Аба терапия. ABA-терапия - «Аба-терапия в коррекции и обучении аутичных детей

Волшебной таблетки, излечивающей аутизм, к сожалению, не существует. Для коррекции состояния применяются обычно комплексные методы, позволяющие компенсировать проявления этого диагноза.

Медикаментозные методы

Лекарственные препараты применяются лишь для коррекции конкретных состояний, возникающих по причине аутизма. В частности, для снятия агрессивности, при судорожной активности, для улучшения кровообращения мозга, коррекции нарушения обмена веществ и т. д.

К таким препаратам относятся:

  • Противосудорожные препараты.
  • Антипсихотические.
  • Ноотропы.
  • Витамины.

Лекарства применяются индивидуально, в зависимости от состояния ребенка и назначаются только врачом.

Иппотерапия, музыкальная терапия

Такие занятия положительно воздействуют на аутистов, помогая им адаптироваться к окружающему миру. Равномерные постоянные движения в такт ходьбы лошади отвечают аутистичной склонности к стереотипизму. Ребенок не выходит из рамок своего закрытого мира, общаясь тем не менее с ним через животное. Музыка же посредством постоянных стереотипных звучаний помогает ребенку находить психическую гармонию.

Поведенческая терапия

И все же основной упор делается на работу психологов и педагогов. Целенаправленные занятия проводятся с целью закрепить у ребенка бытовые навыки, способность к самообслуживанию и общению. В этом ключе крайне важны занятия по развитию речи и формированию коммуникативной формы речи. Очень часто у детей при аутизме наблюдаются критерии .

Коррекционная работа по развитию речи у детей-аутистов

У всех детей с аутизмом страдает функция речи. При работе над коррекцией состояния ребенка большое внимание уделяется этой области. Для работы привлекаются логопеды-дефектологи и психологи.

Коррекционные мероприятия требуют большого терпения и участия членов семьи, особенно матери, с которой, как правило, ребенок имеет крепкую эмоциональную связь. Быстрый результат не может быть достигнут вследствие особенностей состояния, однако длительная целенаправленная работа обязательно имеет эффект.

Работа на развитием речи включает:

  • Упражнения на развитие контроля над общей моторикой.
  • Стимулирование мелкой моторики.
  • Развитие работы мышечной группы лица. Далее - упражнения для улучшения артикуляции, гимнастика «для языка».
  • Формирование правильного дыхания во время произнесения звуков.
  • Работа по расширению активного словарного запаса, восприятия речи, формирования правильного построения грамматических форм.
  • Формирование связной речи - рассказ по картинкам, пересказ и т. д.

Особенности работы дефектологов при аутизме

Ввиду особенностей развития психики сотрудничество с такими детьми имеет массу сложностей. Поэтому работа специалистов разделяется на несколько этапов:

  • Установление контакта. Создание для ребенка спокойной психологической атмосферы.
  • Разработка учебных стереотипов.
  • Приучение к зрительному контакту и восприятию указаний учителя.

Первые этапы могут занимать много времени, однако миновать их не удастся. Ребенок с аутизмом может попросту отказаться от работы с посторонним человеком, если тому не удастся наладить доверительные отношения. Поэтому для занятий необходим опытный специалист.

АВА-терапия

В последнее время наиболее эффективной методикой коррекции аутизма считается АВА-терапия (Applied Behavioral Analysis), иначе говоря Прикладной анализ поведения. Вокруг методики ведется масса споров, однако отрицать ее эффективность нельзя. Занятия с АВА-специалистом однозначно приносят результат. В основе методики лежит изучение (анализ) поведения ребенка, выявление способов его поощрения (тактильных, звуковых и т. д.) и использование поощрений для обучения. Последовательно закрепляя нужное действие поощрением, специалист добивается стойкого формирования навыка.

Работа АВА-специалистов подразумевает длительную и довольно интенсивную терапию, разрабатывающуюся индивидуально, исходя из особенностей состояния ребенка.
Существуют методики для занятий с детьми разного возраста, но наибольшего эффекта можно добиться, если начать терапию уже в 2-3 года.
Основным принципы АВА-терапии:

  • Все необходимые навыки разбиваются на блоки, каждый из которых изучается последовательно.
  • Ребенок получает задание и выполняет его под строгим контролем специалиста, получая поощрение за правильный ответ или реакцию.
  • В процессе занятий ведущая роль всегда остается за педагогом, который направляет ребенка и руководит всеми его действиями.
  • Для достижения эффекта необходимы регулярные занятия в среднем по 20 часов в неделю. В зависимости от особенностей и внешней ситуации число уроков может быть сокращено до 6 часов в неделю.
  • Крайне важно, чтобы родители стали членами обучающей команды, то есть разделяли идею программы и дома работали над закреплением полученных навыков.

