, а другую часть полотна заворачиваем на внутреннюю сторону, как указано стрелочками, и пришиваем. Линия сгиба пойдет параллельно краю всего материала. Эта в два раза сложенная ткань послужит крепкой основой для застежек и двери.

Отступаем от края материала на 20 см, оставляя это расстояние для нижних застежек, вырезаем два полуовала для двери высотой 90 см, глубиной 25 см. В месте отреза мы подгибаем края ткани вовнутрь и прострачиваем сверху для аккуратности. В край желательно вшить веревочки, чтобы впоследствии дверь не растягивалась.

Для верхних застежек у нас остается 1,9 м, разделите это на 6 и получите расстояние между вертикальными петельками (это обшитые сквозные разрезы 2,5 см), которые вы вырежете по паре с двух сторон. Расстояние между ними сделаем 15 см. Обе пары должны быть к низу от двери. Самое главное, следите за тем, чтобы два крыла покрышки были симметричны друг другу.

Когда первое 9-метровое полотнище готово, двойным (джинсовым) швом пришиваются оставшиеся две полосы. Следите, чтобы шов ложился с внешней стороны книзу, тогда вода будет стекать во время дождя, как по черепице. Итак, готовое полотно мы ровно расстилаем и, пользуясь 4,5-метровой веревкой и мелом, как циркулем, из бывшей середины проводим полукруг, это будет линия отреза. Достаточно пришить по краю через каждые 30 см петли из стропы, и покрышка будет готова.

Для полога мы берем плотную, непродуваемую ткань, чтобы лучше сохранялось тепло. Понадобится отрез шириной не менее 1,5 м, длиной 12 м. Расчерчиваем его трапециями, затем сшиваем эти 12 кусков так, чтобы их длинные стороны оказались рядом, - это будет низ полога. На верхнюю часть полога, которая составит 10 м, мы пришиваем через каждые 20 см завязочки.

Теперь, когда сидение за машинкой привело к определенному результату, мы можем благополучно начинать собираться в дорогу, чтобы вкусить всю прелесть индейской жизни на природе. Главное - не забыть захватить 30 метров веревки и лопаточку, можно детскую.

Устанавливаем типи

Итак, вы на природе. Осмотритесь и найдите место повыше, чтобы вас не затопило. Помните, что ваше индейское жилище займет около 4,5 м в диаметре. Теперь берите топор и отправляйтесь в лес искать сосновый сухостой - живые деревья рубить не принято. Вам понадобится 14 шестов не меньше 5 м высотой, не больше 12 см в диаметре.


Шест надо обработать - обрубите сучки, снимите кору. Проводя по нему рукой, вы должны ощущать гладкую поверхность. Женщины племени кроу, например, шкурили шесты песком, но в нашем случае это, пожалуй, излишне. Главное, чтобы случайный сучок не разорвал покрышку при натяжении.

Из имеющихся 14 шестов отбираем 3 наиболее крепких, расстилаем покрышку и кладем на нее шесты в таком порядке: сначала восточный шест, обозначим его на рисунке буквой В, он ляжет слева от входа, и на седловине его пересекут северный и южный. Нужно, чтобы их основание совпадало с краем покрышки. Место пересечения крепко перевязываем веревкой 8-метровой длины. Заведя северный шест за южный, мы ставим треногу на выбранное заранее место.