При помощи АВА-терапии возможно обучение по различным направлениям - коммуникативным навыкам, умению самообслуживания, бытового поведения, развития речи и т. д.

Развитие речи у детей с аутизмом при помощи АВА-терапии

Отсутствие речи у аутистов — одна из наиболее важных проблем, с которой работают АВА-педагоги. Работа в данном случае также строится на блочном принципе и ведется последовательно по всем направлениям.

В силу специфики диагноза работа по развитию речи у детей-аутистов ведется с привлечением разных специалистов - логопедов-дефектологов, психологов, нейропсихологов. Основная цель работы - развитие способности к коммуникативной речи. Выработка навыков строится на постепенном, пошаговом освоении различных блоков:

  • Развитие слухового внимания и восприятия.
  • Стимуляция произвольного внимания и формирование целенаправленных действий.
  • Понимание и выполнение простых инструкций педагога.
  • Обучение восприятию и пониманию слов.
  • Улучшение артикуляционных способностей, постановка правильного дыхания - для выработки корректного звучания речи.
  • Впоследствии работа усложняется - осваиваются принципы грамматического построения фраз, формируется элементарная фразовая речь.

Работа по развитию речи у аутистов - сложный процесс, длительность и результативность которого зависит от исходного состояния ребенка. Однако неукоснительное следование методике, вовлеченность родителей в процесс обучения, систематичность и последовательность позволяют добиться значительных результатов.

Нередко аутизм ассоциируется с .

Не разговаривает вообще. Если чего-то хочет, достает сам. До посещения АВА-терапистов он посещал специализированный детский сад, где с ним занимались дефектологи и логопеды. По крайней мере, я надеялась, что именно так и было. Но после того как я начала водить его на занятия АВА-терапией, стало понятно, что с ним или не занимались вообще, или занимались в корне неправильно.

Как проходят занятия АВА-терапией?

В первую очередь преимущество АВА состоит в том, что занимаются с ребенком не в группе, а индивидуально. Аутисты не смотрят в глаза, тем более посторонним людям. Поэтому первостепенная задача тераписта – это создать зрительный контакт с ребенком. После этого идут очень легкие задания, выполнение которых происходит в форме игры.

Мой Сережа легко выполняет визуальные задания:

  • Сравни карточки и найди похожую;
  • Повтори мои движения;
  • Выбери такой же предмет, как я показываю.

К чему Сережа имеет склонность, определял специалист по тестированию. Он же определял, насколько развит ребенок. Потом результаты тестирования отправили куратору, который живет в другом городе и контролирует работу терапистов. Куратор составляет для Сережи индивидуальную программу занятий, по которой тераписты в дальнейшем с ним занимаются.

Как АВА-тераписты наживаются на чужом горе

Несколько лет назад мыс Сережей сидели в очереди к врачу, а перед нами была мамочка с таким же , который в отличие от моего сына вполне неплохо разговаривал. Эта женщина рассказала, что она занималась со своим ребенком АВА-терапией, и благодаря этому они добились таких успехов в развитии речи, которой раньше не было вообще, как и у нас. Потом она прислала мне полную программу АВА-терапии на е-мейл, но я в ней ничего не поняла, хотя там довольно подробно все описано.

Когда мы с сыном стали ходить к АВА-терапистам, мне стало гораздо понятнее, как надо было заниматься. Я надеялась, что куратор напишет для нас какую-то индивидуальную программу, по которой нам будет легче заниматься. И представьте мое удивление, когда я оплатила куратору кругленькую сумму за написание и получила типовую программу, которая у меня уже была, но слово «ребенок» в ней было заменено на «Сережа».

Потом начались занятия с терапистом, где отрабатывались :

  • Подними руки вверх;
  • Постучи молоточком;
  • Помаши флажком…

Конечно эти занятия нужные. Именно от простого к сложному отрабатывается навык имитации, который у детей-аутистов чаще всего отсутствует. Научившись повторять за взрослым движения, ребенок начинает повторять за взрослым звуки, а потом появляется разговорная речь. Но дело в том, что эти занятия нужно обязательно проводить и дома. И мы с Сережей усиленно этим занимались.