По традиции, типи ставят входом на восток. «Это для того, - говорят индейцы племени черноногих, - чтобы, выходя утром из типи, первым делом поблагодарить солнце». Есть версия, что восточный ветер из всех самый редкий, это способствует тяге. Как бы то ни было - от лирики к практике - воспользуемся древней мудростью и обозначим вход первым шестом, поставив его в метре слева от восточного, так, чтобы его верхушка легла на шест южный, так же как и у следующих двух (2 и 3). Шесты 4, 5 и 6 пойдут от восточного шеста по солнцу и верхушками лягут на южный шест (рис. 4б). Далее ставим шест 7 слева от южного, а шест 8 - справа от северного. Как и предыдущие, они кладутся на южный шест. Затем обойдем вокруг нашей конструкции по солнцу, взяв веревку, свисающую с треноги, чтобы связка шестов была плотнее. Для шеста 9, как правило, берется дерево покрепче, его кладут на расстеленную покрышку перпендикулярно, так, чтобы его основание выходило за край на 10 см, и к нему привязывают веревку седловины. Собираем покрышку вокруг шеста и водружаем все это на сконструированный нами каркас. Разворачиваем материю и соединяем края между дверными шестами с помощью заранее заготовленных застежек (палочек шириной в палец и длиной 25–30 см). Попробуйте вначале потренироваться дома на зубочистках или карандашах.

Этот момент всегда напоминает волшебство, когда из куска материи и нескольких шестов вдруг образуется некое пространство, дом, мир, способный защитить тебя от чужого глаза и непогоды.

Правда, нам еще кое-что нужно сделать, а именно: разнести шесты так, чтобы натянулась покрышка. Добиться максимально гладкой поверхности бывает сложно. Вставьте оставшиеся 2 шеста в карманы клапанов и постарайтесь избежать складок, иначе во время дождя с них будет капать.

Предосторожность от ветра: в центре рядом с местом для очага забиваем два клина друг против друга, натягиваем веревку, которой обматывали каркас, и привязываем, забивая клинья еще глубже, чтобы веревка звенела, как струна, и тогда этот якорь не позволит даже в самый сильный ветер сдвинуться вашему кораблю от причала.

Теперь нам нужно заготовить необходимое количество кольев для растяжки покрышки. Их длина зависит от качества почвы, в среднем же это 25–30 см. Следует вставить их в петли по нижнему краю покрышки и забить под углом, при этом максимально натянув ткань.

Настала очередь полога. Заходим вовнутрь и привязываем конец веревки к правому дверному шесту 1, примерно на 10 см выше уровня двери, и по солнцу, по периметру протягиваем веревку, оборачивая ее вокруг каждого шеста на высоте 1 м 30 см (это расстояние меняется в зависимости от ширины полога, но не стоит делать его ниже 1 м 10 см). Когда вы вернетесь, сделав круг, к дверному проему, последний узел сделайте на восточном шесте. Теперь мы подвязываем полог по тому же принципу, что и веревку, начинаем над дверным проемом, над ним же и заканчиваем.

Веревки, пришитые к низу клапана, мы натягиваем так, чтобы наши «типушные уши» не висели, и привязываем к предварительно вбитому небольшому шесту.

Огонь - душа индейского жилища

Пора заняться обустройством хозяйства, это приятно, хотя и хлопотно. Первое - это, конечно, очаг. Очаг - это центр, огонь - это тепло, горячая пища, в общем, жизнь. И, что немаловажно, - отсутствие кровососущих насекомых: их выносит наружу с теплым воздухом. Индейцы верили, что огонь - живое существо, а очаг, где огонь живет, - это чистое место, и, чтобы заслужить благосклонность огня, относились к очагу с почтением, делились с ним пищей, не сжигали в нем мусор. Существует предание о семье из племени черноногих, несколько поколений которой перевозили с собой угли одного костра с места на место, не давая им погаснуть.

Прикиньте, где будет находиться центр вашего дома, и на этом месте вырежьте ножом круг, снимите дерн, только не выбрасывайте его, а когда будете уходить, верните все на место. По краям углубления положите булыжники, они помогут дольше сохранять тепло и не дадут загореться траве вокруг. Для очага лучше всего смастерить такую полезную вещь, как тренога: она быстро и просто устанавливается над очагом, с ее помощью легко регулировать высоту котелка и можно сушить вещи.

А теперь мы расскажем, как работать с клапанами, чтобы была хорошая тяга. С одной стороны, они исполняют роль трубы (собственно, они - ее древние родственники, хотя, конечно, и двоюродные), а с другой - паруса, поскольку они ловят ветер. Для того чтобы дым выходил беспрепятственно и его не задувало обратно в типи, нужно один клапан положить в подветренную сторону, а другой поставить поперек, чтобы защитить отверстие. Во время дождя оба клапана кладут по ветру, оставляя небольшое окно. В безветренную погоду их открывают, а если ветер восточный и дует прямо в лицо, их закрывают, как при дожде. Чтобы понять направление ветра, к верхушкам шестов привязывают ленточки - вариант древнего флюгера.

Если наступил период дождей, наш совет - окопайтесь. Чтобы вода с покрышки не заливала типи, вокруг дома выройте неглубокую дренажную канавку.

Ведите себя прилично

Скажем несколько слов об этикете, принятом в домах североамериканских индейцев, своеобразных правилах поведения для выражения такта и уважения к хозяину дома и его близким, и вы поймете, что у разных народов в разные времена традиции сходны.

За очагом - место алтаря, здесь находится череп священного животного, трубка и обладающие магической силой предметы, дальше - место их обладателя, хозяина этого дома. Если смотреть от входа, то по правую руку, между покрышкой и пологом лежат дрова, а по левую - продукты, левая сторона типи - женская, а правая - мужская. На мужскую половину садятся мужчины, приходящие в гости, здесь спит отец хозяина дома или старики, подкладывающие ночью хворост. Женская половина - для жен, взрослых дочерей, маленьких детей и всякого женского хозяйства, также туда садятся приходящие в типи гостьи.

Гость извещал о своем приближении и заходил только после приглашения. Заходя вовнутрь, садился строго на указанное ему место. Рядом с хозяином могли устраиваться дорогие гости и особо уважаемые люди племени. Если человек заходил в типи первый раз, кто-нибудь из членов семьи хозяина объяснял правила поведения в этом типи. Детей, как правило, не приводили с собой, а оставляли их играть на улице либо отводили в детский типи. Одних в типи не оставляли, обычно кто-то из взрослых приглядывал за ними. Когда хозяин типи уходил куда-нибудь или просто хотел побыть один, то закрывал дверь и клал на нее перевязанные крест-накрест две палки - это было знаком для окружающих «не беспокоить».

Не будем скрывать, что пошив и установка типи - дело не простое, но очень и очень интересное. Потраченные деньги и усилия (на материал у вас уйдет около $50, на пошив 3–4 дня, а на первую установку 4–5 часов) окупятся сторицей - удовольствием и удобством. В типи можно жить до холодов, и вы не будете чувствовать дискомфорта, связанного с плохой погодой и комарами.

Дом для каждого человека - это не просто место уединения и отдыха, а самая настоящая крепость, которая защищает от непогоды, позволяет чувствовать себя комфортно и уверенно. Любые невзгоды и длительные путешествия всегда переносятся легче, когда знаешь, что в мире есть место, где можно укрыться и где тебя ждут и любят. Люди всегда стремились сделать свое жилище как можно более крепким и комфортным, даже в те времена, когда достигнуть этого было крайне сложно. Сейчас старинные традиционные жилища того или иного народа кажутся ветхими и ненадежными, но в свое время они верой и правдой служили своим хозяевам, охраняя их покой и досуг.

Жилища народов севера

Самыми известными жилищами народов севера являются чум, балаган, яранга и иглу. Они и сейчас сохраняют свою актуальность, так как соответствуют всем требованиям непростых условий севера.

Это жилище прекрасно приспособлено к кочевым условиям и используется народами, которые занимаются оленеводством. К ним относятся коми, ненцы, ханты, энцы. Вопреки расхожему мнению, чукчи не живут в чумах, а строят яранги.