Занятия с АВА-терапистом стоят недешево, поэтому я, с учетом того, что я и сама с ребенком занимаюсь, просила сократить количество занятий. На это мне ответили категорическим отказом, так как при более редких занятиях, они не могут гарантировать успех. Хотя успех они в любом случае не гарантируют. Это было прописано в том договоре, который ни дали мне на подпись. То есть они подстраховываются этим договором на тот случай, если родители будут тратить деньги, результата не увидят и потребуют потраченную сумму через суд обратно.

Последней каплей для меня стало то, что я должна оплачивать просмотр куратором через скайп. Для чего это делается? Чтобы проверить работу тераписта и указать ему, что он делает неправильно. Почему я должна оплачивать этот контроль? Я оплачиваю работу тераписта не для того, чтобы он неправильно работал. В общем, я сказала, что у нас сейчас нет денег. Когда положение улучшится, я приду обратно, а пока буду отрабатывать простейшие упражнения со своим ребенком сама. Бесплатно.

Ну, я надеюсь, что мне не придется к ним возвращаться. Программа то у меня есть. Мне теперь все понятно. Та мамочка сама справилась, и я сама справлюсь. Кстати, программу я выложила на Яндекс диск и она доступна для просмотра здесь https://yadi.sk/i/Mg4oA3483LjNZ8

Мы с сыночком даже сняли несколько видео с самыми простыми заданиями https://www.youtube.com/watch?v=AUpymC6flAQ

Занятия с учителями из школы

В этом году Сереже исполнилось 7 лет, и пришла пора поступать в школу. Сначала мы хотели определить ребенка в школу для умственно отсталых, но не успели. Туда нужно было занимать очередь еще в феврале, а мы опомнились только в августе. Зато в последних числах августа нас сразу взяли в обычную школу, и я совсем не пожалела, что так получилось.

Сережа был определен на домашнее обучение, и теперь к нам домой ходят его классная руководитель и школьная психолог. Классная руководитель – молодая девушка, но у нее уже есть опыт работы с такими детьми. Она работала в платном детском саду для детей с особенностями. И теперь она дает Сереже детсадовскую программу, так как школьную ему давать еще рано. Каждый день мы с ней разучиваем, что такое один, что такое два и что такое три. Когда он это поймет, начнем их складывать и вычитать, но пока рано. Писать тоже пока рано. Светлана Григорьевна пока уделяет внимание тому, как поставить Сереже руку, чтобы он правильно и твердо держал в ней ручку. Кроме того показываем сыну буквы, написанные на карточках, чтобы он их запомнил, и составляем из отдельных букв слова.

Занятия с психологом проходят более интересно. Она приносит разные игрушки и картинки, дает легкие задания. Сереже очень нравится собирать пирамидки, искать выход из простейших лабиринтов, собирать и разбирать матрешку и т.д.

В нашей школе нет штатного логопеда, но директор задалась задачей нанять подобного специалиста специально для Сережи, чтобы он приходил и занимался с моим сыночком на дому, а школа будет платить почасовую оплату.

Ну, я надеюсь, теперь у нас дела пойдут на лад. С ребенком занимаются специалисты плюс я занимаюсь с ним АВА-терапией. В течение 4 месяцев мы ходили к терапистам и он начал четко повторять движения, показанные взрослым. За 2 месяца, что мы не ходим к терапистам, а занимаемся со школьными учителями, Сережа начал понимать, что такое один предмет и что такое несколько предметов. Он более твердо держит в руке ручку. Успехи небольшие, но вода камень точит. Может быть, на летних каникулах мы и пойдем опять к АВА-терапистам, но пока я не вижу в этом необходимости. С нами занимаются бесплатно, и ни чуть не хуже, чем они.

Каков наш мир для детей-аутистов? Ученые полагают, что они видят только размытые лица, мельтешащие картинки, в которых сложно различить те или иные предметы, и слышат раздражающие и дребезжащие звуки. Именно поэтому они прячутся и жмурятся, закрывают руками уши, то есть делают все, чтобы избежать этого кошмара. Как подарить ребенку наш прекрасный мир? Попробуем дать ответ на этот вопрос.