Чум представляет собой конусообразную палатку, которая состоит из высоких шестов, накрываемых в летнее время мешковиной, а в зимнее - шкурами. Вход в жилище также завешивают мешковиной. Конусообразная форма чума позволяет снегу скользить по его поверхности и не накапливаться на строении, а, кроме того, делает его более устойчивым к ветру. В центре жилища располагается очаг, который служит для обогрева и приготовления пищи. Благодаря высокой температуре очага, осадки, просачивающиеся через верх конуса, быстро испаряются. Чтобы ветер и снег не попадали под нижний край чума, снаружи к его основанию подгребают снег. Температура внутри чума колеблется от +13 до +20°С.

К установке чума привлекается вся семья, в том числе дети. На пол жилища кладут шкуры и циновки, а для сна используют подушки, перины и спальные мешки из овечьей шкуры.

В нем жили якуты в зимний период времени. Балаган представляет собой сложенное из бревен прямоугольное строение с пологой крышей. Строить его было довольно легко и быстро. Для этого брали несколько основных бревен и ставили их вертикально, а затем соединяли множеством бревен меньшего диаметра. Необычным для российских жилищ являлось то, что бревна ставили вертикально, немного под наклоном. После установки стены замазывали глиной, а крышу устилали вначале корой, а затем землей. Это делалось для того, чтобы максимально утеплить жилище. Пол внутри балагана представлял собой утоптанный песок, даже в сильные морозы его температура не опускалась ниже -5°С.

Стены балагана состояли из большого количества окон, которые перед сильными холодами закрывали льдом, а летом - последом теленка или слюдой.

Справа от входа в жилище располагался очаг, представляющий собой трубу, обмазанную глиной и выходящую через крышу наружу. Спали хозяева дома на нарах, расположенных справа (для мужчин) и слева (для женщин) от очага.

Это снежное жилье строили эскимосы. Они жили небогато и, в отличие от чукчей, у них не было возможности построить полноценное жилище.

Иглу представляло собой строение, созданное из ледяных блоков. Оно имело куполообразную форму и в диаметре составляло около 3 метров. В случае, когда снег был неглубокий, дверь и коридор пристраивали непосредственно к стене, а если снег был глубоким, то вход располагался в полу и от него наружу вел небольшой коридор.

При построении иглу обязательным условием было нахождение входа ниже уровня пола. Это делалось для того, чтобы улучшить приток кислорода и вывести углекислый газ. Кроме того, такое расположение входа позволяло максимально сохранять тепло.

Свет в жилище проникал через ледяные блоки, а тепло обеспечивали плошки-жиринки. Интересным моментом являлось то, что от тепла стены иглу не таяли, а просто оплавлялись, что помогало поддерживать комфортную температуру внутри жилища. Даже в сорокаградусный мороз в иглу температура составляла +20°С. Ледяные блоки впитывали также избыточную влагу, что позволяло помещению оставаться сухим.

Жилища кочевников

Юрта во все времена была жилищем кочевников. Сейчас она продолжает оставаться традиционным домом в Казахстане, Монголии, Туркмении, Кыргызстане, на Алтае. Юрта представляет собой жилище круглой формы, покрытое шкурами или войлоком. Основу ее составляют деревянные жерди, поставленные в форме решеток. В верхней части купола располагается специально отверстие для выхода дыма от очага.

Вещи внутри юрты располагаются по краям, а в центре находится очаг, камни для которого всегда возят с собой. Пол обычно устилают шкурами или досками.

Это жилище очень мобильное. Его можно собрать за 2 часа и также быстро разобрать. Благодаря войлоку, который покрывает его стены, внутри сохраняется тепло, а жара или сильный холод практически не меняют климат внутри помещения. Круглая форма этого строения придает ему устойчивости, которая необходима при сильных степных ветрах.

Жилища народов России

Это строение является одним из древнейших утеплённых жилищ народов России.

Стена и пол землянки представляли собой вырытую в земле на глубине 1,5 метров квадратную яму. Крышу делали из теса и покрывали толстым слоем соломы и земли. Стены также укрепляли бревнами и присыпали снаружи землей, а пол обмазывали глиной.