Аутизм

Что же это за патология? Под аутизмом мы понимаем отчужденность человека от всего, что его окружает. И это большая проблема, решение которой кроется в использовании поведенческой коррекции таких детей. Выполнение подобной задачи подарит ребенку счастье, позволив, несмотря на нарушения в развитии, принимать посильное участие в жизни общества.

И здесь на помощь приходит АВА-терапия для аутистов. Она представляет собой поведенческий прикладной анализ. Методика АВА-терапии разработана профессором из США И. Ловаасом. Как она работает? Какие приемы этой методики могут быть применены для лечения больных детей? Рассмотрим ответы на эти вопросы.

В чем суть метода?

АВА-терапия представляет собой усиленную обучающую программу, основу которой составляют принципы бихевиоризма. Этот метод, который сначала широко практиковался в Америке, в настоящее время пользуется популярностью и в России.

Основная суть АВА-терапии заключена в решении задачи, позволяющей привить социальные и бытовые навыки детям с различными формами аутизма при применении системы поощрений и последствий. При выработке у ребенка реакции на стимул ему прививаются те типы поведения, которые существуют в обществе. Судя по отзывам, АВА-терапия, проведенная знающим специалистом, позволяет «загасить» негативные реакции детей, препятствующих их развитию.

Сегодня поведенческая терапия, применяемая при лечении больных аутизмом, считается одним из лучших методов коррекции патологии. Она построена на идее о том, что любые действия человека влекут за собой те или иные последствия. И если ребенку понравится такое поведение, то он будет повторять его вновь и вновь. В противном случае добиться от него желаемого будет невозможно.

Что дает поведенческая методика?

АВА-терапия находит свое широкое применение для пациентов любого возраста. Однако чем раньше было начато лечение, тем лучшим будет конечный результат.

Эффективность метода АВА-терапии подтверждена клиническими испытаниями. Согласно полученным исследователями данным, разработанный американским профессором способ может оказать значительную помощь больным различных форм аутизма, начиная с легкой и заканчивая тяжелой.

АВА-терапия используется в качестве основы для большинства программ, целью которых является лечение аутизма у детей. Проводимые на протяжении 30 лет исследования подтвердили высокую ценность этих прикладных поведенческих методов. В частности, доказано, что обучение с АВА-терапией улучшает коммуникационные навыки ребенка, его адаптационное поведения, а также способности к обучению. Все это в совокупности позволяет достичь необходимого социально обусловленного поведения больного. Проявление же при этом негативных поведенческих отклонений начинает значительно уменьшаться.

Исследователи также получили неопровержимые доказательства того, что чем раньше будет начато прохождение ребенком курсов АВА-терапии (самым предпочтительным при этом считается дошкольный возраст), тем более значимыми будут результаты.

Отрицательные стороны

Существует мнение специалистов и об имеющихся недостатках АВА-метода. В частности, он не рассматривает перенос отработанного в одном месте навыка в другую среду. Так, необходимость снимать с себя верхнюю одежду, войдя в дом, ребенок не применяет в детском дошкольном учреждении или в школе.

Помимо этого, некоторые психологи полагают, что при развитии конкретного навыка больного человек перестает развиваться в целом. Тем не менее, если АВА-терапию не использовать вообще, то ребенок не научится необходимому поведению дома и не сможет освоить даже самых элементарных действий. Все это способно привести к его деградации.

Как это работает?

АВА-терапия для аутистов предполагает разбивку на отдельные небольшие блоки всех сложных для больных детей навыков. Это контактность и речь, умение смотреть в глаза и слушать, творческая игра и т.д. Каждое из этих действий заучивается с ребенком отдельно. Далее все простые звенья соединяют в одну цепь. Судя по отзывам профессионалов, это и позволяет получить какое-либо сложное действие.

Занятия со специалистом

АВА-терапия способна принести положительный эффект, если ребенка, больного аутизмом, будет обучать профессионал. После освоения базовых знаний (в случае тяжелой формы патологии) дети переходят к сложным навыкам. Среди них - творчество, социализация и коммуникации.

Американская методика применяет в разработанной ею системе не только освоение примитивных поведенческих форм. В этой терапии есть место рисованию, спорту, танцам и играм. Причем это не только карточки и жетоны, перекладываемые детьми, сидящими за столом. Здесь подключается работа грамотного профессионала, способного понять, по какому пути необходимо направлять ребенка, и какие проблемы не позволяют ему освоить программу на данной ступени.

Таким образом, специалистом для каждого подопечного подбирается индивидуальный подход. Он может представлять собой обучение в виде отдельных блоков, что похоже на тренинг с карточками, или получение знаний в естественной среде. В последнем случае грамотное сопровождение приводит к тому, что ребенок сам учится играть с другими детьми, делать бутерброды, убирать за собой игрушки и т.д.

При разучивании действий специалистом даются определенные задания. Если ребенок самостоятельно справиться с ними не может, то получает подсказку. За правильные ответы его ждет вознаграждение. Неверные высказывания или действия специалистом игнорируются.

Взаимодействие с родителями

Наибольшего своего эффекта АВА-методика может достичь только в том случае, когда будет реализовано согласованное взаимодействие между специалистом и близкими людьми больного.

Каждый из них должен понимать стоящие перед взрослыми задачи, особенно на самых начальных этапах, где происходит обучение ребенка базовым навыкам коммуникации, самообслуживания, имитации, а также речи. Родителям всегда предоставляется право выбора методики, корректирующей поведение их чада. Но при этом мамы и папы должны осознавать суть поставленной задачи и делать все необходимое для ее решения.

«Язык - понимание»

С чего начать АВА-терапию для аутистов? На старте специалистами предлагается программа «Язык - понимание». Для того чтобы осознать, как происходит процесс обучения, рассмотрим одно из упражнений этой ступени.

Так, специалист центра лечения дает ребенку задание или стимул. Например, он просит больного поднять руку и в качестве подсказки сам поднимает ее вверх. После этого ребенка ждет вознаграждение за правильный ответ. После некоторого количества совместных попыток специалист исключает из этой цепочки звено «подсказка». Он просит ребенка поднять руку и ждет, пока тот не сделает это самостоятельно. При получении правильного ответа ученик получает вознаграждение. Ему дают что-либо вкусное, хвалят или отпускают поиграть. В том случае, когда правильный ответ так и не был получен, АВА-терапевт начинает сначала, используя подсказку. Далее он вновь предлагает действовать самостоятельно.

После того как ребенок в 90% случаев дает правильный ответ, для него внедряют новый стимул. Это может быть, например, кивок головой. Отрабатывают такое задание аналогично предыдущему.

Усложнение

С чего начать АВА-терапию, мы уже разобрались. А что же делать дальше? После того как ребенок освоит задание по выполнению движения «кивни головой», как правило, упражнения начинают чередовать в произвольном порядке. Этот стимул, а также тот, который предлагает поднять ему руку вверх, считается освоенным до конца, когда из 100 % ребенок правильно отвечает на 90 % вопросов. И только после этого вводится третий стимул, происходит чередование обученных навыков, вводится четвертый и т.д.

Генерализация

После освоения ребенком большого числа навыков, включающих и те, которые будут ему необходимы для повседневной жизни, специалист начинает работать с обучающимся над обобщением. Происходит генерализация навыков. Она преследует своей целью проведение упражнений в тех местах, которые ранее не были использованы для занятий. Это может быть коридор, улица и т.д.

После этого приступают к этапу чередования людей, дающих задание. Так, в АВА-терапии дома могут быть задействованы папа и мама, бабушки, дедушки и т.д.

Выход в мир

В какой-то момент обучения ребенок начинает не просто осваивать предложенные ему стимулы. У него возникает способность самостоятельно понимать и совершать новые действия. Например, ему будет достаточно один или два раза показать, как закрывать дверь. После этого программу можно считать освоенной. Судя по отзывам родителей, в большинстве случаев аутичный ребенок впоследствии начинает самостоятельно обрабатывать информацию, полученную им из окружающего мира.

Разнообразие тем

АВА-терапия в своем арсенале имеет не одну сотню самых различных программ. Некоторые из них включают в себя лечение задержки психического развития, освоение вербальной и невербальной имитации, совершенствование мелкой и общей моторики, понимание речи говорящего, называние действий и предметов, а также их классификацию (например, откладывание карточек с животными в одну сторону, а с посудой - в другую).

Помимо этого, методика по коррекции патологии у детей предлагает такие программы, как «покажи, как ты….». Ребенок в этом случае должен крутить руль, причесываться, надевать шапку и т.д. Важным этапом является и обучение местоимениям. Детки-аутисты должны правильно употреблять «я сижу» - «ты сидишь». Их нужно обучить отвечать на вопросы «что», «кто», «когда», «где» и т.д.