Недостатком такого жилья было то, что дым от очага мог выходить только через дверь, а близость грунтовых вод делала помещение очень сырым. Однако, преимуществ у землянки было значительно больше. К ним можно отнести:

Безопасность. Землянка не боится ураганов и пожаров.
Постоянная температура. Она сохраняется как при сильных морозах, так и в жару.
Не пропускает громкие звуки и шум.
Практически не требует ремонта.
Землянку можно построить даже на неровной местности.

Традиционная русская изба возводилась из бревен, при этом, основным инструментом был топор. С его помощью на конце каждого бревна делали небольшое углубление, в которое закрепляли следующее бревно. Таким образом, постепенно возводились стены. Крышу обычно делали двускатной, что позволяло экономить материал. Для того, чтобы в избе было тепло, между бревнами клали лесной мох. Он при оседании дома становился плотным и закрывал все щели. Фундамент в те времена не делали и первые бревна ставили на уплотненную землю.

Крышу сверху покрывали соломой, так как она служила хорошим средством защиты от снега и дождя. Стены снаружи обмазывали глиной, смешанной с соломой и коровьим пометом. Это делалось с целью утепления. Основную же роль в сохранении тепла в избе играла печь, дым от которой выходил через окно, а с начала 17 века - через дымоход.

Жилища европейской части нашего континента

Самыми известными и исторически ценными жилищами европейской части нашего континента являются: мазанка, сакля, трулло, рондавель, пальясо. Многие из них существуют до сих пор.

Она является старинным традиционным жилищем Украины. Мазанка, в отличие от избы, была предназначена для областей с более мягким и теплым климатом, а особенности ее строения объяснялись небольшой площадью лесов.

Мазанку строили на деревянном каркасе, а стены состояли из тонких веток дерева, которые снаружи и внутри обмазывались белой глиной. Крыша обычно делалась из соломы или камыша. Пол был земляной или дощатый. Для утепления жилища, его стены изнутри обмазывали глиной, смешанной с камышом и соломой. Несмотря на то, что мазанки не имели фундамента и были плохо защищены от влаги, они могли простоять до 100 лет.

Это каменное сооружение - традиционное жилище жителей Кавказа. Самые первые сакли были однокомнатными с земляным полом и не имели окон. Крыша была плоской и в ней находилось отверстие для выхода дыма. В горной местности сакли примыкают друг к другу в виде террас. При этом, крыша одного жилища является полом для другого. Такое построение было обусловлено не только удобством, но и служило дополнительной защитой от врагов.

Этот тип жилища распространен в южной и центральной областях итальянской области Пулия. Трулло отличается тем, что его создавали по технологии сухой кладки, то есть камни клали друг на друга без использования цемента или глины. Это делалось для того, чтобы, вытащив одни камень, можно было разрушить весь дом. Дело в том, что в этой области Италии строить жилища было запрещено, поэтому если приезжал с проверкой чиновник, трулло быстро разрушалось.

Стены дома делали очень толстыми, чтобы они защищали от сильной жары и спасали от холодов. Трулло чаще всего были однокомнатными и имели два окна. Крыша имела конусовидную форму. Иногда, на балки, расположенные в основании крыши, клали доски, и, таким образом, образовывался второй этаж.

Это распространенное жилище в испанской Галисии (северо-запад Пиренейского полуострова). Пальясо строили в горной части Испании, поэтому основным строительным материалом был камень. Жилища имели круглую форму с конусовидной крышей. Каркас крыши был деревянным, а сверху ее покрывали соломой и камышом. Окон в пальясо не было, а выход располагался с восточной стороны.

Благодаря особенностям своего строения, пальясо защищало от прохладной зимы и дождливого лета.

Жилища индейцев

Это жилище индейцев севера и северо-востока Северной Америки. В настоящее время вигвамы используют для различных обрядов. Это жилище имеет форму купола и состоит из гибких изогнутых стволов, соединенных вязовой корой и покрытых циновками, листьями кукурузы, корой или шкурами. В верхней части вигвама находится отверстие для выхода дыма. Вход в жилище обычно прикрыт занавеской. Внутри находился очаг и места для сна и отдыха, пищу готовили за пределами вигвама.