Какая из этих программ является более эффективной? Ответить на этот вопрос невозможно. Дело в том, что каждый ребенок обладает своими личностными особенностями. Именно поэтому и подход к нему должен быть индивидуальный.

Применение техники АВА-терапии

С одной стороны, подобная методика несколько напоминает дрессировку. Ребенку предлагают выполнить те или иные действия, а при правильных решениях поставленных задач его поощряют сладостями. Однако такое происходит только на начальных этапах обучения и при наличии глубокого аутизма. В дальнейшем материальные поощрения сменяются социальными. Это может быть словесная похвала, ласковые прикосновения, разрешение перейти к любимому занятию и т.д.

При использовании методики АВА-терапии становится важным, чтобы ребенок придерживался определенного распорядка дня. Жизнь по заданной схеме значительно облегчает освоение разнообразных навыков, формируя социально приемлемое поведение.

Так, после пробуждения ребенку предлагается «маршрут дня». Это размещенные на стене картинки, которые говорят ему о том, что нужно сходить в туалет, почистить зубы, умыться, одеться, позавтракать, сев за стол, помыть за собой посуду и т.д.

Также для начала занятий должен быть определен специальный сигнал. На первом этапе им может стать карточка, визуальные часы или таймер. В дальнейшем ребенку будет достаточно произнести словами «заниматься» или же «играть». Длинные предложения аутистами восприниматься не будут. Ведь большое количество информации ими не усваивается. Вполне достаточно совсем короткой фразы, произнести которую нужно директивным тоном. При этом важно смотреть ребенку в глаза. Ведь фиксация взгляда является одним из тех начальных навыков, которые необходимо усвоить больному. Именно поэтому эту способность понадобится постоянно закреплять, доведя ее до автоматизма.

На начальных этапах технику АВА-терапии рекомендуется использовать от 40 до 60 часов в неделю. Только в этом случае можно будет получить эффективный результат. Ведь ребенку для того, чтобы освоить только один навык, например, приучиться к горшку, понадобится от 2 до 6 месяцев. В этом случае, прежде всего, потребуется выяснение основной причины мокрых штанишек. Вполне возможно, что она имеет физиологический характер. Так, при не поступлении нервных импульсов, ребенок даже и не чувствует того, что он мокрый. В этом случае потребуется терапевтическое вмешательство. Только после этого должны быть использованы воспитательные приемы. Усаживать ребенка на горшок нужно с методичным постоянством, давая ему при положительных результатах что-либо вкусненькое.

Методику поведенческого анализа можно успешно сочетать с речевой терапией, способом сенсорной интеграции и проч. АВА-терапия явится систематическим подходом к развитию и дальнейшей поддержке социально приемлемого поведения.

На сегодняшний день одним из наиболее эффективных способов коррекции аутизма является метод прикладного анализа, или АВА-терапия. Что это такое? Давайте разберемся в данной статье.

Поведенческая коррекция очень важна. Ее главная задача — помочь ребенку с определенными нарушениями в развитии адаптироваться к окружающей среде и принять в жизни общества наиболее полноценное участие.

Дети-аутисты — кто они?

Следует четко понимать, что дети-аутисты не лучше и не хуже других ребят, они просто другие. Отличительной чертой таких малышей является взгляд, «погруженный в себя», они не могут найти связи с внешним миром.

Внимательные родители обнаруживают, что их ребенок - аутист, когда тот еще совсем маленький. В то время, когда обычные малыши начинают постепенно узнавать маму (примерно в 2 месяца), ребенок с аутизмом абсолютно безразличен к внешнему миру. Уже спустя месяц после рождения малыша мама может по плачу определить, что он хочет: играть, кушать, ему холодно, мокро и так далее. С невозможно, его плач, как правило, невыразительный, монотонный.

В 1-2 года малыши с аутизмом могут произносить первые слова, но использование их лишено какого-либо смысла. Ребенок предпочитает быть один. Оставаясь на какой-то период без мамы или близкого родственника, он не проявляет особого беспокойства.

С течением времени малыш также не демонстрирует сильной привязанности к родителям и не стремится к общению со сверстниками.

Точных причин такого состояния пока не установлено. Ученые предполагают, что появляется такое состояние вследствие нарушений развития мозга, хромосомных аномалий, генных мутаций.