У индейцев это жилище ассоциировалось с Великим духом и олицетворяло собой мир, а человек, выходивший из него на свет, оставлял позади себя все нечистое. Считалось, что дымоход помогает установить связь с небесами и открывает вход духовной силе.

В типи жили индейцы Великих равнин. Жилище имеет форму конуса и достигает в высоту 8 метров. Его каркас составляли шесты из сосны или можжевельника. Сверху их накрывали кожей бизонов или оленей и укрепляли внизу колышками. Внутри жилища от места соединения шестов вниз спускался специальный ремень, который крепился к земле колышком и защищал типи от разрушения при сильном ветре. В центре жилища располагался очаг, а по краям - места для отдыха и утварь.

Типи соединяло в себе все те качества, которые необходимы были индейцам Великих равнин. Это жилище быстро разбиралось и собиралось, легко транспортировалось, защищало от дождя и ветра.

Старинные жилища других народов

Это традиционное жилище народов юга Африки. Оно имеет круглое основание и крышу в форме конуса, стены состоят из камней, скрепленных песком с навозом. Изнутри их обмазывают глиной. Такие стены прекрасно защищают своих хозяев от сильной жары и непогоды. Основу крыши составляют круглые балки или шесты из веток. Сверху ее покрывают тростником.

Минка

Традиционное жилище в Японии - минка. Основной материал и каркас дома изготовлен из дерева и заполнен сплетёнными ветками, камышом, бамбуком, травой, обмазан глиной. Внутри основная часть японского дома - это одно большое помещение, разделенное на зоны передвижными перегородками или ширмами. В японском доме почти нет мебели.

Традиционное жилище разных народов - это наследие их предков, которое делится опытом, хранит историю и напоминает людям об их корнях. В них многое достойно восхищения и благоговения. Зная их особенности и судьбу, можно понять, как непросто было человеку построить прочное жилье и защитить его от непогоды, и как неизменно вековая мудрость и природная интуиция помогали ему в этом.

В 1832 году художник Джордж Кэтлин, вдохновленный идеей «литературных и графических зарисовок манер, обычаев и характеристик» индейцев, поселился на Миссури. В этих поисках он провел несколько лет. Он нарисовал много типи Сиу, Кроу и других племен. На его рисунках схематически показаны дымовые клапана, дымовые отверстия и другие черты, присущие различным типи. Он утверждает: «Кроу из всех этих племен или даже на всем континенте делают самые красивые типи». После рассказа о том, как Кроу «изящно украшают» свои типи «иглами дикобраза, краской и украшениями, столькими многими способами, что те становятся живописными и приятными для глаза», Кэтлин описывает собственную палатку Кроу, в своей обычной манере: «богато разукрашена и увешана скальпами: с великим добрым духом на одной стороне и злым духом на другой стороне».

Тем не менее, его набросок за номером 20, не соответствует этому описанию. Нарисованная фигурка (Добрый или Злой дух?) держит ружье, а в других деталях не отличается от тех, которые этот художник относил к другим племенам. В одной детали этот набросок неточен, а именно: скрещивающиеся сверху шесты обмотаны веревкой, что неверно для всех четырехшестовых типи. Он также упускает из виду характерные для Кроу ленточки на шестах, о которых говорил принц Максимильян.

Дымовые клапана, представленные Кэтлином, не имеют ничего общего с дизайном Кроу. Он явно преувеличивал, что шестов в его типи было «около тридцати». Также его типи не имеют формы наклонного конуса. Кэтлин дает нам нашу первую картинку травуа.