Несмотря на создающееся впечатление, что аутистам никто не нужен, такие малыши очень нуждаются в общении, они хотят, чтобы их поняли, просто не знают, как это сделать. Задача родителей помочь такому ребенку установить контакт с окружающим миром. АВА-терапия для аутистов на сегодняшний день наиболее эффективна.

В чем суть методики?

Чем она интересна и уникальна? АВА-терапия — что это такое? Она основана на поведенческих технологиях и методиках, которые дают возможность изучать влияние факторов окружающей среды на поведение аутиста и изменять его, то есть манипулировать этими факторами. Метод АВА-терапии имеет еще одно название — модификация поведения. Идея программы АВА заключается в том, что любое поведение влечет за собой последствия, и когда это ребенку нравится, он будет повторять эти действия, если же не нравится — не будет.

Что дает модификация поведения?

АВА-терапия для аутистов — это основа большинства программ, которые направлены на лечение данного отклонения у детей. Ценность подтверждена многочисленными исследованиями, проводившимися в течение 30 лет.

Специалисты и родители, которые использовали на такую методику, как АВА-терапия, отзывы оставляют следующие:

  • улучшаются навыки коммуникации;
  • нормализуется ;
  • улучшается способность к обучению.

Кроме этого, благодаря данной программе значительно уменьшаются проявления поведенческих отклонений. Также доказано, что чем раньше начаты курсы АВА-терапии (предпочтительнее в дошкольном возрасте), тем более заметными будут результаты.

Ученые разработали различные методы коррекции отклонений, которые применяют в АВА-терапии. Основаны эти способы на принципах прикладного поведенческого анализа.

Как это работает?

При данной методике все сложные навыки для аутистов, такие как контактность, речь, творческая игра, умение смотреть в глаза, слушать и другие разбивают на отдельные небольшие блоки-действия. Каждое из них затем разучивают с ребенком отдельно. В итоге блоки соединяют в единую цепь, которая образует одно сложное действие. Специалист по лечению аутизма во время процесса разучивания действий дает ребенку с нарушениями задание. Если самостоятельно справиться малыш с ним не может, обучающий дает ему подсказку, а потом за правильные ответы вознаграждает ребенка, при этом неправильные ответы игнорируются. На этом основана АВА-терапия. Обучение по данной методике состоит из нескольких этапов.

Первый этап: начинаем с простого

Одним из упражнений программы является «Язык-понимание». Специалист дает ребенку определенное задание или стимул, к примеру, просит поднять руку, тут же дает подсказку (поднимает вверх руку ребенка), после вознаграждает малыша за правильный ответ. Сделав несколько совместных попыток, малыш пытается совершить действие без подсказки. Специалист снова повторяет ребенку ту же фразу и ждет от него самостоятельного правильного ответа. Если малыш отвечает правильно, без подсказок, то получает вознаграждение (его хвалят, дают что-то вкусное, отпускают играть и тому подобное). Если верного ответа ребенок не дает, задание повторяют снова, используя подсказку. Затем малыш снова пытается все сделать самостоятельно. Упражнение заканчивают, когда ребенок смог без подсказки дать правильный ответ.

Когда 90% самостоятельных ответов ребенка на задание специалиста являются правильными, вводится новый стимул, например, просят кивнуть головой. Важно, чтобы задания были максимально различны между собой. Новое задание отрабатывают аналогичным образом.

Второй этап: закрепляем материал

После того как ребенок хорошо освоит второе задание - «кивни головой», упражнение усложняют. Выученные действия чередуют в произвольном порядке: «кивни головой» - «подними руку», «подними руку» - «подними руку» - «кивни головой» и так далее. Задания считаются освоенными, когда в 90% случаев ребенок дает верный ответ при чередовании выученных упражнений. По такой же схеме вводят и отрабатывают третий стимул и так далее.

Третий этап: обобщаем и закрепляем

На этом этапе полученные навыки генерализуют. Когда ребенок накопил достаточное количество освоенных важных стимулов («возьми», «дай», «иди сюда» и др.), уделяют внимание обобщению. Упражнения начинают проводить в непривычных и неожиданных местах (на улице, в магазине, в ванной). После чередуют людей, дающих ребенку задания (специалист, мама, папа, дедушка, бабушка).

Четвертый этап

Это завершающий этап. В какой-то момент ребенок не просто осваивает отрабатываемые с ним стимулы, но и начинает понимать новые задания самостоятельно, дополнительная отработка уже не требуется. Например, ему дают задание «закрой дверь», показывают 1-2 раза и этого уже вполне достаточно. Если это получается, значит, программа освоена, и занятия АВА-терапией больше не нужны. Ребенок начинает дальше осваивать информацию из окружающей среды, как делают это и обычно развивающиеся малыши, не страдающие аутизмом.

От чего зависит эффективность коррекции аутизма у ребенка?

Для поэлементного разучивания и оттачивания десятков действий и предметов необходимо достаточно много усилий и времени. Считается, что для детей с диагнозом «аутизм» АВА-терапия будет наиболее эффективна, если занятиям по данной методике уделять не менее 30-40 часов в неделю. Начинать заниматься по такой программе желательно до того, как ребенку исполнится 6 лет. АВА-тарпия эффективна и для более старших деток. Но чем раньше все начнется, тем лучше будет конечный результат.

Преимущества данной методики

Для детей с аутизмом чрезвычайно действенна АВА-терапия. Обучение заключается не просто в повторении нужного поведения, профессиональный терапевт помогает переносить ребенку правильную модель из одной ситуации в другую. Важнейшей составляющей в достижении успеха является непосредственное участие родителей в программе АВА.

Положительные результаты появляются достаточно быстро. Согласно исследованиям основателя данной методики Ивара Ловааса, около половины детей, которые получили коррекцию по программе АВА, могут проходить обучение в обычной школе. Состояние и поведение улучшились у более 90% детей из общего числа тех, кто получил коррекцию по данной методике.

АВА-терапия дает возможность последовательно развивать ребенка, социализировать и вводить в общество. У детей с аутизмом практически полностью исчезают стереотипы. Методика АВА позволяет детям, которые поздно обратились к коррекции (5-6 лет), освоить речь.

Программа охватывает все сферы познания: от развития до становления и совершенствования бытовых навыков самообслуживания.

Недостатки методики

К сожалению, АВА-терапия не может быть применена на начальном этапе, если ребенок с аутизмом испытывает страх перед чужими людьми. Программа достаточно жесткая, использовать ее следует аккуратно. Родители и морально, и физически должны быть готовы к полной отдаче, работа проводится постоянно, система поощрений и наказаний не нарушается. Перерывы или ослабление работы не желательно, так как это может сказаться на результате. Важно понимать, что ребенка не дрессируют, а тренируют — обучают навыкам путем их многократного повторения. Для работы по данной методике необходимо полное послушание ребенка, а добиться его бывает иногда достаточно сложно. Контролировать занятия по такой программе очень важно, однако и дома следует попытаться организовать систему развития, которая соответствовала бы коррекционному плану.

Возможные трудности

Мотивация детей с диагнозом «аутизм» несколько отличается от таковой у обычных малышей. Важно выявить, что ребенка может заинтересовать, будет его мотивировать. Одобрение или порицание для детей-аутистов малоэффективно, на начальном этапе похвала может быть совмещена с реальной наградой. Такие малыши не могут длительное время сосредотачивать внимание на чем-либо и часто отвлекаются, поэтому важно занятия проводить в тишине, задания разделять на маленькие отрезки. Повторение компенсирует замедленность в обучении, абстрактные понятия объясняют максимально простыми фразами. После того как ребенок научится свободно общаться с учителем один на один, можно предложить ему общение с двумя людьми и так постепенно увеличивать количество окружающих. У таких детей малоэффективен навык наблюдения, поэтому применяется имитация. Правильному обучению мешает самостимуляция — раскачивания, хлопанье в ладоши. Дети-аутисты не различают существенный и несущественный стимул, их реакция иногда может быть чересчур выраженной или, наоборот, очень слабой. Чтобы получить информацию, они чаще всего полагаются на зрение, а не на слух. Дети, хорошо воспринимающие информацию на слух, наиболее успешно развиваются по программе АВА.

АВА-терапия, пожалуй, является единственным методом коррекционной работы с детьми-аутистами, который вызывает такое количество споров и дискуссий. Различные недовольства порождает или устаревшая информация, или неквалифицированные АВА-специалисты, которых сегодня достаточно много, так как данная программа становится все более популярной. Эффективность работы самым непосредственным образом зависит от квалификации специалиста, поэтому выбирать его необходимо очень тщательно.