Индейцы обычно оставляют шест в полную длину дерева, но нам пришлось обрезать свои шесты, чтобы было удобней с ними путешествовать. Кроу были недовольны тем, что мы обрезали свои шесты, но когда мы заострили кончики, им это понравилось. Шесты ставились как каркас типи и таким образом сушились на солнце и ветре в течение трех недель, так как типи с сырыми шестами прогибается, образуются складки, и через них сочится вода. Поэтому лучше искать мертвые деревья, так называемый сухостой. Обычно это небольшие сосны. Кроу хранят свои шесты, вместе просунув их в развилку большого дерева.

Старый Койот рассказывал, что еще от своего деда слышал, что Кроу с давних времен перевозили шесты следующим образом: в нижней части шестов просверливались дырки через которые продевались кожаные ремни. Они привязывались в подпруге одна над другой, а концы волочились по земле.

На пологе изображались записи подвигов, таким образом, он был не только декорацией. Полог был настолько важен для типи, как обои для наших домов. Кстати говоря, в наше время Кроу используют в качестве полога кретон, он красив и хорошо защищает от росы. К тому же их типи не защищены от дождя, они созданы только для шоу и Кроу надеются, что во время ярмарки дождя не будет. Однажды ночью была гроза, и Роберт Желтый Хвост на утро сказал, - «У меня всю ночь в типи был душ».

Однажды Сиу вернулись с охоты на бизонов, на краю лагеря стояла типи с огнем внутри и отбрасывала тени находящихся внутри на стены. Воин Кроу, подкравшись, застрелил одного человека, целясь по его тени.

В типи у Кроу и Черноногих мы встречали пологи, которые были раскрашены восковыми детскими мелками. Если вы используете мелки, пройдитесь по рисунку утюгом через кальку, благодаря этому краска лучше впитается в ткань, а остатки краски будут на бумаге.

Прямоугольные полога использовались в больших типи и перпендикулярно спускались с шестов вниз. Но мы видели Кроу, использующих такие полога, заимствованные у Шайен.

Сначала они привязывают их внизу у основания шестов, а затем собирают в складки или внахлест вверху, соблюдая более узкий периметр. Вверху с обратной стороны делается узелок с галькой внутри для того, что бы верхний край полога закрепить к веревке для полога. Таким образом, компенсируется прямоугольная форма полога.

Наш друг рассказывал, что несколько лет назад он был в типи Кроу, где огонь в очаге горел сильно, как в топке. Когда хозяин вышел на минутку из типи, наш друг полюбопытствовал от чего такой огонь и обнаружил, что старый индеец проложил вентиляционную трубу под полом своей типи. Он выкопал небольшую канавку от очага к задней части типи и по ней проложил свою трубу. Он убрал у металлических банок донышки и крышки, сложил их и заново покрыл землей. Это не было заметно под слоем кож и тканей, но добавляло силу огню. Позже мы слышали о таком же устройстве от старого Черноногого Подъезжает К Двери из Браунинга шт. Монтана.

ЭТИКЕТ В ТИПИ.

У индейцев были свои правила этикета в типи, если дверь была открыта, то друзья могли свободно заходить туда. Если закрыта, то они трясли дверь, что бы она шумела или просто вызывали голосом и ждали приглашения. В некоторых типи было специальное приспособление для того, что бы постучать в дверь. Скромный человек мог просто покашлять.

Однажды на рассвете мы проснулись от того, что к нам в дверь кто-то скребся, это был наш друг Кроу, он сказал, что у него для нас есть важное сообщение. Мы еще практически спали, а он зашел и сел у подножия нашей постели. Как ни в чем ни бывало, он стал нам рассказывать историю религии пейота. Мы были шокированы, но оказалось, что среди индейцев это вполне нормально, прийти рано утром и рассказывать истории о религии.

Наш друг однажды посетил старого индейца Юта, он несколько раз постучался в двери деревянного дома, пока его не спросили, - Ты правительственный агент? Он сказал, что он не правительственный агент, а просто друг. Хозяин переспросил еще три раза, является ли его гость правительственным агентом или нет, и только после этого хозяин сказал, - Хорошо, проходи, поешь. Старый Юта был удивлен, - Зачем другу стучаться, чтобы войти.